Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций
Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)
Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.
Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991 г. диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием государства -расходов на капитальные вложения, дотации предприятиям; этим целям соответствовал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем -фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение - Дорожный фонд.
Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.
Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:
Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например негосударственные накопительные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в том числе и международные фонды. Различаются также внебюджетные фонды и фонды целевого финансирования, которые до 1996 г. включительно оставались в составе государственного бюджета: фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд охраны природы. Да и другие рассматриваемые здесь фонды периодически, на протяжении 1992-1996 гг., включались в государственный бюджет и исключались из него. Это отражает процесс становления финансовой системы, поиска оптимального варианта ее структуры.
Возможно употребление термина «специальные фонды», который приемлем для всех внебюджетных и других фондов, фондов хозяйствующих субъектов (уставного, резервного, амортизационного, валютного, ремонтного, фонда накопления, потребления и других), что подчеркивает их целевое назначение.
Организационно
фонды находятся в ведении
специального аппарата или министерства,
что способствует гибкости управления
обособившейся части финансовых ресурсов,
контроля за их рациональным, целевым
использованием. Наличие внебюджетных
фондов позволяет оперативно распоряжаться
целевыми средствами.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Тема 9.
Государственный кредит
и государственный долг.
Цель занятия – глубокое изучение государственного кредите и государственного долга.
План лекции:
Ключевые слова:
государственный кредит,
государственный долг,
ипотечный кредит.
Государственный кредит-совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — юридические и физические лица.
Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно ня финансирование экономики. Отношения по государственному кредиту включают в финансовые по следующим основаниям:
В границах распределительной функции финансов государственный кредит выполняет подфункцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений. С помощью кредита, относительно небольшие в среднем, сбережения населения, предприятий концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики, социально-экономической инфраструктуры.
Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов). Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.
Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антиципирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом, достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних.
Вторая подфункция государственного кредита —регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Тем самым государство вступает в конкуренцию на этом рынке и вытесняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.
Таким образом,
если с помощью
необходимых производств), то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственныхотношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.
Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.
Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный).
Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.
В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти - с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, - страной-реципиентом.
Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика -оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.
Займы различаются по срокам погашения, .месту, способам размещения, валюте займа, эмитентам, видам доходности.
Государственный
долг — это сумма задолженности по
выпущенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты).
В зависимости от рынка размещения, валюты
займа и других характеристик подразделяется
нивнутренний и внешний государственный
долг. Различают также капитальный и текущий
государственный долг. Капитальный—представляет
собой всю сумму выпущенных и непогашенных
долговых обязательств государства, включая
начисленные проценты по этим обязательствам.
Текущий долг - это расходы по выплате
доходов кредиторам по всем долговым обязательствам
государства и по их погашению, срок оплаты
которых наступил.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Тема 11.
Страхование
Цель занятия – глубокое изучение страховой деятельности.
План лекции:
Ключевые слова:
страхование, социальное
страхование, страховой
метод, страховые фонды,
медицинское страхование.
В системе
общественно-экономических
1) природными особенностями и состоянием людей, вступающих в эти отношения (болезни, наступление старости и смерти, рождение детей);
6) диспропорциями в развитии национального хозяйства, вызываемыми непредвиденными стечениями обстоятельств, а также просчетами, ошибками.
Таким образом, эти отношения связаны с наличием объективных противоречий человека и природы, с рисковым характером общественного производства, носят случайный, в большинстве случаев непредвиденный ранее характер. Объективные требования непрерывности общественного производства вызывают необходимость защиты, предохранения от нежелательных последствий подобных обстоятельств, с одной стороны, и возмещения понесенных потерь от этих явлений - с другой.
Поэтому общество, отдельные производители, их группы (в отраслевом или территориальном аспектах) должны располагать необходимыми средствами, включающими как натурально-вещественные запасы или резервы, так и денежные ресурсы для их приобретения в целях продолжения процессов производства, поддержания жизнедеятельности или благосостояния отдельных категорий граждан. Такие денежные средства формируются в виде резервных и страховых фондов.