Лекции по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций

Описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Работа состоит из  1 файл

Лекции Финансы 2008-09.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

     Структура расходов государственного бюджета  состоит из 4 частей:

  • расходы;
  • кредитование;
  • дефицит (профицит) бюджета;
  • финансирование.

       Подобный перечень и группировка  доходов и расходов определяются бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:

    1. доходы:
      • налоговые поступления;
      • неналоговые поступления;
      • поступления от продажи основного капитала;
      • поступления официальных трансфертов;
    2. затраты;
    3. операционное сальдо;
    4. чистое бюджетное кредитование:
  • бюджетные кредиты;
  • погашение бюджетных кредитов;
    1. сальдо по операциям с финансовыми активами:
  • приобретение финансовых активов;
  • поступления от продажи финансовых активов государства;
    1. дефицит (профицит) бюджета;
    2. финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
  • поступление займов;
  • погашение займов;

     Бюджетная классификация - это систематизированная  группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности.

     В Казахстане применяется единая бюджетная  классификация, соответствующая международным стандартам. Она предусматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

  1. Дефицит бюджета и способы его покрытия

     Дефицит бюджета - представляет собой отрицательную  разницу между поступлениями  и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

     Дефицит - превышение расходов над доходами.

     Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег.

     Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

  • общим спадом производства в экономике страны;
  • ростом издержек общественного производства;
  • чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами;
  • преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, несоответствующих уровню развития экономики;
  • большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса;
  • крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;
  • непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.
 

Существуют следующие  способы покрытия бюджетного дефицита:

  • государственные займы;
  • увеличение налогообложения;
  • эмиссия денег.
  1. Организация бюджетной системы РК

      Бюджетная система представляет собой основанную  на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан бюджетная система трактуется с включением Национального фонда.

      Состав  бюджетной системы определяется национально - государственным устройством  страны. 

      В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:

  • Республиканский бюджет;
  • Местные  бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов.
 

Схема    Бюджетная система Республики Казахстан

     С 2005 года вступил в действие Бюджетный  кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования, подходы по формировании доходной и расходной частей бюджетов всех уровней.

     Бюджетная система основывается на принципах  единства. Полноты, реальности и гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены  принципы:

  • Транспарентности;
  • Опоследовательности;
  • Эффективности;
  • Результативности;
  • Приоритетности;
  • Ответственности;
  • Самостоятельности.

     Контроль  за исполнением Республиканского бюджета  осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а  контроль местных бюджетов осуществляется - ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов РК и его территориальными органами и обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов. 

     Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.

  1. В чем состоит социально-экономическая сущность внебюджетных фондов ?
  2. Как классифицируются внебюджетные фонды ?
  3. Какие перераспределительные процессы вызывает функционирование внебюджетных фондов ?
 

Тема 8. Государственные  внебюджетные фонды. 

Цель  занятия – глубокое изучение государственного внебюджетного фонда.

План  лекции:

   1. Сущность  внебюджетного фонда.

   2. Понятие  бюджетный механизм. 

   Ключевые  слова: фонд, внебюджетные фонды. 

  В огромном многообразии финансовых связей можно  выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет».

  Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения .функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

  На современном  этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

  Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

  Таким образом, как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

 (Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

  1) представляет     особую     экономическую     форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

  3) выражает  такую стадию стоимостного распределения,  которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

  Государственный бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд—это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

  Как экономическая категория  государственный  бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

  Государственный бюджет как экономическая   категория  выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом -распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации, о чем излагалось в разделе.

  Бюджет  воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджету

  Разнообразие  форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений: Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе - основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства., Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете».

Информация о работе Лекции по "Финансы"