Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций
Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)
Экономические отношения, связанные с действием неблагоприятных природных, стихийных сил, случайных обстоятельств, производственных факторов и возмещения понесенных потерями ущерба за счет денежных взносов выделяются в самостоятельную категорию страхования.
Целью страхования является общественная или коллективная защита граждан, имущества, процессов производства для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства.
Для страхования присущими чертами являются:
1) вероятностный характер отношений;
2)чрезвычайный
(неординарный) характер отношений
(в любом масштабе—
Часть отношений имеет сравнительно общую направленность и назначение соответствующих фондов денежных средств через систему общественной защиты с использованием резервных фондов широкого назначения. Эти отношения и фонды связаны и направлены на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных событий, носящих общенациональный характер. В таких случаях, помимо постоянно существующих фондов (общегосударственных материальных резервов, резервных фондов правительства), могут мобилизоваться дополнительные средства за счет предприятий, организаций, добровольных пожертвований населения. Эти фонды используются для возмещения ущерба населению, воссозданию объектов производства и инфраструктуры, осуществлению мероприятий по восстановлению экологического равновесия.
Вторая часть отношений имеет направленность на защиту социального положения граждан с образованием и использованием фондов сравнительно более узкого назначения - социального страхования и социального обеспечения. Действие этих отношений связано с необходимостью социальной защиты населения.
Третья часть представляет отношения по страховой защите здоровья и благосостояния людей, их имущества, а также имущества хозяйствующих субъектов с использованием замкнутого круга участников и достижением эквивалентности этих отношений в пределах данной их совокупности. Это - имущественное пличное страхование граждан и имущественное страхование для хозяйствующих субъектов. Относительно самостоятельной частью общей системы страхования является медицинское страхование.
При страховании применяются два основных метода формирования страховых резервов и фондов: бюджетный и страховой. Для финансирования мероприятий по устранению последствий крупных катастроф и бедствий могут применяться как вспомогательные методы сбора благотворительных пожертвований или разверстки средств среди участников, не затронутых определенным событием. Возможен также метод формирования денежных средств или материальных запасов на основе самострахования, то есть в пределах одного хозяйствующего субъекта или гражданина. Такой метод применяется в сельском хозяйстве (запасы - фонды фуража, семян, кормов, топлива и т.д.), на предприятиях сферы материального производства (запасы сырья, полуфабрикатов, других материалов); личные сбережения граждан могут рассматриваться как их страховые запасы (фонды).
Бюджетный метод формирования фондов предполагает использование средств бюджетов, то есть средств всего общества.
Страховой метод предусматривает образование фондов за счет взносов предприятий, организаций и населения; размер, порядок уплаты взносов определяются в зависимости от вида страхования или законом, или специальным договором между участниками страховых отношений.
В первой части страховых отношений - общественной защите используется бюджетный метод, во второй части — социальном страховании — оба метода, в третьей части — имущественном и личном - исключительно страховой метод.
Материально-вещественными
носителями экономической категории
страхования выступают страховые фонды,
которые представляются элементами общественного
воспроизводства, резервами денежных
или материальных средств, формируемыми
за счет взносов участников страховых
отношений.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Тема 12.
Государственное финансовое
регулирование экономики.
Цель занятия – глубокое изучение развития государственного финансового регулирования экономики.
План лекции:
1. Государственное
финансовое регулирование
2. Предпосылки
осуществления государственного финансового
регулирования.
Ключевые слова:
платежный баланс, лицензия,
государственная монополия,
таможенный кодекс,
таможенный тариф.
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.
Пункты 3,4
названных предпосылок
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;
б) хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
г) из предыдущих
условий следуют вытекающие из него: возмоо/сность
свободного беспрепятственного перемещения
подвижных факторов производства (капиталов
в разной форме, рабочей силы, технологий,
информации, прав собственности и т.д.)
между отраслями, производствами, территориями
как в границах
государства, так и в рамках единого интеграционного
пространства нескольких стран, объединяющихся
в экономические союзы по развитию
сотрудничества, исходящего
из преимуществ международной кооперации
и разделения труда.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.
Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным-, валютным, оплатой труда) и административное.
Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).
Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, гак и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде.
Общей формой является планирование (прогнозирование).
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:
методы коммерческого
или хозяйственного расчета, нормирования
средств, нормативы отчислений в финансовые
фонды и их использования.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Тема 13.
Финансовый рынок.
Цель занятия – глубокое изучение финансового рынка.
План лекции:
Ключевые слова:
финансовый рынок, дилеры,
брокеры, фондовая биржа,
акционерное общество.
Финансовый рынок представляет собой экономические отношения, связанные с движением денежного капитала в разных формах и ценных бумаг. Он является составной частью системы рыночных отношений и органически связан с товарными и другими рынками: земли, природных ресурсов, рабочей силы, жилья и другой недвижимости, страховыми, валютными, технологий, золота и т.д.