Менеджмент деловой активности и эффекти- вности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:48, дипломная работа

Описание

Успех работы организации во многом зависит от совершенствования методов управления деятельностью всех его подразделений, особенно его финансовой сферы. От ее состояния, как и умелого использования финансовых инструментов, в значительной мере зависит непрерывное функционирование предприятия и перспектива его развития.

Содержание

1.Введение………………………………………………….
2. Менеджмент деловой активности и эффекти-
вности деятельности предприятия……………………..
3. Краткая организационно-экономическая ха-
рактеристика ООО «Универмаг»………………………
4. Анализ эффективности деятельности
ООО «Универмаг»……………………………………...
5. Факторный анализ уровней рентабельности,
оборачиваемости и эффективности исполь-
зования капитала ООО «Универмага»………………..
6. Политика управления эффективностью
деятельности работы ООО «Универмаг»…………….
7. Заключение……………………………………………..
8. Список литературы……………………………………..
9. Приложение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

финансы.doc

— 742.50 Кб (Скачать документ)
 

На основании имеющихся данных можно говорить о том, что несмотря на сокращение численности населения в 2005 году  по отношению к 2003 году на 339 чел., и по отношению к 2004 году на 16 чел., план товарооборота  на 2005 год оказался перевыполненным на 9,21% или в стоимостном выражении на 2809тыс.руб. Что касается величины обслуживаемого населения, то данный показатель по годам,  вопреки снижению численности населения на 339 чел.за анализируемый период, в динамике возрос на 0,85 тыс.руб. в сравнении с 2003 годом  и на 0,53 тыс. руб. по отношению к 2004 году и составил в отчетном году  2,34 тыс.руб., превышая таким образом плановый показатель на 8,84%. Подобную тенденцию роста товарооборота на душу населения при снижении  численности населения можно объяснить ростом доходов жителей поселка, а также расширением ассортимента, реализуемых товаров, и улучшением качества обслуживания.

Также филиал «Универмаг» осуществляет некоторую  долю оптовой торговли и имеет  отдел общественного питания. Поэтому  логично проанализировать товарооборот филиала по трем основным видам деятельности и определить долю каждой из них в общем товарообороте.

Из данных таблицы  следует, что товарооборот всех трех основных видов деятельности предприятия «Универмаг» в сумме в сравнении с 2003 годом возрос на 11619 тыс.руб. и на 7660 тыс. руб в сравнении с 2004 годом.

Товарооборот  «Кафетерия»за исследуемый период сократился на 151 тыс.руб. но следует  отметить, что динамика снижения показателя в данному виду деятельности по годам  ослабевает. Так если показатель товарооборота  за 2004 год оказался ниже значения 2003 года на 136 тыс.руб, то уже в 2005 году он сократился по отношению к 2004 году только на 15 тыс.руб. 

Таблица.

Товарооборот  по основным видам деятельности филиала  «Универмаг» за 2003 – 2005 годы.

Вид деятель-

ности

2003 год 2004 год 2005 год Отклонение 
Факт,

Тыс.

Руб.

Уд.

Вес,

%

Факт,

Тыс.

Руб.

Уд.

Вес,

%

Факт,

Тыс.

Руб.

Уд.

Вес,

%

Факта 2005 от Уд.веса 2005 от
2003 2004 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
«Кафетерий» 1133 5,23 997 3,89 982 2,95 -151 -15 -2,28 -0,94
Оптовая торговля 1398 6,45 1830 7,14 2680 8,05 1282 850 1,6 0,91
Розничная торговля 19145 88,32 22808 88,97 29634 89 10489 6826 0,68 0,03
Всего 21677 100 25636 100 33296 100 11619 7660 - -
 

Замедление  темпов падения товарооборота свидетельствует о том, что предприятие осуществило работу по стабилизации данного показателя в этом виде своей деятельности. Не смотря на сокращение разрыва показателя товарооборота в 2005 году по отношению к 2003 и 2004 годам, удельный вес товарооборота «Кафетерия» в общем товарообороте торгового предприятия «Универмаг» сократился в сравнении с 2003 годом на 2,28% и на 0,94% по отношению к 2004 году снижение удельного веса «Кафетерия» означает, что его работа в исследуемом периоде  была непродуктивной и товарооборот данного структурного подразделения оказался менее значимым в общем объеме товарооборота предприятия «Универмаг».

Оборот  оптовой торговли в 2005 году составил 2680 тыс.руб., что на 1282 тыс.руб. больше показателя 2003 года и на 850 тыс.руб. больше значения 2004 года. показатель удельного веса данного вида деятельности также растет по годам и в 2005 году но достиг 8,05 %, что на 1,6% и 0,91% больше значений за 2003 и 2004 годы соответственно.

Основным  видом деятельности «Универмага» является розничная торговля. В стоимостном выражении данный показатель за исследуемые годы значительно возрос с 19145 тыс. руб. 2003 года до 29634 тыс. руб. 2005 года. Но анализ удельного веса розничной торговли за 2003-2005 годы показал, что розничный товарооборот возрос лишь на 0,68% в общем товврообороте предприятия. На основании этого можно говорить о том, что «Универмаг» в своем основном виде деятельности работает стабильно и планомерно  расширяет свою деятельность, выполняя поставленные цели.

Торговое  предприятие «Универмаг» обеспечивает население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому в данной ситуации возникает необходимость анализа товарооборота по отдельным структурным подразделениям филиала «Универмаг». Цель данного анализа заключается в установлении удовлетворения спроса населения на отдельные виды товаров в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом. Для оценки структуры товарооборота филиала «Универмаг» составим таблицу.

Данные  таблицы свидетельствуют о том, что показатель товарооборота в разрезе структурных подразделений  предприятия «Универмаг» на протяжении анализируемого периода развивался неравномерно.

В большинстве  отделах торгового предприятия  «Универмаг» показатель товарооборота  развивается в положительную сторону. Следует обратить внимание на  значительный рост товарооборота в магазине «Одежда». Если в 2003 году товарооборот донного подразделения составлял 268 тыс.руб., то уже в 2004 году он достиг 4174 тыс.руб., что на  1457,84% больше значения 2003 года. подобный стремительный рост показателя товарооборота за столь небольшой промежуток времени (1 год) в первую очередь можно объяснить полным обновлением ассортимента, предлагаемых товаров, который стал более расширенным, качественным и соответствующим тенденциям современной моды. По динамике роста товарообороту магазина «Одежда» уступает второй отдел, характеризующийся высоким темпом роста, «Уют». Его товарооборот в

Таблица.

Информация  о динамик ассортимента и структуры  товарооборота филиала «Универмаг» за 2003 – 2005 годы.

Товарная

 группа

2003

год

2004

 год

2005

год

Отклонение  Темп  роста 

2005 к  сумме,%

суммы 2005 от Уд.веса

2005 от

2003  2004
сумма

тыс.

руб.

Уд.

Вес,

%

сумма

тыс.

руб.

Уд.

Вес,

%

сумма

тыс.

руб.

Уд.

Вес,

%

Сум

мы 

2003

Сум

мы 

2004

Уд.

веса

2003

Уд.

веса

2004

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
«Кафетерий» 1133 5,23 997 3,89 982 2,95 -151 -15 -2,28 -0,94 86,67 98,49
«Продукты» 2115 9,76 1551 6,05 2597 7,8 482 1046 -1,96 1,75 122,80 167,44
«Галантерея» 2484 11,46 2451 9,56 2910 8,74 426 459 -2,72 -0,82 117,15 167,44
«Сувениры» 4879 22,51 5325 20,77 6802 20,43 1923 1477 -2,08 -0,34 139,41 127,74
«Детский

мир»

1957 9,03 2148 8,38 2913 8,75 956 765 -0,28 0,37 148,85 135,61
«Книги» 421 1,94 482 1,88 605 1,82 184 123 -0,12 -0,06 143,78 125,52
«Обувь» 429 1,98 349 1,36 369 1,11 -60 20 -0,87 -0,25 86,01 105,73
«Одежда» 268 1,24 2161 8,43 4175 12,54 3907 2014 11,3 4,11 1557,84 193,20
«Уют» 1175 5,42 3151 12,29 5094 15,30 3919 1943 9,88 3,01 433,53 161,66
«Товары для

дома»

4415 20,37 4509 17,59 5513 16,56 1098 1004 -3,81 -1,03 124,87 122,27
«Хоз. Товары» 665 3,07 674 2,63 406 1,22 -259 -268 -1,85 -1,41 61,05 60,24
«Строймате-

риалы»

1287 5,94 1072 4,18 665 2,00 -622 -407 -3,94 -2,18 51,67 62,03
«Овощи» 440 2,03 777 3,03 - - - - - - - -
«Автоматы» - - - - 259 0,78 - - - - - -
Итого 21677 100 25636 100 33296 100 11619 7660 - - 153,60 129,88
 

2005 году  составил 5094тыс.руб., что на 333,53% больше 2003 года. в данном отделе рост  товарооборота явился следствием  не только изменения ассортимента , но и внедрением в торговую практику продажи товаров в кредит до 6 месяцев, что сделало возможным покупать населению дорогостоящие товары, которые не были им доступны при единовременной оплате.

Но не все отделы «Универмага» успешно  функционировали в исследуемом временном периоде. Так в магазинах «Кафетерий», «Стройматериалы», «Хозтовары» имело место падение показателя товарооборота. Но следует отметить, что тенденция снижения товарооборота во всех этих отделах развивалась по разному.

В отделе «Кафетерий» наблюдается замедление темпов снижения товарооборота, так если  этот показатель в 2004 году был ниже значения 2003 года на 136 тыс.руб., то в 2005 году он снизился относительно 2004 года на 15 тыс.руб. что касается отдела «Хозтовары», то здесь наблюдается ухудшение работы отдела в 2005 году, так как, в 2004 году товарооборот данного подразделения превысил значение 2003 года на 99 тыс.руб., но в 2005 году показатель товарооборота оказался ниже не только  уровня 2004 года, но и 2003 года на 268 тыс.руб. и 259 тыс. руб. соответственно.

Неблагоприятная ситуация складывается и в отделе «Стройматериалов», где на протяжении трех лет динамика снижения товарооборота  растет. Если в 2004 году товарооборот был  ниже значения 2004 года на 215 тыс. руб., то в сравнении с 2004 годом его значение за 2005 год снизилось уже на 407 тыс.руб. в результате чего товарооборот данного отдела за 2003-2005 годы снизился на 48,33%.

Если  же рассмотреть структуру общего товарооборота торгового предприятия  «Универмаг» за три прошедшие года удельный вес  его отделов сократился, кроме  магазинов «Одежда», «Уют», где на протяжении исследуемого временного периода имел место рост  удельного веса. Так удельный вес  отдела «Одежда» в 2003 году составил 1,24 %, то в 2005 году он достиг 12,54 %. Что же касается магазина «Уют», то его удельный вес  увеличился с 5,42 % до 15,30 %.

Следует отметить, что в 2004 году был ликвидирован отдел «Овощи» и открыт новый  – «Автоматы», который принес «Универмагу» в 2005 году 259 тыс.руб.

Данные  таблицы 8 свидетельствуют о том, что реализация товаров в отчетном периоде, практически по всем отделам «Универмага» в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, за исключением магазинов «Продукты» и «Обувь», где  имеет место снижение показателя товарооборота на 178,6 тыс.руб. и 6,7 тыс.руб. соответственно. Возможными причинами подобного спада могут быть недостаточный ассортимент продукции и появления конкурентов вблизи филиала. Что касается этого же показателя в сопоставимых ценах, то уже в четырех отделах «Универмага» имеет место снижение товарооборота: в «Кафетерии» на 50 тыс.руб., «Продукты» на 321,5 тыс.руб., «Обувь» на 38,8 тыс.руб., «Стройматериалы» на 94,5тыс.руб. В результате чего, можно сделать вывод о том, что из-за увеличения цен филиал не дополучил реального физического товарооборота на общую сумму в 504,8 тыс.руб.

Успешность  работы торгового предприятия оценивается  показателем товарооборота, зависящего от многих факторов, которые могут  как повысить, так и занизить его  значение. На основании этого в дальнейшем мы рассмотрим основные факторы , повлиявшие на развитие товарооборота.

   Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных запасов

   Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и  наиболее полного удовлетворения  спроса покупателей на складах должны быть определенные  товарные запасы. Поэтому товарные запасы являются важным фактором, от которого зависит объем товарооборота торгового предприятия. Зависимость товарооборота от товарных запасов можно представить в виде формулы 

   ТО = ТЗср * Д / Тдн          (16)

   Где ТЗср – средние товарные запасы

           Д – количество дней в анализируемом  периоде(360 дней)

          Тдн – товарооборачиваемость  в днях 

   Для  анализа влияния товарных запасов на показатель товарооборота составим таблицу 14.

Таблицу 14.

   Информация  о средних товарных запасах по филиалу «Универмаг» за 2003-2004 годы

Показатель 2003 год 2005 год Отклонение
1 2 3 4
Товарооборот,тыс.руб 21677 33296 11619
Средние товарные запасы,тыс.руб 4181,2 4372,4 191,2
Товарооборачиваемость,дн 69,44 47,27 -22,17
 

   В 2003 году товарооборот составил 21677 тыс.руб. Если бы в 2005 году товарооборачиваемость  осталась на уровне 2003 года, а средние  товарные запасы соответственно оказались  равными 4372,4 тыс.руб, то значение товарооборота за отчетный период достигло бы 22668 тыс.руб.

Информация о работе Менеджмент деловой активности и эффекти- вности деятельности предприятия