Налоговая система Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой является более углубленное рассмотрение налоговой системы РФ в целом, а также подробное ознакомление с основными видами налогов.
Задачи работы:
изучение сущности налога и ее видов;
охарактеризовать основные виды налогов;
ознакомиться со структурой ФНС РФ;
выделить проблемы работы налоговой системы;
рассмотреть пути ее развития.

Работа состоит из  1 файл

осн часть.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

   Налоги  всегда были и продолжают оставаться важнейшим инструментом осуществления  экономической политики государства. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

   В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования являются непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. Следовательно, знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются главным условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ. Этим и обусловлена актуальность данной темы в настоящее время.

   Целью написания данной курсовой является более углубленное рассмотрение налоговой системы РФ в целом, а также подробное ознакомление с основными видами налогов.

   Задачи  работы:

  1. изучение сущности налога и ее видов;
  2. охарактеризовать основные виды налогов;
  3. ознакомиться со структурой ФНС РФ;
  4. выделить проблемы работы налоговой системы;
  5. рассмотреть пути ее развития.

   На  мой взгляд, наиболее рационально можно реализовать поставленные задачи, в следующей последовательности: введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.

   Первая  глава посвящена понятию налога, его структуры, основным функциям. Для этого использовала материалы различных учебников по налогам, где приведены теоретические основы вопросов.

   Во  второй главе своей работы провела характеристику основных налогов, и рассмотрела структуру ФНС РФ, рассмотрела задачу по налогу на прибыль. Пользовалась учебными пособиями (Налоги и налогообложение, Налоговый кодекс РФ), электронными газетами, данными сети Internet.

   Третья  глава представлена в виде проблем и путей развития налоговой системы РФ. Использовала статьи в сети Internet. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

   1.1. Понятие, сущность и функции  налогов

   Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.

   На  мой взгляд, к этому определению  имеется шесть существенных замечаний. Во-первых, в указанной формулировке отсутствует признак того, что данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовой основе, по юридически установленным правилам. Ведь именно правовой характер налогов является их главным преимуществом перед любыми другими формами обязательных изъятий в бюджетную систему страны или в государственные внебюджетные фонды. В данном случае отсылка к такому установленному в указанной формулировке признаку, как обязательность не совсем конкретна. Дело в том, что понятия «обязательность» и «законность» - не синонимы. Обязательность платежа может быть установлена не только законодательным актом, но и другим нормативным документом, принятым при этом не обязательно законодательным органом власти. Такой нормативный документ может быть принят и соответствующим исполнительным органом власти. Для введения и уплаты налога необходим исключительно законодательный акт. Это должен быть закон особого рода, дающий право исполнительной власти применять данный налог.

   Во-вторых, приведенное в НК РФ определение жестко увязывает налог с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и на практике не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых. Об этом, кстати, говорится в соответствующей главе НК РФ. Кроме того, российское (да и не только российское) налоговое законодательство предусматривает возможность взыскания налога при отсутствии денежных средств. На это, в частности, указывает ст.45 НК РФ, в соответствии с которой налог может быть взыскан за счет другого (кроме денежных средств) имущества налогоплательщика. На ранних стадиях зарождения товарно-денежных отношений натуральная форма уплаты налога играла весьма существенную роль. Да и в современных условиях не исключается возможность возрождения натуральной формы налога, в частности, из-за расстройства отдельной национальной денежной системы.

   В-третьих, в данном определении понятия  «налога» допущена неточность в определении порядка уплаты налога. В современных условиях функционирования налоговых систем большинства государств налоги не взимаются государством, как это установлено НК РФ, а уплачиваются плательщиками самостоятельно. Подобная практика установлена в российской налоговой системе. Согласно положениям НК РФ налоговые органы – основной налоговый контролер государства, - как известно, не взимают налоги и сборы с плательщиков, а всего лишь контролируют соблюдение налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. В отличие от них таможенные органы в Российской Федерации, как и в большинстве других стран, являются сборщиками  налогов, уплачиваемых налогоплательщиками при пересечении границы. Только в этом случае правомерно говорить о взимании налогов с их плательщиков.

   В-четвертых, вызывает обоснованное сомнение праводопустимость предусмотренной в рассматриваемом определении формы взимания налогового платежа как отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств по следующим основаниям:

   1) подобное отчуждение противоречит  принципам свободы собственности,  закрепленным конституциями большинства  развитых стран, в том числе  и России. Например, согласно Конституции РФ лишение имущества может быть произведено только по решению суда;

   2) сам термин «отчуждение», исходя  из общепринятого его применения, не совсем совместим с понятием  налога, поскольку он трактуется  и с юридической, и с общегражданской позиций «как отнимать, отбирать, конфисковать». При этом ни один словарь русского языка, ни один энциклопедический или экономический словарь не увязывает термин «отчуждение» с налогом.

   В-пятых, при определении налога как экономической  категории не следует исходить из действующей практики его применения в отдельно взятой стране.  В данном случае речь идет об имеющемся в определении налога указании на то, что налоги взимаются с физических и юридических лиц. Дело в том, что налоги могут взиматься (и взимаются на практике) не только с этих категорий налогоплательщиков. Обязанность по уплате налога часто возлагается не только на отдельных физических лиц, но и на различные объединения, которые могут и не являться юридическими  лицами. В частности, во многих странах установлено посемейное обложение подоходным налогом, когда налогоплательщиком выступает не отдельное физическое лицо, а объединение всех членов определенной ячейки общества – семьи. К подобной практике обложения данным налогом неизбежно (рано или поздно) придет и российская налоговая система. В этом случае придется делать поправки в определение понятия «налог», закрепленного в нынешней редакции НК РФ. Но содержание любой экономической категории не может меняться от условий ее практического применения.

   И наконец, шестое замечание. Данное в  НК РФ понятие налога не учитывает  один из принципиальнейших признаков  налога – регулярность. Под понятие  налога , данное в НК РФ, вполне можно  отнести штраф, конфискацию и  другие формы отчуждения имущества. Действительно, штраф обязателен к уплате, осуществляемый в форме отчуждения имущества. Он также безвозмезден и при этом поступает в бюджет для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов.

   Кроме перечисленных выше замечаний, сомнение вызывает и используемый при определении налога в НК РФ термин «платеж». Слово «платеж» подходит для отношений купли-продажи, поскольку в нем присутствует элемент оплаты каких-либо услуг или благ. Это слово ассоциируется с отношениями возмездности, получения чего-либо взамен. Поэтому при определении налога, следовало бы применить термин «взнос». Таким образом, исходя из всего вышеизложенного можно дать следующие определение налога.

   Налог – это обязательный, индивидуально  безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

   Налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой2. Так как в налогах концентрируется вся совокупность интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны.

   Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой стороны, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода.

   Вместе  с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются  общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям. Наряду с государственным кредитом, государственными расходами и другими финансовыми категориями налоги носят объективный характер, базируются на существовании  разных форм собственности, реализуются через собственную форму движения.

   Одновременно  налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства  и налогоплательщиков в форме  налогового законодательства, базовой  составляющей государственного финансового  права. Налог поэтому и является нормой права, что иначе как по закону, он уплачен быть не может.

   В настоящее время в экономической  науке нет единой устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  налогом функций. Было бы более обоснованным говорить о четырех функциях налога.

   Рисунок 1 – Функции налога

   Рассмотрим  суть и механизмы налоговых функций. Фискальная функция носит всеобъемлющий  характер, распространяется на всех физических лиц и юридические лица, которые  согласно действующему налоговому законодательству обязаны уплачивать налоги. Данная функция налога характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

   С фискальной наиболее тесно связана  распределительная функция налога. Суть заключается в том, что с  помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство  перераспределяет финансовые ресурсы  их производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

   Стимулирующая функция осуществляется через систему  налоговых ставок и льгот, налоговых  вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.

   С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция налогов. Механизм этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. 

   1.2. Принцип налогообложения. Классификация  налогов

   В основу современной мировой налоговой  системы положены принципы налогообложения, разработанные А. Смитом. В 1776 году А. Смит впервые сформулировал четыре основные правила налогообложения, получившие название «декларация прав плательщика». Суть их состоит в следующем.

   Правило равномерности (справедливости) гласит, что подданные каждого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый год покровительством правительства.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации на современном этапе