Налоговая система Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой является более углубленное рассмотрение налоговой системы РФ в целом, а также подробное ознакомление с основными видами налогов.
Задачи работы:
изучение сущности налога и ее видов;
охарактеризовать основные виды налогов;
ознакомиться со структурой ФНС РФ;
выделить проблемы работы налоговой системы;
рассмотреть пути ее развития.

Работа состоит из  1 файл

осн часть.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

   Суть  правила определенности (известности) состоит в том, что налог, который следует уплачивать каждому, должен быть определен точно, а не произвольно. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

   Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика.

   Исходя  из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства.

   Современные принципы налогообложения имеют  три направления: экономические, организационные, юридические. Ознакомимся с каждым из принципов поподробнее. 

   Экономические принципы налогообложения

Равенства и справедливости Эффективности Соразмерности Множественности Всеобщности
Принцип платежеспособности  
Принцип выгод
 
 

   В первую очередь в ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.

   Среди экономических принципов налогообложения  существеннейшим является принцип эффективности, который фактически состоит из двух самостоятельных принципов:

    1. налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным;
    2. максимальная эффективность каждого конкретного налога выражена в низких издержках государства и общества при сборе налогов и содержании налогового аппарата.

   Необходимо  отдельно выделить принцип соразмерности налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков. Этот принцип также можно сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны.

   Принцип множественности налогов включает ряд аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Другим не менее важным аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может не состояться.

   С принципом равенства и справедливости также тесно связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.

   Организационные принципы налогообложения

   Значимым  при формировании налоговой системы  является принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя требованиями:

   1) налоговая система должна предъявлять  одинаковые требования к эффективности  хозяйствования конкретного налогоплательщика  вне зависимости от форм собственности,  субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности.

   2) должен быть обеспечен одинаковый  подход к исчислению налогов  вне зависимости от источника  или места образования дохода  или объекта обложения.

   Одним из важнейших для налогоплательщиков является принцип удобства и времени взимания налога. Исходя из этого принципа каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.

   Исключительное  значение, особенно в условиях федеративного государства, имеет соблюдение принципа разделения налогов по уровням власти. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе. Он устанавливает следующее: каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

   Существенным  является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства.

   Важное  значение имеет также принцип эффективности. Суть данного принципа заключается прежде всего в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными.

   Принцип гласности означает требование официального опубликования налоговых законов, других нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика.

   Рациональная  и устойчивая налоговая система  невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества.

   Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами.

   Юридические принципы налогообложения

   Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными.

   С указанным принципом тесно связан принцип равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации ни одной из них.

   Важным  является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

   Нередко теоретики и практики налогообложения  выделяют также и другие принципы. В частности, к числу таких  принципов налогообложения нередко  относят принцип федерализма, принцип  плавности, принцип единства налоговой и финансовой политики, принцип равноправия субъектов РФ в сфере налогообложения и т.д.

   Из  вышеуказанного становится ясно, почему же экономическая наука к настоящему времени так и не определила окончательно все принципы налогообложения.

   Классификация налогов:

  1. по принадлежности к уровню власти:

       а) государственные;

       б) федеральные;

       в) региональные;

       г) местные.

   2) по методу взимания:

      а) прямые;

      б) косвенные.

   3) по субъекту уплаты:

      а) с юридических лиц;

      б) с физических лиц.

   4) по принадлежности к звеньям  бюджетной системы:

      а) регулирующие;

      б) закрепленные.

   5) по объекту обложения:

      а) реальные (имущественные);

      б) ресурсные (рентные);

      в) личные;

      г) вмененные;

      д) взимаемые с фонда оплаты труда.

   6) по способу обложения:

      а) «у источника»;

      б) «по декларации»;

      в) «по кадастру».

   7) по применяемой ставке:

      а) прогрессивные;

      б) регрессивные;

      в) пропорциональные.

   8) по назначению:

      а) общие;

      б) специальные.

   9) по источнику обложения:

      а) уплачиваемые из прибыли;

      б) уплачиваемые за счет издержек;

      в) относимые на уменьшение финансового результата;

      г) уплачиваемые с общей суммы выручки. 

   1.3. Понятие и структура налоговой  системы

   Совокупность  установленных налогов не может в полной мере характеризовать налоговую систему страны, поскольку она представляет собой достаточно сложное образование. Перечень включенных в нее налогов отражает только одну из ее сторон. Понятие «налоговая система» намного шире и включает в себя также законодательство о налогах и сборах и государственные органы, обеспечивающие ее функционирование.

   Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

   Для выполнения возложенных на нее функций налоговая система должна таким образом включать в себя следующие элементы:

   1) взаимосвязанная совокупность налогов  и сборов, обеспечивающих первостепенные  потребности государства для выполнения возложенных на него функций;

   2) законы, а в необходимых случаях, - и подзаконные акты, устанавливающие  порядок установления, отмены, исчисления  и уплаты налогов и сборов, систему контроля за соблюдением  налогового законодательства и ответственность за его нарушение;

   3) государственные органы, уполномоченные  заниматься налоговым администрированием.

   Для целостной характеристики российской налоговой системы необходимо подробно проанализировать каждый из указанных ее элементов. В данной главе рассмотрим первый элемент – установленную систему налогов и сборов, классифицируя их по различным классификационным признакам. Два других элемента российской налоговой системы будут подробно исследованы в следующих главах работы.

   По  своей общей структуре, принципам построения и перечню российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

   В первую очередь систему налогов  следует характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов3. Также в НК РФ ст. 18 предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов.

Таблица 1 - Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти:

Федеральные налоги Налоги, установленные специальными налоговыми режимами Региональные  налоги Местные налоги
1) акцизы;

2) налог на  доходы физических лиц (НДФЛ);

3) налог на  добавленную стоимость (НДС);

4) налог на  прибыль организаций;

5) налог на  добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6) водный налог;

7) сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

8) государственная  пошлина

1) единый сельскохозяйственный  налог;

2) единый налог  при упрощенной системе налогообложения;

3) единый налог  на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции

1) налог на  имущество организаций;

2) налог на  игорный бизнес;

3) транспортный  налог

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество физических лиц

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации на современном этапе