Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:08, дипломная работа
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
Введение……………………………………………………………………4
ГЛАва 1. Система налогообложения юридических лиц: сущность, виды………………………………………………………………...8
1. 1. Сущность и функции налогов и сборов………………………………..8
1. 2. Специальные налоговые режимы……………………………………..15
1. 3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы...…...38
ГЛАВА 2. Анализ платежей предприятий в бюджет………44
2. 1. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области..44
2. 2. Финансово-экономический анализ деятельности ООО "Служба быта"………………………………………………………………………………...54
2.3. Анализ состояния взаимоотношений ООО "Служба быта" с бюджетом…………………………………………………………………………...61
ГЛАВА 3. Направления совершенствования налоговых взаимоотношений предприятия с бюджетом………………...…65
Заключение……………………………………………………………..68
Список использованной литературы………………………...72
Приложения……………………………………………………………...76
Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум (безналоговая зона) – часть объекта, полностью освобождённая от налога.
Наличие субъекта налогообложения (личная налоговая повинность), предмета налогообложения (материальная налоговая повинность) и ставки налогообложения задают схему обложения налогом. [43,с. 65]
Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:
Регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;
Финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления, и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.
Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги. [12,с. 34]
Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через:
- Изменение системы налогообложения;
- Изменение налоговых ставок;
-
Предоставление налоговых
Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. [2,с. 15]
Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.
Государственное
налоговое регулирование
Верхний – это регулирование, реализуемое за счёт разницы налогов. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, регулирование курса валюты, разных обязательств и резервов для этих видов кредитов оказываются регуляторами для потоков, вкладываемых капиталов.
Нижний уровень регулирования – это отдельные налоговые льготы внутри какого – либо сектора.
Фискальная функция заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для формирования финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. С её помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.
Эта функция, способствующая огосударствлению части национального дохода в денежной форме, создаёт объективные предпосылки государственного регулирования экономики. [18, с. 35]
То есть эти две функции взаимосвязаны друг с другом, вытекают одна из другой и находятся во внутреннем единстве. Увеличение значения фискальной функции позволяет расширить налоговую базу, создать объективное предпосылки для более глубокого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время, успешное регулирование налогами обеспечивает экономический рост, повышает благосостояние населения, что в свою очередь, создаёт благоприятную базу для фискальной функции.
В России фискальная роль налогов всегда выдвигалась на первый план, не изменилась такая политика и сейчас. Руководители министерства финансов прямо считают её "важнейшей из всех функций, что бы ни говорилось по этому поводу". [45, с. 28]
Вместе
с тем в обязанности
Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.
Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.
Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.
В
процессе сбора и использования
налогов возникают
Благодаря
контрольной функции
Учётно-контрольная функция позволяет налоговой системе, и в целом системе государственного управления учитывать доходы предприятия и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать эти показатели на будущее.
Социальная
функция реализуется через
Самыми
социально несправедливыми
Часть
социальной функции является социально
– воспитательной, которая проявляется
в различном подходе к
Различают, твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твёрдые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта его дифференциации его величины.
Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возраста дохода. При прогрессивной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В
общих чертах видно, что прогрессивные
налоги – это те налоги, бремя
которых наиболее сильно давит на
лиц с большими доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело ударяют по
физическим и юридическим лицам, обладающим
незначительными доходами. [26, с. 58]
1.2.
Специальные налоговые режимы.
Налоговая система РФ включает общий налоговый режим и специальные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом считается особый порядок внесения и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который устанавливается Налоговым кодексом РФ. [1,с. 194]
При традиционной системе налогообложения юридические лица уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН и другие налоги, и сборы. [13,с. 45]
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, ЕСН и т. д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. [38,с. 345]
Налогоплательщиками единого социального налога признаются:
1)
лица, производящие выплаты
2)
индивидуальные
Объектом
налогообложения для
Не
относятся к объекту
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса). (в ред. Федерального закона от 20. 07. 2004 N 70-ФЗ)
Не подлежат налогообложению: (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 N 166-ФЗ)
1)
государственные пособия,
2)
все виды установленных