Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:08, дипломная работа
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
Введение……………………………………………………………………4
ГЛАва 1. Система налогообложения юридических лиц: сущность, виды………………………………………………………………...8
1. 1. Сущность и функции налогов и сборов………………………………..8
1. 2. Специальные налоговые режимы……………………………………..15
1. 3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы...…...38
ГЛАВА 2. Анализ платежей предприятий в бюджет………44
2. 1. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области..44
2. 2. Финансово-экономический анализ деятельности ООО "Служба быта"………………………………………………………………………………...54
2.3. Анализ состояния взаимоотношений ООО "Служба быта" с бюджетом…………………………………………………………………………...61
ГЛАВА 3. Направления совершенствования налоговых взаимоотношений предприятия с бюджетом………………...…65
Заключение……………………………………………………………..68
Список использованной литературы………………………...72
Приложения……………………………………………………………...76
В
2010 году практически не произошло положительных
сдвигов в повышении уровня собираемости,
налогов. Некоторые крупные налогоплательщики
увеличили недоимку как по платежам в
окружной бюджет, так и в консолидированный
бюджет округа (табл. 2.1.2):
Таблица 2.1.2
Увеличили недоимки по платежам в окружной и в консолидированный бюджет округа
Предприятие | Недоимка на
01.01.09г.,
тыс. руб |
Недоимка на 01.01.10г.,
тыс. руб. |
Увеличение недоимки, тыс.руб |
ОАО "Кондпетролеум" | 37 065 | 271 310 | 234 425 |
000 "Лукойл-Западная Сибирь" | 107 761 | 275 511 | 167 950 |
ОАО "Мегионнефтегаз" | Переплата 35 261 | 96 978 | 132 239 |
ДП "Сургутгазпром" | 93 628 | 192 039 | 98 411 |
ОАО "Варьеганнефтегаз" | Переплата 17 629 | 51 792 | 69 351 |
Недоимка по состоянию на 1. 01.10 года в территориальный бюджет составила 3 263 629 тыс. руб. – возросла на 391 383 тыс. руб. или на 13,7 %.
Налоговых доходов (с учетом ВМСБ) поступило в доход окружного бюджета 7852 684,25 тыс. руб. , и обеспечило выполнение годового задания по сбору этих налогов только на 79,1 %, а по консолидированному бюджету на 77,7 %, что ниже плана на 4 690 691 тыс. руб. .
План выполнен лишь по двум доходным источникам: акцизы и налог на покупку валюты. Несмотря на значительное перевыполнение (соответственно 121,3 %, 118,1 %) дополнительно поступило в бюджет лишь 646 тыс. руб. , так как данные доходы занимают менее 1 % в общем объеме налоговых доходов. Самое низкое исполнение по налогу на добавленную стоимость - 63,8 %, в целом по округу план по НДС выполнен на 85,7 %. Получено в консолидированный бюджет 2 780 525 тыс. руб. налога на добавленную стоимость, что ниже уровня прошлого года на 545 279 тыс. руб. или на 16,4 % и ниже плана на 641087 тыс. руб. (недоимка в территориальный бюджет по состоянию на 1.05.10 года составила 895 678 тыс. руб.).
Подоходного налога получено в окружной бюджет 476 281 тыс. руб. , что ниже плана на 199 093 тыс. руб. или на 29,5 %. , тогда как по округу исполнение составило 75,2 %. За истекший год поступило в бюджет округа подоходного налога ниже уровня прошлого года на 582 619 тыс. руб. или на 14,6 % (2008 год - 4 001 577 тыс. руб. ; 2009 год -3 418 958 тыс. руб.). Невыполнение по данному источнику доходов объясняется несвоевременной выплатой заработной платы.
В истекшем году поступило в консолидированный бюджет округа налога на имущество больше, чем в прошлом году на 78 888 тыс. руб. , но ниже плана на 611 531 тыс. руб. или на 17,5 %. Соответственно исполнение по окружному бюджету составило 78,5 %. Полнота сбора по данному налогу позволила бы обеспечить выполнение плана по данному налогу (недоимка на 1.01.10г. в территориальный бюджет составила 574 312 тыс. руб.).
Наметилась тенденция к снижению по налогу за право пользования недрами: если за 2008 год поступило в окружной бюджет 1 733 293 тыс. руб. , то в 2009 году при плане 1 653 873 тыс. руб. - 1 298 664 тыс. руб. или меньше прошлого года на 434 629 тыс. руб. и соответственно плана на 355 209 тыс. руб. План года выполнен на 78,5 %, что чуть выше исполнения в целом по округу (75,8% план 3 537 169 тыс. руб. факт - 2 679 568 тыс. руб.). В результате снижения цен на нефть по ряду объединений и падения добычи нефти по сравнению с прошлым годом на 2 182,2 тыс. тонн, (добыто в 2009 году – 166 678 тыс. тонн, в 2008г. - 168 861,1 тыс. тонн), план не выполнен.
Налога на прибыль поступило в окружной бюджет 925 251 тыс. руб. или меньше прошлого года на 191 122 тыс. руб. и плана на 227 566 тыс. руб., исполнение составляет соответственно 82,9 % и 80,3 %. В целом по округу план по налогу на прибыль выполнен лишь на 72,9 %: поступило 2 697 365 тыс. руб., при плане 3 702 379 тыс. руб. , что меньше, чем в 2008 году на 1 232 138 тыс. руб. или на 31,4 %. Недоимка по налогу на прибыль на 1.01.10 года составила 790 794 тыс. руб.
Поступления
в фонд воспроизводства минерально-
Незначительной для окружного бюджета в 2010 году явилась сумма неналоговых доходов - 1 272 737 тыс. руб., доля которых в общем объеме поступлений составляет 13,9 %. Хотя план по данной группе доходов выполнен на 224,6 %, – дополнительно в бюджет поступило 705 987 тыс. руб. (при плане 566 750 тыс. руб. поступило 1 272 737 тыс. руб.). Перевыполнен план по возврату инвестиций в 1,7 раза; по доходам от имущества, находящегося в государственной собственности в 3,9 раза, что обусловлено заключением новых договоров по аренде имущества. ; по доходам от продажи принадлежащего государству имущества в 4,7 раза за счет поступления доходов от продажи акций, закрепленных в федеральной собственности: от Тюменской нефтяной компании поступило 10 570,209 тыс. руб., от НК "Лукойл" -18 072,990 тыс. руб., от НК "Сибур" - 10 464 тыс. руб. План по возврату средств инвестиционного налогового кредита выполнен на 54,5%, возврат процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом осуществлен на 69,4 %. , в результате чего в окружной бюджет не поступило средств на общую сумму 99 977 тыс. руб. (табл. 2.1.3)
Таблица 2.1.3
Возврат инвестиционного налогового кредита в 2010 году
Предприятие | Предусмотрено к возврату, тыс.руб. | Уплачено, тыс. руб. | Не уплачена вообще, тыс. руб. |
000 "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" | 119 324 | 70 336,7 | |
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" | 2 454 | 2 162 | |
ОАО "Юганскнефтегаз" | 47 123 | ||
ОАО "Кондпетролеум" | 4 508 | ||
ОАО "Сургутский ГПЗ" | 3 705 | ||
ОАО "Югандрев" | 80 | ||
ОАО "Автотранспортное предприятие №1" | 357 | ||
ЗАО "Дебит" | 337 | ||
ОАО "Юганскнефтегеофизика" | 324 |
В связи с неудовлетворительным исполнением доходной части бюджетами муниципальных образований не исполнен план по возврату средств досрочного завоза как федерального, так и окружных фондов.
По федеральному фонду под досрочный завоз товаров в 2009 году полностью рассчитались по своим обязательствам МО г. Нефтеюганск (кредит – 256,6 тыс. руб. , проценты – 82,4 тыс. руб.) и МО г. Нягань (кредит - 34 259,2 тыс. руб. , проценты – 3 949,3 тыс. руб.).
По окружному фонду под досрочный завоз товаров и процентам за пользование им в 2009 году полностью рассчиталась Администрация МО г. Нягань (кредит – 8 247,5, проценты - 1 308,7 тыс. руб.); предприятия – Ханты-Мансийское городское потребительское общество, ОГУОРП "Юграторг", Северная торгово-заготовительная межрайбаза. Частично погасили задолженность МО "Октябрьский район", МО "Советский район".
Структура доходов окружного бюджета и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа в 2010 году характеризуется данными показанными в таблице 2.1.4.
Таблица 2.1.4
Структура доходов бюджета ХМАО за 2010 г.
№ п/п | Наименование доходов | Сумма доходов бюджета ХМАО (тыс. руб.) | Уд. вес в разделе (%) | Сумма доходов окружного бюджета (тыс. руб.) | Уд. вес в разделе (%) |
1 | Всего доходов | 22580536 | 100,0 | 9 125 421 | 100,0 |
в том числе: | |||||
1. 1 | Налоговые доходы | 16 403 967 | 73,0 | 3 912 741 | 42,9 |
в том числе: | |||||
1. 1. 1 | Налог на прибыль предприятий | 2 737 141 | 12 | 925 251 | 10,1 |
1. 1. 2 | Налог на доходы физич. Лиц | 3 472 582 | 15 | 476 281 | 5,2 |
1. 1. 3 | Акцизы | 2 780 525 | 12 | 488 804 | 5,4 |
1. 1. 7 | Остальные налоги | 645 915 | 3 | 84 024 | 0,9 |
1. 2 | Неналоговые доходы | 650 328 | 3 | 442 371 | 4,8 |
в том числе: | |||||
1. 2. 1 | Доходы от гос-ной собственности | 300 674 | 1 | 14 109 | 0,2 |
1. 2. 2 | Доходы от продажи гос. имущества | 67 997 | 40 581 | 0,4 | |
1. 2. 3 | Остальные неналоговые доходы | 281 657 | 1 | 387 681 | 4,2 |
В
доходах окружного бюджета
Анализируя таблицу 2.1.4, можно сделать следующие выводы: основным источником налоговых доходов в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа является налог на доходы физических лиц - 15 %. Доля поступлений налога на прибыль предприятий составляет 12 %. .
Удельный вес неналоговых доходов к общей сумме доходов окружного бюджета составляет 4,8 %, а в бюджете ХМАО 3%.
Поступление доходов в окружной бюджет в течение всего 2010 года осуществлялось неравномерно: так в первом квартале поступило 63,8 % доходов к плану на 1 квартал 2010 года (план - 2 625 062 тыс. руб., факт - 1 675 508 тыс. руб.); во втором квартале - 80,5 'А доходов к плану на 1 квартал (план - 2 625 062 тыс. руб., факт - 2 114 136 тыс. руб.); в третьем квартале 55,5 % доходов к плану на 111 квартал (план - 3 150 074 тыс. руб., факт - 1 747 811 тыс. руб.; в четвертом квартале - 171,6 % доходов к плану на 1У квартал (план - 2 100 050 тыс. руб., факт - 3 602 982 тыс. руб.).
В целях своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися источниками выплаты, а также предотвращения неправомерного пользования бюджетными денежными средствами юридическими и физическими лицами, руководителям коммерческих банков и учреждений Центрального банка было направлено письмо, с просьбой усилить контроль за своевременностью уплаты предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам.
В целях мобилизации доходов, в 2010 году еженедельно работала комиссия по решению оперативных вопросов на период ликвидации последствий кризиса, при участии Губернатора автономного округа, представителей ведущих отделов и Комитетов Администрации округа, Фонда имущества, ГНИ по ХМАО, Налоговой полиции, Прокуратуры, на которой рассматривались вопросы обеспечения безопасности населения и взаимодействия с муниципальными образованиями; формирования резервов материально-технических ресурсов, продовольственных товаров и лекарственных средств; погашения дебиторской и кредиторской задолженности Администрации округа, а также вопросы, касающиеся кредитных организаций, фондового рынка, ценовой политики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. Рассматривались предложения о возможности повлиять на ситуацию по установлению внутренних цен нефтяными компаниями, с целью увеличения поступления налогов в окружной бюджет. Взято на контроль создание нормативных запасов по территориям, их распределение, а также складывающиеся цены на товары в округе. Установлена очередность наложения ареста на имущество крупнейших налогоплательщиков-должников (заключено 4-х стороннее соглашение между налоговой инспекцией, налоговой полицией, службой судебных приставов и фондом имущества). [35,с. 54]