Налоговые платежи организаций в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:08, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

ГЛАва 1. Система налогообложения юридических лиц: сущность, виды………………………………………………………………...8

1. 1. Сущность и функции налогов и сборов………………………………..8

1. 2. Специальные налоговые режимы……………………………………..15

1. 3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы...…...38

ГЛАВА 2. Анализ платежей предприятий в бюджет………44

2. 1. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области..44

2. 2. Финансово-экономический анализ деятельности ООО "Служба быта"………………………………………………………………………………...54

2.3. Анализ состояния взаимоотношений ООО "Служба быта" с бюджетом…………………………………………………………………………...61

ГЛАВА 3. Направления совершенствования налоговых взаимоотношений предприятия с бюджетом………………...…65

Заключение……………………………………………………………..68

Список использованной литературы………………………...72

Приложения……………………………………………………………...76

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВО.doc

— 626.50 Кб (Скачать документ)

     1.3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы. 
 
 

     В основу распределения налоговых  полномочий между бюджетами разных уровней могут быть положены следующие  критерии:

     1) степень мобильности облагаемой  базы. Чем выше степень мобильности облагаемой базы, тем более высокому уровню власти она должна соответствовать, так как в данной ситуации особую актуальность приобретает равномерность распределения налогового бремени в территориальном разрезе. Считается, что самой высокой степенью мобильности обладают труд и капитал (в первую очередь, в денежной форме), а самой низкой - имущество (капитал в материально-вещественной форме) в виде недвижимости и природные ресурсы;

     2) экономическая эффективность отдельных  видов объектов обложения. В  зависимости от экономического значения объекта облагать его следует на общенациональном или региональном уровнях. Если увеличить масштаб экономически важных для страны мероприятий до уровня Федерации, то за счет этого может возникнуть экономия и повышение эффективности отдачи. Напротив, при незначительном эффекте мероприятий на федеральном уровне приближение уровня обложения к объекту обложения приводит к экономии на административных издержках;

     3) необходимость осуществления функции  макроэкономического регулирования, что объективно требует закрепления за федеральным уровнем основных налогов, через которые осуществляется макроэкономическое регулирование (подоходный налог, налог на прибыль).

     Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным, региональными и местными бюджетами является исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней. Это обеспечивает самостоятельность бюджетов, как на уровне региона, так и на уровне местного самоуправления. [46,с. 209]

     Однако, параметры, заложенные в Законе о федеральном бюджете, существенно отличаются от фактических налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

     При составлении регионального бюджета  его доходная структура должна полностью  контролироваться властями соответствующего уровня, то есть она должна формироваться преимущественно региональными и местными налогами и сборами.

     Такая ориентация налоговой политики дает возможность обеспечить независимость  территориальных бюджетов, так как  чем меньше территориальные бюджеты  зависят от внешних доходов, тем  слабее постороннее политическое влияние  на них.

     По  данным Министерства финансов РФ в настоящее время наиболее весомый вклад в налоговую составляющую бюджетных доходов  вносят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы. [43,с. 78]

     Для более наглядного представления  роли доходов по отдельным налогам  для бюджета рассмотрим данные: таблица 1.3.2, 1.3.3. Необходимо иметь ввиду, что в таблице 1.3.2 представлены выборочные данные статистики доходов федерального бюджета. Так, например, в таблице отсутствует строка "доходы целевых бюджетных фондов". Поэтому сумма "налоговых доходов" и "неналоговых доходов" не равна общей сумме доходов федерального бюджета.

     Таблица 1.3.2

     Доходы  федерального бюджета за 2010 год

Показатели  бюджетных доходов Утвержденный  бюджет на 2007 Фактическое исполнение на 1 мая 2007 (то есть за первые 4 месяца)
  трлн. рублей в % к ВВП трлн. рублей в % к
        ВВП утвержденному бюджету на 2007 г.
Доходы  всего 434,4 15,9 82,7 10,2 19
в том числе:          
Налоговые доходы 374,6 13,7 70 8,6 20,1
в том числе:          
Налог на прибыль 76,5 2,8 9,2 1,1 12
Налог на добавленную стоимость 171,9 6,3 36,9 4,6 21,5
Акцизы 75,9 2,8 12,9 1,6 17
Неналоговые доходы 25,2 0,9 9,2 1,1 36,5
в том числе:          
От  внешнеэкономической деятельности 7,7 0,3 2,9 0,4 37,7
От  продажи принадлежащего государству  имущества 4,2 0,2 2,1 0,3 50

     Кроме того, данные таблицы 1.3.2 убедительно  подтверждают приоритетность именно налоговой  составляющей в доходах бюджета, поскольку удельный вес налоговых  доходов в утвержденном и фактически исполненном федеральном бюджете  составляет соответственно 80% и 84%.

     Таблица 1.3.3

     Структура распределения доходов в бюджет РФ (трлн. руб.)

  2008 2009 2010
Налог на прибыль 41,5 32,5 76,7 (17,6%)
Подоходный  налог с физ. лиц 3,3 5,1 -
НДС. 71,8 101,8 171,9 (39,5%)
Акцизы 17,5 45,3 75,8 (17,4%)
Налог на имущество. - - 10,4 (2,4%)

     В последнее время наметилась еще  одна тенденция: понятия "бюджетная" и "финансовая" обеспеченность регионов, бывшие ранее почти синонимами, сегодня  все более различаются и по количественным и по сущностным характеристикам. Ранее территориальные и местные органы власти кроме бюджета практически не имели других источников финансирования своих расходов. Сегодня ситуация радикально изменилась.

     Прежде  всего, это связано с тем, что  происходит коммерциализация социальной сферы. Теперь налогоплательщик помимо налогов оплачивает из собственных доходов все больше социальных расходов: коммунальное обслуживание, плата за жилье, образование, здравоохранение и так далее.

     Кроме того, в территориальных бюджетах появляются новые и достаточно весомые  статьи доходов, связанные с коммерческой деятельностью самих региональных органов власти и управления. Экспортирующие регионы также имеют довольно значительный доход от этой деятельности. Одновременно многие из них получают существенные государственные дотации, будучи внесенными, в список нуждающихся или особо нуждающихся регионов. [29,с. 57]

     Таким образом, происходит постепенная, но все  сильнее ощутимая переориентация доходов  региональных бюджетов на неналоговые  поступления. Более того, региональные власти все активнее выходят на рынок капитала, формируя еще один нетрадиционный источник доходов своих бюджетов, - заемные средства.

     Механизм  разграничения доходов по звеньям  бюджетной системы создает условия  для обеспечения финансовой самостоятельности  любого органа власти, гарантирует осуществление целенаправленной политики на каждом уровне управления. В идеальной схеме бюджетного федерализма объем налоговых (или доходных) полномочий субъектов Федерации полностью соответствует расходным полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти. Однако, практически всегда существует разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями. В результате формируется так называемый вертикальный дисбаланс, или разрыв, который приходится покрывать за счет источников вышестоящего уровня власти.

     С другой стороны, всюду встречается  неравномерное распределение доходной базы по различным территориям, и  в итоге существенно различается  их доходный потенциал. Таким образом, существует горизонтальный дисбаланс  между доходными возможностями различных субъектов Федерации, а внутри них между разными органами местного самоуправления.

     Наличие этих двух дисбалансов, или разрывов, требует формирования в бюджетной  системе различных механизмов выравнивания (сглаживания или устранения) этих разрывов. Целью выравнивания является обеспечение всем гражданам страны примерно одинакового финансового уровня государственных услуг независимо от региона, в котором они проживают. [17,с. 45]

     Существующая  сегодня в округе система местного самоуправления основана не на буквальном следовании букве федерального закона о местном самоуправлении, она имеет трехступенчатый характер, но именно это позволяет сохранять управление территорией. Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают местные бюджеты. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников и правом определять направления их использования и расходования. Основу экономической самостоятельности местного самоуправления составляют природные ресурсы, имущество и финансовые средства, находящиеся в муниципальной собственности. В случае недостаточности доходных местных источников органы государственной власти Ханты-Мансийского округа законодательно закрепляют за органами местного самоуправления (передают) часть отчислений от регулирующих налогов. На территории Ханты-Мансийского округа действуют следующие регулирующие налоги:

     - налог на прибыль предприятий;

     - налог на добавленную стоимость;

     - подоходный налог с физических  лиц;

     - плата за недра;

     - отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

     Остальные налоги являются закрепленными за бюджетами  различных уровней власти.

     И все-таки в экономическом отношении  Ханты-Мансийский округ выглядит значительно  весомее других субъектов Федерации. При 1 % населения от общего количества жителей России округ дает 70 % всей российской нефти, имеет 500 крупнейших нефтяных и газовых месторождений, занимает второе место в стране по выработке электроэнергии. Округ отдает в центр 60 % собираемых налогов. [43,с. 25]

 

      2. Анализ платежей предприятий в бюджет 
 
 

     2.1. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области. 
 
 

     Рассмотрим  анализ платежей юридических лиц  в бюджет Тюменской области.

       Одновременно идущие негативные экономические процессы, как девальвация рубля, скачок цен, паралич банковской системы, развал фондового рынка, снижение экспортных и импортных поставок, падение жизненного уровня и покупательной способности населения, не могли не затронуть и наш регион. Углубление кризисных явлений в экономике Российской Федерации самым негативным образом отразились на выполнении Закона ХМАО "Об окружном бюджете на 2010год".

     Проследим динамику доходов и расходов бюджета ХМАО (табл. 2.1.1)

     Таблица 2. 1.1

     Динамика  доходов и расходов бюджета ХМАО за 2007 - 2010 г. г.

Наименование  показателей План  с учетом изменений за год
  2007г. 2008г 2009г. 2010г.
Доходы млн. руб. в % к итого  доходов млн. руб. в % к итого  доходов тыс. руб. в % к итого  доходов тыс. руб. в % к итого  доходов
Налоговые 11728077 92 20877822 98 24461068 92 7463915 80
Неналоговые 900373 8 310746 2 2032358 8 1857735 20
Итого доходов 12628450 100 21188568 100 26493426 100 9321650 100

Информация о работе Налоговые платежи организаций в бюджет