Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:08, дипломная работа
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
Введение……………………………………………………………………4
ГЛАва 1. Система налогообложения юридических лиц: сущность, виды………………………………………………………………...8
1. 1. Сущность и функции налогов и сборов………………………………..8
1. 2. Специальные налоговые режимы……………………………………..15
1. 3. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы...…...38
ГЛАВА 2. Анализ платежей предприятий в бюджет………44
2. 1. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области..44
2. 2. Финансово-экономический анализ деятельности ООО "Служба быта"………………………………………………………………………………...54
2.3. Анализ состояния взаимоотношений ООО "Служба быта" с бюджетом…………………………………………………………………………...61
ГЛАВА 3. Направления совершенствования налоговых взаимоотношений предприятия с бюджетом………………...…65
Заключение……………………………………………………………..68
Список использованной литературы………………………...72
Приложения……………………………………………………………...76
1.3.
Распределение налогов между звеньями
бюджетной системы.
В основу распределения налоговых полномочий между бюджетами разных уровней могут быть положены следующие критерии:
1)
степень мобильности
2)
экономическая эффективность
3)
необходимость осуществления
Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным, региональными и местными бюджетами является исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней. Это обеспечивает самостоятельность бюджетов, как на уровне региона, так и на уровне местного самоуправления. [46,с. 209]
Однако, параметры, заложенные в Законе о федеральном бюджете, существенно отличаются от фактических налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
При
составлении регионального
Такая ориентация налоговой политики дает возможность обеспечить независимость территориальных бюджетов, так как чем меньше территориальные бюджеты зависят от внешних доходов, тем слабее постороннее политическое влияние на них.
По данным Министерства финансов РФ в настоящее время наиболее весомый вклад в налоговую составляющую бюджетных доходов вносят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы. [43,с. 78]
Для более наглядного представления роли доходов по отдельным налогам для бюджета рассмотрим данные: таблица 1.3.2, 1.3.3. Необходимо иметь ввиду, что в таблице 1.3.2 представлены выборочные данные статистики доходов федерального бюджета. Так, например, в таблице отсутствует строка "доходы целевых бюджетных фондов". Поэтому сумма "налоговых доходов" и "неналоговых доходов" не равна общей сумме доходов федерального бюджета.
Таблица 1.3.2
Доходы федерального бюджета за 2010 год
Показатели бюджетных доходов | Утвержденный бюджет на 2007 | Фактическое исполнение на 1 мая 2007 (то есть за первые 4 месяца) | |||
трлн. рублей | в % к ВВП | трлн. рублей | в % к | ||
ВВП | утвержденному бюджету на 2007 г. | ||||
Доходы всего | 434,4 | 15,9 | 82,7 | 10,2 | 19 |
в том числе: | |||||
Налоговые доходы | 374,6 | 13,7 | 70 | 8,6 | 20,1 |
в том числе: | |||||
Налог на прибыль | 76,5 | 2,8 | 9,2 | 1,1 | 12 |
Налог на добавленную стоимость | 171,9 | 6,3 | 36,9 | 4,6 | 21,5 |
Акцизы | 75,9 | 2,8 | 12,9 | 1,6 | 17 |
Неналоговые доходы | 25,2 | 0,9 | 9,2 | 1,1 | 36,5 |
в том числе: | |||||
От
внешнеэкономической |
7,7 | 0,3 | 2,9 | 0,4 | 37,7 |
От продажи принадлежащего государству имущества | 4,2 | 0,2 | 2,1 | 0,3 | 50 |
Кроме
того, данные таблицы 1.3.2 убедительно
подтверждают приоритетность именно налоговой
составляющей в доходах бюджета,
поскольку удельный вес налоговых
доходов в утвержденном и фактически
исполненном федеральном
Таблица 1.3.3
Структура распределения доходов в бюджет РФ (трлн. руб.)
|
В последнее время наметилась еще одна тенденция: понятия "бюджетная" и "финансовая" обеспеченность регионов, бывшие ранее почти синонимами, сегодня все более различаются и по количественным и по сущностным характеристикам. Ранее территориальные и местные органы власти кроме бюджета практически не имели других источников финансирования своих расходов. Сегодня ситуация радикально изменилась.
Прежде всего, это связано с тем, что происходит коммерциализация социальной сферы. Теперь налогоплательщик помимо налогов оплачивает из собственных доходов все больше социальных расходов: коммунальное обслуживание, плата за жилье, образование, здравоохранение и так далее.
Кроме того, в территориальных бюджетах появляются новые и достаточно весомые статьи доходов, связанные с коммерческой деятельностью самих региональных органов власти и управления. Экспортирующие регионы также имеют довольно значительный доход от этой деятельности. Одновременно многие из них получают существенные государственные дотации, будучи внесенными, в список нуждающихся или особо нуждающихся регионов. [29,с. 57]
Таким образом, происходит постепенная, но все сильнее ощутимая переориентация доходов региональных бюджетов на неналоговые поступления. Более того, региональные власти все активнее выходят на рынок капитала, формируя еще один нетрадиционный источник доходов своих бюджетов, - заемные средства.
Механизм
разграничения доходов по звеньям
бюджетной системы создает
С
другой стороны, всюду встречается
неравномерное распределение
Наличие этих двух дисбалансов, или разрывов, требует формирования в бюджетной системе различных механизмов выравнивания (сглаживания или устранения) этих разрывов. Целью выравнивания является обеспечение всем гражданам страны примерно одинакового финансового уровня государственных услуг независимо от региона, в котором они проживают. [17,с. 45]
Существующая сегодня в округе система местного самоуправления основана не на буквальном следовании букве федерального закона о местном самоуправлении, она имеет трехступенчатый характер, но именно это позволяет сохранять управление территорией. Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают местные бюджеты. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников и правом определять направления их использования и расходования. Основу экономической самостоятельности местного самоуправления составляют природные ресурсы, имущество и финансовые средства, находящиеся в муниципальной собственности. В случае недостаточности доходных местных источников органы государственной власти Ханты-Мансийского округа законодательно закрепляют за органами местного самоуправления (передают) часть отчислений от регулирующих налогов. На территории Ханты-Мансийского округа действуют следующие регулирующие налоги:
- налог на прибыль предприятий;
-
налог на добавленную
- подоходный налог с физических лиц;
- плата за недра;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
Остальные налоги являются закрепленными за бюджетами различных уровней власти.
И все-таки в экономическом отношении Ханты-Мансийский округ выглядит значительно весомее других субъектов Федерации. При 1 % населения от общего количества жителей России округ дает 70 % всей российской нефти, имеет 500 крупнейших нефтяных и газовых месторождений, занимает второе место в стране по выработке электроэнергии. Округ отдает в центр 60 % собираемых налогов. [43,с. 25]
2. Анализ платежей предприятий
в бюджет
2.1.
Анализ платежей юридических лиц в бюджет
Тюменской области.
Рассмотрим анализ платежей юридических лиц в бюджет Тюменской области.
Одновременно идущие негативные экономические процессы, как девальвация рубля, скачок цен, паралич банковской системы, развал фондового рынка, снижение экспортных и импортных поставок, падение жизненного уровня и покупательной способности населения, не могли не затронуть и наш регион. Углубление кризисных явлений в экономике Российской Федерации самым негативным образом отразились на выполнении Закона ХМАО "Об окружном бюджете на 2010год".
Проследим динамику доходов и расходов бюджета ХМАО (табл. 2.1.1)
Таблица 2. 1.1
Динамика доходов и расходов бюджета ХМАО за 2007 - 2010 г. г.
Наименование показателей | План с учетом изменений за год | |||||||
2007г. | 2008г | 2009г. | 2010г. | |||||
Доходы | млн. руб. | в % к итого доходов | млн. руб. | в % к итого доходов | тыс. руб. | в % к итого доходов | тыс. руб. | в % к итого доходов |
Налоговые | 11728077 | 92 | 20877822 | 98 | 24461068 | 92 | 7463915 | 80 |
Неналоговые | 900373 | 8 | 310746 | 2 | 2032358 | 8 | 1857735 | 20 |
Итого доходов | 12628450 | 100 | 21188568 | 100 | 26493426 | 100 | 9321650 | 100 |