Необходимость и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание

Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

Финансы (ответы на вопросы)1.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

№ 1. Необходимость  и сущность финансов.

 

Под финансами понимаются денежные отношения между  различными экономическими субъектами по поводу  образования, распределения, перераспределения  и использования различных целевых  фондов денежных средств с целью  выполнения функций и задач  государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Появление финансов связано с :

- возникновением и развитием   гос-ва, кот. для выполнения определенных  общих фун-й необх. пост. дополн. ср-ва.

- развитие товарно произ-ва и появ. денег.

- развитие предпринимательства,  хоз. деят-ти, усложнения кот.  привели к появ-ию потреб-ти  в целевых фондах денеж. ср-в  предпринимателей, обеспеч. их непрер. хоз. деят-ть (фонд оплаты труда,  резервный фонд).

-развитие домашних хозяйств  и появление у них мн-ва источников доходов и направлений расходов.

Т.о. появление  и развитие финансов связано с усложнением  общественного  производства и отношений, обслуживающих  его.

В современных условиях  в систему финансов входит совокупность отношений:

1. Отношения между  государством и домашними хозяйствами  (населением) по поводу уплаты  налогов и др. обязательных платежей  в бюджет государства и получение  из него домашними хозяйствами  различных выплат (трансфертов).

2. Отношения между  государством и хозяйствующими субъектами (предприятия) по поводу уплаты  налогов и др.  обязательных платежей в бюджет государства и получение из него ассигнований на развитие производства, покрытие издержек, убытков.

3. Отношения между  государством с одной стороны,  населением и хозяйствующими субъектами с др. стороны по поводу образования  специальных целевых  внебюджетных фондов  эк. и соц. назначения и последующего их распределения на  соц. обеспечение или поддержку воспроизводственного процесса.

4. Отношения между   государством с 1 стороны, хоз. субъектами и дом. хоз-ми с др. стороны, в кот. гос-во выступает  в качестве заемщика  временно свободных денежных средств, кредитора, предостав. свои денежные ср-ва во временное  пользование и гаранта, берущего на себя  обслуживание фин. обязательств 3-х лиц.

5. Отношения между   различными уровнями гос. власти  по поводу распределения и  использования доходов, соотвеств.  бюджету.

6. Отношения между   хоз. субъектами по поводу распределения  доходов и накоплений хоз. субъектов,  образования и распределения целевых фондов денежных средств, обеспечения их воспроизводительную деятельность.

7. Отношеняи внутри  хоз. субъектов по поводу использования  средств целевых фондов и обеспечения  кругооборота  капитала.

8. Отношения между  гос., хоз. субъетами, дом. хоз-ми по поводу образования спец. страх. фондов по поводу распред-ия на покрытие ущерба при наступлении страхового случая.

Т.о. финансы, как сист. эк. отнош., им. отлич. признаки:

1. Они всегда носят  денежный характер 

2. Они как правило  неравны

3. Они всегда связаны  с образованием целевых фондов  денежных средств в совокупности  образующих фин. ресурсы народного   хоз-ва.

4. Они всегда регламентированы  специальными нормативно-правовыми  актами.

Материальной основой  финансов выступает  национальный доход, кот. с помощью финансов  распределяется и перераспределяется между различными субъектами  эк. отношений.

Фин-сы- это отношения, кот возникают на стадии  распределения  обществ. продукта.

 

№ 2.  Государственный  кредит, его сущность и роль в  финансовой системе.

 

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, 
кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

В отличие  от налогов он имеет добровольный характер. Основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности -товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципа срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства дл финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных  займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельность» государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку   предполагает   возвратность  и   возмездность   получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

 

№ 3. Роль финансов в распределении и перераспределении  ВВП.

 

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения  на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной  функции осуществляется распределение  новой стоимости (на микроуровне) и  перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

  1. формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства;
  2. распределение денежных фондов через финансовые инструменты.   На   микроуровне   образуются   обособленные   фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
  3. использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

При первичном  распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

  1. прибыль предприятий;
  2. отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
  3. доходы работающих.

Первичное распределение  продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды — бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Таким образом, распределительная функция финансов позволяет:

  1. образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;
  2. образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;
  3. осуществлять межотраслевое,   межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами;
  4. создавать необходимые резервы как на уровне предприятий, так и государства.

 

№ 4. Расходы  государства на социальные цели и  источники их финансирования.

 

В составе расходов государства  на социальные сферы предусмотрены  средства их федерального бюджета на:

выплата пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим государственную военную и правоохранительную службу, проживающим на территории Российской Федерации, а также в государствах Балтии (пенсионное обеспечение, в том числе выходящих на пенсию по выслуге лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца);

выплата ежемесячного пожизненного содержания судьям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, оплата санаторно-курортного лечения и приобретение проездных  документов на все виды общественного  транспорта судьям, находящимся в отставке системы арбитражных судов Российской Федерации, пенсионное обеспечение судей;

содержание федеральных  учреждений социального обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов интернатов для престарелых  и инвалидов), а также субсидии Комитету ветеранов подразделений особого риска;

предоставление мер  социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, (выплата  различных компенсаций);

выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам;

выплату компенсации  безработным гражданам  материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов  службы занятости;

обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;

предоставление семьям погибших (умерших) военнослужащих и  сотрудников некоторых федеральных  органов исполнительной власти компенсационных  выплат в связи с расходами  по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

обеспечение инвалидов  транспортными средствами;

ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России»;

оказание финансовой помощи общественным организациям, включая предоставление субсидий общероссийским общественным организациям инвалидов, а также предприятиям и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов,

приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Кремлевском Дворце;

ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных  категорий граждан по проезду  на транспорте пригородного сообщения.

 

№ 5. Состав бюджетной  классификации РФ: ее характеристика.

Группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, и есть бюджетная классификация.

Характер группировок  и их принципы определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления.

В соответствии с этим Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № П5-ФЗ бюджетная классификация включает:

-классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

-функциональную классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

-экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

-классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов Российской Федерации;

-классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета;

Информация о работе Необходимость и сущность финансов