Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение понятия облигации как ценной бумаги, а также рассмотрение российского рынка облигаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность облигации как ценной бумаги и их классификацию.
2. Провести анализ рынка облигации в РФ.
3. Привести возможные перспективы развития рынка облигаций, направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛИГАЦИИ КАК ЦЕННОЙ БУМАГИ
1.1. Экономическая сущность облигаций и их классификация 7
1.2. Оценка стоимости и расчет доходности облигаций 13
Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА ОЬЛИГАЦИЙ В РОССИИ ЗА 2008-2010 ГГ.
2.1. Динамика объемов выпущенных облигаций в РФ 19
2.2. Выпуск и обращение корпоративных облигаций в РФ 27
2.3. Перспективы развития рынка облигаций в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
эмиссионной;
доходной:
документарной или бездокументарной;
срочной по российскому законодательству, но в мировой практике имеются примеры и бессрочных облигаций;
предъявительской или именной; облигация не может быть ордерной ценной бумагой;
номинированной.
Облигация наряду с акцией является эмиссионной ценной бумаги, но существуют различия между облигацией и акцией. Эти различия можно сгруппировать следующим образом:
1) облигация — это частица (представитель) заемного капитала коммерческой организации, а акция есть частица уставного капитала акционерного общества;
2) облигации могут выпускать, во-первых, любые коммерческие организации, а не только акционерные общества, а во-вторых, государство; акция — это ценная бумага, которая эмитируется лишь акционерными обществами;
3) по облигации в обязательном порядке предусматривается выплата ее номинала при ее выкупе (погашении), в условиях эмиссии акций никакого возврата номинала не предусматривается, возможна лишь выплата ликвидационной стоимости в случае ликвидации акционерного общества. [18, с. 115-121]
Облигация по своей сущности напоминает кредит. И облигация, и банковский кредит представляют собой просто разные формы заемного капитала. Различия этих форм между собой состоят в том что:
1) каждая отдельная облигация составляет лишь единичную часть необходимой ее эмитенту ссуды капитала, а не весь требуемый ему объем кредита;
2) облигация — это форма получения займа, минуя рыночного посредника в лице банковской системы. Облигация есть юридическая форма фиксации кредитного договора между эмитентом и сразу конечным кредитором, в то время как банковский кредит берется в коммерческом банке, который, в свою очередь, привлекает ресурсы для кредитования с рынка;
3) в форме облигации и ссудный капитал, и процентный доход по нему получают возможность обращаться на рынке как товар, быть предметом купли-продажи по какой-то рыночной цене, в то время как банковская ссуда и выплачиваемый по ней процент не могут свободно обращаться (хотя в установленных законом случаях и порядке возможна замена должника или кредитора в кредитном соглашении).
Облигации, как правило, считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют приоритет в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации.
Собственник облигации является юридическим кредитором по отношению к ее эмитенту, например к акционерному обществу, а потому по установленному законом порядку он имеет существенные преимущества перед акционерами:
– в случае неисполнения эмитентом обязательств по облигации, например невыплате процентного дохода по ней, он может требовать банкротства такого эмитента;
– при ликвидации этого эмитента как юридического лица, каковым является и акционерное общество, имущественные права владельца облигации удовлетворяются в первую очередь по сравнению с имущественными правами акционеров. [11, с. 110-146]
Акционерные общества имеют определенные ограничения на выпуск своих облигаций, основные из которых состоят в том, что:
Во-первых, номинальная стоимость выпушенных облигаций не может превышать размера уставного капитала акционерного общества или величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами на эти цели;
Во-вторых, размещение облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества;
В-третьих, если акционерное общество выпускает облигации без обеспечения, то оно может это сделать не ранее, чем через два года после начала его существования и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
Многообразие видов облигаций, существующих в мировой практике, можно было бы назвать теоретически бесконечным. Это объясняется тем, что облигация есть способ прямого доступа к кредитору, который часто может предъявлять свои индивидуальные требования к условиям, на которых он согласен отдать свой свободный капитал в долг другому участнику рынка. На практике облигации часто выпускаются на условиях, которые представляют интерес для какого-то определенного слоя (группы) кредиторов. Наиболее массовые виды облигаций могут быть классифицированы последующим признакам (рис.1.2).
Рис.1.2. «Классификация облигаций»
По виду эмитента облигации, как и все ценные бумаги, подразделяются на государственные или корпоративные. Первые выпускаются государством или от его лица, а вторые — коммерческими организациями различных видов.
По сроку существования и форме его установления облигации могут быть срочные или бессрочные. Первые выпускаются на установленный условиями выпуска (эмиссии) период времени, исчисляемый обычно годами, по окончании которого номинал облигации возвращается его последнему владельцу. [20, с. 25-61]
К бессрочным облигациям относятся облигации, конкретный срок выкупа которых заранее не устанавливается, но тем не менее в целом облигация выпускается на вполне определенный период времени. В мировой практике имеется исключение — существует вид государственных облигаций Великобритании, называемый «консоли», срок обращения которых не имеет ограничения, т. е. потенциально они могут обращаться вечно (только пока этого желает само государство, или пока оно существует, или пока существует сам рынок).
Конвертируемые и неконвертируемые. Конвертируемая облигация — это облигация, владелец которой имеет право на определенных условиях обменять ее на определенное количество других ценных бумаг данной компании. По российскому законодательству облигации могут конвертироваться в другие облигации, привилегированные акции или акции (обратная конвертация не разрешается). Неконвертируемые облигации — это обычные облигации, владелец которых не имеет права на их конвертацию в иные ценные бумаги.
По форме дохода облигации принято разделять на:
– купонные (процентные) — это облигации, по которым выплачивается доход в виде определенного процента к их номиналу. В случае документарных облигаций процентный доход обычно выплачивается на основе купонов, которые печатаются на самом бланке облигации и затем при предъявлении облигации отрезаются от нее в обмен на выплату денежного дохода в установленные сроки. В купонной (процентной) облигации доход выплачивается частями на протяжении всего срока ее существования.;
– дисконтные — это облигации, доход по которым определяется в виде разницы между номиналом облигации и ценой ее приобретения владельцем, которая всегда меньше номинала. В дисконтной облигации доход выплачивается целиком, т. е. как накопленный доход, в момент ее погашения эмитентом. [13, с. 65-91]
Величина дохода по облигациям с плавающим процентом может либо:
– составной из ее фиксированной условиями выпуска величины и нефиксируемой части, например, фиксированная часть— 3% годовых плюс рыночная ставка по 6-месячным ссудам на рынке на момент выплаты процентного дохода по облигации, или 5% плюс официальная величина инфляции за год;
– равной выбранной процентной ставке на рынке;
– равной приросту (в процентах) рыночной цены какого-то товара и т.п.
Принято процентный доход по облигации выплачивать раз в полгода, в отличие от акции, для которой наиболее часто распространенный период выплаты дивиденда в мировой практике составляет каждые три месяца.
Какую бы конкретную форму ни имел процентный доход по облигации, в экономическом плане он всегда представляет собой фиксированный процент. Это связано с тем, что в отличие от акции процент по облигации есть рыночная плата (цена) за предоставленную ссуду. Рыночная цена может быть зафиксирована в абсолютной, относительной величине или в виде иного порядка ее определения на момент расчета по ссуде. Но она всегда должна быть фиксирована, иначе перестанет быть рыночной ценой.
Гарантиями со стороны эмитента выполнения обязательств по облигации могут быть либо его имущество, либо его доброе имя на рынке, либо им могут быть привлечены гарантии другого участника рынка. [22, с. 64-112]
Обеспеченные облигации—это облигации и, вы пускаемые под залог у третьего лица, которым обычно становится назначаемый кредиторами банк, какого-либо конкретного вида имущества их эмитента (например, под залог каких-то ценных бумаг, имеющихся у эмитента, или под залог его ценного оборудования и др., в общем, всего того, что может быть достаточно легко продано на рынке и доход от продажи которого способен покрыть долг эмитента). В случае невыполнения эмитентом своих долговых обязательств залог продается на рынке, а вырученные средства идут на погашение долгов перед кредиторами, т. е.владельцами данного вида облигаций.
Необеспеченные облигации — это облигации, которые не имеют какого-либо имущественного обеспечения, а своего рода «нематериальной гарантией» для них является общий высокий кредитный рейтинг эмитента и его имидж как компании, которая всегда полностью выполняет свои рыночные обязательства. На самом деле даже в случае выпуска необеспеченных облигаций последние являются обеспеченными, но только уже не заранее определенным видом имущества эмитента, а всем его имуществом в целом.
Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом «Об акционерных обществах». В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть coблюдeны следующие дополнительные условия [2, с. 47]:
номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;
выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;
выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;
общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации. [24, с. 69-88]
В отличие от акций, обращение облигаций не характеризуется такой же активностью. Хотя в ряде случаев облигации и присутствуют на фондовых биржах, поскольку часто этого требуют условия налогообложения процентного дохода или по другим причинам, основной оборот облигаций совершается на внебиржевом рынке. Это связано с тем, что каждая эмиссия облигаций различна по своим условиям: срокам, процентным ставкам, встроенным опционам (правам) и т.д. Поэтому конкретная облигация не представляет всеобщего интереса или интереса для всех участников рынка одновременно, а лишь для их отдельных групп. У облигации, как правило, отсутствует общий рынок, имеется лишь сегментированный, т. е. свои обособленные профессиональные торговцы и клиенты (инвесторы).
Эмиссия облигаций во всех странах растет и обеспечивает основную часть привлекаемых с рынка ценных бумаг денежных средств. Широко развивается рынок корпоративных облигаций и в нашей стране. [8, с. 32-113]
1.2. Оценка стоимости и расчет доходности облигаций.
Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная цена облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Номинальная цена является базовой величиной для расчета, принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации. Для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут гаситься по окончании срока их обращения.
Как уже отмечалось ранее, облигации являются привлекательным для покупателей объектом инвестирования, а значит, товаром, предметом перепродажи. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии (эмиссионная цена) может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа. Этими элементами являются:
- перспектива получить при погашении номинальную стоимость облигации(чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость);
- право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем ниже ее рыночная стоимость). [26, с. 65-74]
Облигации чаше всего ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Поэтому они, как правило, выпускаются с высокой номинальной ценой. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их самыми широкими слоями инвесторов. Следует отметить, что если для акций номинальная стоимость – величина достаточно условная, поскольку акции продаются и покупаются, как правило, по цене, не привязанной к номиналу, то для облигации номинальная стоимость является очень важным показателем, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по фиксированной величине номинала облигации будут гаситься по окончании срока их обращения.
Информация о работе Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России