Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия облигации как ценной бумаги, а также рассмотрение российского рынка облигаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность облигации как ценной бумаги и их классификацию.
2. Провести анализ рынка облигации в РФ.
3. Привести возможные перспективы развития рынка облигаций, направления его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛИГАЦИИ КАК ЦЕННОЙ БУМАГИ
1.1. Экономическая сущность облигаций и их классификация 7
1.2. Оценка стоимости и расчет доходности облигаций 13

Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА ОЬЛИГАЦИЙ В РОССИИ ЗА 2008-2010 ГГ.

2.1. Динамика объемов выпущенных облигаций в РФ 19
2.2. Выпуск и обращение корпоративных облигаций в РФ 27
2.3. Перспективы развития рынка облигаций в России 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

 

При этом государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится с 1,03 трлн. руб. на начало 2009 г. до 1,26 трлн. руб., на начало 2010 г. Сумма рыночной составляющей в его составе возрастет до 1 трлн. руб. [36, с. 47]

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2009 г., а также в связи с ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2009 г. 76,8 млрд. руб. (таблица 2.3)

Таблица 2.3

Объем торгов на рынке ГЦБ и денежном рынке ММВБ в 2006-2010 гг.

Вид операции

2006

2007

2008

2009

2010

Изменен.

в 2010 к 2006

млрд.

долл.

%

млрд.

долл.

%

млрд.

долл.

%

млрд.

долл.

%

млрд.

долл.

%

 

Аукционы

2,52

31,1

3,61

10,0

6,1

13,0

14,5

13,4

7,7

4,2

3,1

ГКО-ОФЗ

2,52

31,1

3,61

10,0

4,9

10,5

6,4

5,9

7,7

4,2

3,1

ОБР

 

 

 

 

1,0

2,1

8,1

7,5

0

0

 

Вторичные торги

4,70

57,9

8,74

24,2

14,3

30,5

18,8

17,4

21,1

11,7

4,5

Биржевое модифицир. РЕПО

0,07

0,9

12,89

35,8

5,1

10,8

4,5

4,2

12,6

7,0

180

РЕПО

0,82

10,1

10,83

30,0

21,4

45,7

63,2

58,5

122,3

67,7

149,1

Депозиты Банка России

 

 

 

 

 

 

7,0

6,5

17,1

9,4

 

Всего

8,11

100

36,07

100

46,8

100

108,0

100

180,7

100

22,3


 

Оборот собственно рынка ГКО-ОФЗ (вторич­ные торги, без учета размещении на аукционах, сделок РЕПО и депозитных операций Банка России) составили в 2010 г. 570.9 млрд. руб. (21.1 млрд. долл.). Это превысит уровень предыдущего года на 7.0% (в долларовом выра­жении - на 12.2%). Основными инвесторами на рынке ГЦБ яв­ляются крупные коммерческие банки с государ­ственным участием (Сбербанк, Внешэконом­банк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и до­черние предприятия иностранных банков и компаний. [28, с. 59-91]

По большинству позиций указанная стратегия либо выполнена, либо будет выполнена к концу этого года. Сегодня можно говорить о следующих результатах исполнения долговой стратегии:

1) государственный внутренний долг за время действия долговой стратегии с 2007 г. по октябрь 2008 г. вырос на 25% и составляет в настоящее время 819,8 млрд. руб.;

2)      доля рыночного внутреннего долга, выраженного в государственных облигациях, за указанный период значительно увеличилась как за счет осуществления Минфином России активных операций по размещению и до размещению гособлигаций, за счет переоформления в 2007 и 2008 гг. всего портфеля Банка России в новые крупные выпуски ОФЗ.

Так если на 1,января 2007 г. объем рыночного внутреннего долга составлял 217 млрд. руб. (33 % от всего внутреннего долга в госбумагах), то на сегодня он составляет 629,4 млрд. руб. (76 % от всего внутреннего долга в госбумагах) увеличившись за 2,5 года на 190%;

3)      объемы обращающихся выпусков гособлигаций значительно увеличились. Так если в начале действия долговой стратегии объемы выпусков составляли 10-15 млрд. руб., то сегодня объемы обращающихся выпусков доходят до 55-62 млрд. руб.

Существуют причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставок на рынке ГКО-ОФЗ. Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются следующие:

- консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;

- сохранение высокого внутреннего спроса на российские долговые инструменты вследствие значительного роста объема рублевой ликвидности в условиях роста золотовалютных резервов в 2007 г. на 29,145 млрд. долл., в 2008 г. — на 47,603 млрд. долл., в 2009 г. — на 56,034 млрд. долл.;

- неготовность российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности по государственным ценным бумагам.

Если говорить про реальную доходность на рынке государственных ценных бумаг, то можно с полной уверенностью сказать, что ситуация с отрицательной реальной доходностью в течение всего этого года будет сохраняться. В результате начинает складываться система качественного среднесрочного планирования долговых операций Минфина России, что позволяет по­высить эффективность управления государственным долгом Российской Федерации и обеспечить прозрачность проводимых операций. [34, с. 47]

 

2.2. Выпуск и обращение корпоративных облигаций в РФ.

 

Необходимо отметить тот факт, что Россия относится к странам с развивающейся экономикой. Поэтому инвесторы с особым вниманием оценивают инвестиционный риск, который характеризует российские рынки. Это говорит о том, что премия за риск для участников рынка при покупке российских облигаций в этот период практически имела стабильное значение.

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

-  среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);

-  краткосрочные (3-9- месяцев);

-  небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.

Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России», Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.

Вторая группа облигаций наиболее быстрорастущий сегмент рынка корпоративных облигаций на данный момент.

Хотя специалисты любят повторять, что по доходности альтернативы акциям не существует, в условиях кризиса на мировых финансовых рынках пристальное внимание уделяется более стабильным долговым инструментам, то есть облигациям. Опрошенные журналом «РБК» эксперты в качестве самых привлекательных сегодня называют облигации компаний второго и третьего эшелонов. «Конечно, кредитная надежность таких предприятий ниже, чем у первого эшелона, но все-таки дефолта по облигациям на российском рынке мы пока не видели, - замечает руководитель департамента доверительного управления УК «Максвелл Эссет Менеджмент» Сергей Усиченко. – По нашему облигационному фонду мы рассчитываем на доходность порядка 13-14% годовых, а это больше ожидаемой инфляции». По его мнению, облигации второго эшелона могут принести прибыль на уровне 15%, третьего – 18%.

Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. [25, с. 136-164]

Корпоративные облигации более надежны, чем акции, и более доходны, чем банковские вклады. Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также «бросовые» облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги.

В конце 2008 - начале 2009 годов на фоне оттока капитала и стремительной девальвации рубля ликвидность банковской системы значительно сократилась. В такой ситуации многие институциональные инвесторы были вынуждены продавать бумаги со значительным дисконтом, в результате чего котировки под давлением низкой ликвидности падали и доходность облигаций первого эшелона доходила до 16-17% годовых. Активность торгов долговыми инструментами в начале года была невысокой. Однако, начиная со II квартала 2009 г., выпуски облигаций первого эшелона на вторичном рынке стали торговаться более активно, на рублевые облигации появился значительный спрос, и он поддерживался до конца 2009 года. Среди основных факторов, позволивших стабилизировать положение, необходимо отметить оперативные действия монетарных властей, которые смогли вернуть веру участников рынка в рубль и стали активно пополнять банковскую систему ликвидностью.

В апреле возобновилась активность на рынке первичных размещений, хотя их было немного. Самым значительным размещением стал выпуск облигаций "Газпром нефти", которые пользовались существенным спросом (рис. 2.6).

 

Рис. 2.6 «Объем размещений корпоративных облигаций на внутреннем и внешнем рынке»

 

Ударным по объему новых размещений вышел и декабрь. Среди общего объема размещений в 185 млрд. руб. в качестве наиболее крупных выпусков нужно отметить Башнефть (3 выпуска объемом 50 млрд. руб.), Атомэнергопром (20 млрд. руб.), АФК Система (19 млрд. руб.), РЖД и ВТБ-24 (по 15 млрд. руб.). Указанные эмитенты вошли и в десятку крупнейших по объему выпусков облигаций за весь 2009 год (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4

Топ-5 эмитентов по объему выпусков облигаций в 2009 году, млдр. руб.

Эмитент

Объем эмиссий,

млрд. руб.

 

РЖД

145

Транснефть

135

Башнефть

50

Лукойл

50

АФК Система

39

Информация о работе Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России