Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия облигации как ценной бумаги, а также рассмотрение российского рынка облигаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность облигации как ценной бумаги и их классификацию.
2. Провести анализ рынка облигации в РФ.
3. Привести возможные перспективы развития рынка облигаций, направления его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛИГАЦИИ КАК ЦЕННОЙ БУМАГИ
1.1. Экономическая сущность облигаций и их классификация 7
1.2. Оценка стоимости и расчет доходности облигаций 13

Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА ОЬЛИГАЦИЙ В РОССИИ ЗА 2008-2010 ГГ.

2.1. Динамика объемов выпущенных облигаций в РФ 19
2.2. Выпуск и обращение корпоративных облигаций в РФ 27
2.3. Перспективы развития рынка облигаций в России 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

Среди современных российских облигаций наибольшее распространение получили такие государственные облигации:

1. Государственная краткосрочная облигация (ГКО), эмитентом которой является Министерство финансов РФ. Это бескупонная именная облигация, выпускаемая в бездокументарной форме. Эти облигации выпускаются сроком на 3 месяца, 6 месяцев и год. Эти облигации выпускаются на короткий период для покрытия дефицита государственного бюджета и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО имеют безбумажную форму выпуска, т.е. собственность на них оформляется в виде электронных записей на счетах-депо. Доход инвестора по ГКО складывается за счет того, что эти облигации продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичных торгах. Инвесторами могут выступать любые лица, но по техническим причинам участие физических лиц на этом рынке затруднено.

2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Они представляют собой семейство облигаций с фиксированным доходом (ранее на рынке присутствовали ОФЗ с переменным доходом, эмитированные в настоящий момент ОФЗ с переменным доходом на рынке фактически не обращаются), эмитированных Министерством Финансов РФ. Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение срока обращения с годовым или полугодовым интервалом выплачивается определённый при эмиссии купонный доход.

При заключении сделки купли/продажи осуществляется оплата покупателем купонного дохода накопленного с начала текущего купонного периода до даты заключения сделки (НКД). Котировки ОФЗ указываются без учета НКД.

Выпускались такие виды ОФЗ:

- облигация федерального займа (ОФЗ) с постоянным или переменным купоном. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Облигация является именной среднесрочной или долгосрочной бумагой;

-  облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ), эмитируемая Министерством финансов РФ. Облигация является среднесрочной бумагой с плавающим купоном, величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или официальных показателей, характеризующих инфляцию;

-   облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

-  облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).

Помимо вышеперечисленных инструментов на данном рынке также представлены государственные облигации Банка России (ОБР), выпускаемые Банком России в целях реализации денежно-кредитной политики.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственный бюджет России заставило то обстоятельство, что дефицит госбюджета не должен был покрываться за счет денежной эмиссии, поскольку такая эмиссия вела бы к усилению инфляционных процессов. В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачными из которых оказались выпуски ГКО и ОФЗ. [17, с. 63-94]

Важное значение для сокращения расходов федерального бюджета и снижения темпов роста внутреннего госдолга имеет ограничение эмиссии государственных ценных бумаг. За счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2009, 2010 и 2011 годах планируется привлечь соответственно 529,5; 805,0; 1023,8 миллиарда рублей. За вычетом средств, направляемых на погашение госбумаг, доходы от государственных займов составят соответственно 429,1; 656,5; 857,3 миллиарда рублей. Все чистые заимствования предусматривается использовать в качестве внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета (то есть на выплату внешнего долга).

Объем государственных заимствований на внутреннем рынке постоянно растет. В 2009 году предусматривается увеличить выпуск госбумаг почти на 200 миллиардов рублей по сравнению с 2007-м. Массовый выпуск госбумаг подрывает финансовые ресурсы для развития реального сектора. В 2002-2006 годах доходность корпоративных облигаций большинства эмитентов снизилась более чем в 2,5 раза - до 7-13 процентов годовых. Однако в последнее время в связи с широкомасштабным выпуском ОФЗ доходность корпоративных облигаций перестала снижаться. В конце же 2007 года, и в первой половине 2008 года доходность большинства корпоративных облигаций подскочила до 15-20 процентов годовых и выше. Предусматриваемая на 2009, 2010, 2011 годы эмиссия государственных ценных бумаг на сумму (с учетом изменения курса доллара) соответственно 21,5; 32,7; 41,6 (это в 3,8 раза больше, чем в 2007-м) миллиарда долларов еще больше ограничит ресурсы основных покупателей корпоративных и государственных ценных бумаг - коммерческих банков. Предприятия будут испытывать затруднения в привлечении инвестиций за счет выпуска ценных бумаг. Не удастся и снизить доходность корпоративных облигаций (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. «Стоимость корпоративных облигаций в обращении в % к ВВП»

 

Быстрый рост внутреннего государственного долга, происходящий, прежде всего, в результате увеличения выпуска федеральных долговых обязательств, приводит к резкому росту расходов на обслуживание этого долга. К тому же происходит не только рост масштабов госдолга, но и его удорожание. Погашение внешнего госдолга за счет роста внутреннего госдолга приводит к тому, что проценты, уплачиваемые по займам, существенно возрастают (рис. 2.2.).


 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. «Структура внутреннего госдолга по облигациям в 2005-2011, в %»

 

В 2009-2011 годах планируемая доходность по внутренним среднесрочным займам составит 7,0-7,5 процента, а по долгосрочным займам 8,1-8,5 процента. В то же время проценты, уплачиваемые по еврооблигациям, в которые конвертирован долг России Лондонскому клубу (т.е. по основной части внешнего госдолга), составляют 5,5-5,7 процента годовых. В результате роста масштабов государственных внутренних займов и их удорожания бюджетные ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга возрастут в 2006-2011 годах с 66,2 до 239,4 миллиарда рублей. [32, с. 47]

Следует отметить, что в 2007-2008 гг. в России возникло несколько кризисов банковской ликвидности. При этом выяснилось, что государственных ценных бумаг - главного залогового инструмента для получения коммерческими банками кредитов у Банка России, явно не хватает. Казалось бы, что необходимо резко увеличить выпуск госбумаг. Однако выпускаемые в России долговые обязательства не могут существенно расширить залоговую базу. ГСО - сберегательные ценные бумаги, предназначенные для населения. На рынок они в широких масштабах не выходят. Подавляющая часть ОФЗ - свыше 80% - сосредоточена в Сбербанке, в ВЭБе и во Внешторгбанке, т.е. тех банках, которые менее всего нуждаются в рефинансировании со стороны Банка России.

Для расширения залоговой базы необходимо увеличить выпуск краткосрочных облигаций с доходностью не менее 7 процентов годовых и среднесрочных облигаций с доходностью (учитывая инфляцию) не менее 8,5-9,0 процента годовых. Однако это противоречит проводимой министерством финансов политике на уменьшение доли краткосрочных ценных бумаг и снижение доходности госбумаг.

ГКО - Государственная краткосрочная бескупонная облигация. Инструмент рынка ценных государственных бумаг. Эмитент - Минфин РФ; форма эмиссии - документарная с обязательным централизованным хранением; вид облигации - именная бескупонная; номинальная стоимость ГКО составляет 1 000 рублей; срок обращения - до 1 года; размещается и обращается на ММВБ; погашение этих облигаций проводится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости облигаций на момент погашения, а оформляются глобальным сертификатом отдельно на каждый выпуск, который хранится в Банке России. Право собственности на ГКО оформляется путем регистрации их владельца в книгах Банка России или дилера. Владельцами государственных краткосрочных облигаций могут быть юридические и физические лица, то есть инвесторы, не являющиеся дилерами, приобретающие ГКО на праве собственности или полного хозяйственного ведения и имеющие право в соответствии с действующим законодательством на владение ГКО. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных облигаций. [10, с. 225-315]

Доходом по бескупонным облигациям выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигации) и ценой их приобретение при первичном размещении или вторичном рынке.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) являются именными краткосрочными (до одного года) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении (п. 3,4 Генеральных условий). Приобретенные ГКО принимаются к учету в качестве финансовых вложений (п. 3 ПБУ 19/02). Принятие к учету приобретенных ценных бумаг осуществляется на дату перехода прав на ценные бумаги.

              ОФЗ - государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ. Эмитент ОФЗ -Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отд. выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными Постановлением Правительства РФ (15 мая 1995).

Эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ, рассчитываемый Банком России, по итогам 2009 года снизился на 47 базисных пунктов до 8,64% годовых (рис. 2.3).

 

 

 

 

 

 

Рис.2.3. «Объем торгов и валовая доходность рублевых государственных облигаций России»

 

В 2009 году кривая бескупонной доходности сместилась вниз (в среднем на 150 б.п.) по всем временным сегментам. Наиболее существенно она сместилась по выпускам ОФЗ со сроками до погашения от 2 до 3 лет (на 422 и 354 б.п. соответственно). В 2009 году состоялось 42 аукциона по размещению ОФЗ на первичном и вторичном рынках, в ходе которых эмитент привлек 305,3 млрд. руб., при этом 11 аукционов (на общую сумму 113,2 млрд. руб.) были проведены в IV квартале. В течение 2009 года были размещены 9 новых выпусков (рис. 2.4).

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. 4 «Кривая бескупонной доходности рынка ОФЗ, % годовых»

 

Кроме того, в 2009 году Банк России осуществлял до размещения на рынке государственных ценных бумаг по принципу прямых продаж. Совокупный объем привлечения средств посредством таких операций в 2009 году составил 121,6 млрд. рублей (рис. 2.5).

облигация корпоративный федеральный заем

Рис. 2.5 «Бескупонная доходность на различные сроки, % годовых»

 

Объем купонных выплат по ОФЗ в 2009 году составил 81 млрд. рублей. В 2009 году было осуществлено погашение пяти выпусков ОФЗ на общую сумму 74,8 млрд. рублей: в марте – выпуска ОФЗ-ФД 27026 объемом 16 млрд. руб., в апреле – выпуска ОФЗ-ПД 25060 объемом 41 млрд. руб., в мае – выпуска ОФЗ-ПД 28004 объемом 8,8 млрд. руб., в июне – выпуска ОФЗ-ПД 28005 объемом 9 млрд. руб., в ноябре – выпуска ОФЗ-ПД 26178 объемом 5,0 млн. рублей. Кроме того, в июле был частично погашен выпуск ОФЗ-АД 46003 объемом 18,6 млрд. рублей.

В программе государственных внутренних заимствований РФ на 2009 г., сформированной с учетом одобренной Правительством РФ в апреле 2008 г. долговой стратегии на 2009—2011 гг., Минфином России были обозначены планы по выходу из кризисной ситуации и развитию рынка госдолга в следующем году. Среди них были планы по дальнейшему размещению в 2009 г. основных выпусков ОФЗ на сумму 227-232 млрд. руб., а также планы по выпуску государственных сберегательных облигаций (ГСО). При этом планируется, что доходность по краткосрочным инструментам будет сохранена на уровне до 5%, по среднесрочным - до 6,6%, по долгосрочным инструментам — до 7,2 5%.

В качестве основных направлений политики Министерства финансов РФ в 2009 г. в разработанной программе фигурируют: снижение государственного долга к ВВП; замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг. При этом Минфин России исходит из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг — рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Минфин РФ считает возможным увеличить в 2009 г. объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по сравнению с 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг, при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций, в 2009 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб., в результате чего чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2009 г. составит 225,83 млрд. руб. (таблица 2.2)

Таблица 2.2

Оперативная информация рынка государственных ценных бумаг

Наименование

1.12.2005

1.12.2006

1.12.2007

1.12.2008

1.12.2009

Сумма средств в торговой системе

ГКО-ОФЗ-ОБР, в млн. руб.

3489,3

2954,2

4326,4

2995,2

3181,1

объем в обращении по номиналу, в млрд.руб.

1140,01

1144,02

1144,08

1138,02

1131,04

объем в обращении по деньгам, в млрд.руб.

1024,62

1024,32

1052,7

1037,11

1033,75

дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, в днях

1977,55

1959,25

1993,05

1961,06

1955,08

Информация о работе Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России