Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение понятия облигации как ценной бумаги, а также рассмотрение российского рынка облигаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность облигации как ценной бумаги и их классификацию.
2. Провести анализ рынка облигации в РФ.
3. Привести возможные перспективы развития рынка облигаций, направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛИГАЦИИ КАК ЦЕННОЙ БУМАГИ
1.1. Экономическая сущность облигаций и их классификация 7
1.2. Оценка стоимости и расчет доходности облигаций 13
Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА ОЬЛИГАЦИЙ В РОССИИ ЗА 2008-2010 ГГ.
2.1. Динамика объемов выпущенных облигаций в РФ 19
2.2. Выпуск и обращение корпоративных облигаций в РФ 27
2.3. Перспективы развития рынка облигаций в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данный налог не несет в себе, по крайней мере, три отрицательных момента:
а) Во-первых, само существование налога, да еще уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;
б) Во-вторых, возникает дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, т.е. облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия;
в) В-третьих, в сложившейся ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательны бумаги с короткими сроками обращения. Однако для эмитента регулярный выпуск “коротких” облигаций излишне дорог, так как требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами. [27, с. 216-312]
Действующие акты ФКЦБ России не позволяют начинать вторичное обращение облигаций ранее регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. Это в свою очередь не дает российским эмитентам возможности оперативного управления долгом за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами, поскольку сначала должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска и лишь затем может начаться их вторичное обращение.
Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной “цены отсечения”) удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договариваться с потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования. [15, с. 316-332]
Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачиваемые эмитентам проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа. Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения. Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. №696 стало возможным отнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентам, на себестоимость. Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.
Еще одна проблема состоит в том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований, также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии с ГК РФ и ФЗ “Об акционерных обществах” при выпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие формальные условия [1, с. 47]:
– номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества, либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;
– выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;
– выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;
– общество также не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.
Нормативные правовые акты ФКЦБ России должны предусматривать возможность выпуска компаниями ГКО-образных корпоративных облигаций с предельно стандартизированными условиями выпуска. Например, такие облигации могли бы выпускаться в виде бездокументарных ценных бумаг с обязательной централизованной формой хранения глобального сертификата, унифицированными сроками обращения, порядком размещения и погашения преимущественно через лицензируемых организаторов торговли. Это позволило бы свести к минимуму трансакционные издержки и риск всех участников.
Использование инфраструктурных организаций для размещения таких выпусков ценных бумаг обойдется эмитенту максимум в 0,1-0,2% от суммы выпуска ценных бумаг. Это значительно меньшая величина по сравнению с теми затратами, которые эмитент понесет, например, при обращении за банковским кредитом.
Заметим, что унификация условий выпуска корпоративных облигаций позволила бы предельно сократить затраты, а значит, и сроки на рассмотрение и утверждение указанных документов в регулирующих органах без ущерба для дела защиты прав инвесторов.
Необходимо также проработать вопрос об уточнении банковских нормативов, предусмотрев в них менее жесткие требования по отношению к вложениям банков в корпоративные облигации. Серьезное направление совершенствования рынка корпоративных облигаций - организация работы с эмитентами, прежде всего в направлении создания автоматизированных систем управления денежной наличностью, используемых для обеспечения ликвидности выпускаемых ими облигаций.
Таким образом, проблема формирования и развития рынка корпоративных облигаций является весьма многогранной и затрагивает интересы всех участников рынка. Для того чтобы рынок корпоративных облигаций оправдал возлагаемые на него надежды, необходимо реализовать комплексные меры по совершенствованию действующего законодательства, формированию механизма организованного рынка корпоративных облигаций, организации работы с эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг. [31, с. 245-268]
В целом, как уже предпринятые, так и планируемые меры по совершенствованию законодательства и развитию инфраструктуры рынка (например, секьютеризация ценных бумаг) позволяют рассчитывать на дальнейшее восстановление активности на рынке облигаций. Предпринятые меры в условиях кризиса должны способствовать снижению рисков, увеличению ликвидности и повышению роли рынка облигаций в инвестиционном процессе в РФ. [33, с. 47]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев понятие облигаций, рынок облигаций в России, а также проанализировав рынок корпоративных облигаций в условиях кризиса, можно делать следующие выводы.
Коммерческие предприятия прибегают к кредитам в виде облигационных займов с целью финансирования проектов, обещающих прибыль. Облигации можно определить как обращающиеся долговые инструменты, т.е. кредитор может передавать свои права по кредитному соглашению третьим лицам. Выпуск облигаций - это прямое обращение к инвесторам. Поэтому облигационные займы, как правило, дешевле, чем банковские кредиты и могут быть получены на большие сроки. Благодаря своему долговому характеру облигации представляют собой более надежные вложения, чем акции. Эмитенты процентных облигаций могут включать проценты в свои валовые расходы. Суммы, привлеченные в результате выпуска облигаций, не облагаются налогами на прибыль и на добавочную стоимость.
Кроме того, облигации - стандартные долговые контракты, выпуск и обращение которых регулируется государством, что в определенной мере позволяет контролировать риски, снижает издержки на заключение сделок с ними и позволяет организовать широкий вторичный рынок этих финансовых инструментов.
Облигация обладает особыми свойствами, так как выступает как элемент кредитования акционерного общества и представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует ее владельцу доход в виде фиксированного или плавающего процента и обращение ограничено определенным сроком. Курс облигации в меньшей степени подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, так как доход ниже дохода по другим ценным бумагам. Облигация является основным объектом инвестиции для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которых в первую очередь интересует не только доход, но и надежность вкладов.
Существует обширная классификация облигаций: по виду эмитента, по форме обеспеченности, по форме дохода и т.д. По виду эмитента различают государственные и корпоративные облигации. Государственные облигации выпускаются государством и имеют меньшую доходность по сравнению с корпоративными облигациями. Корпоративные облигации выпускаются коммерческими организациями и обычно имеют доходность до 20 %.
К сожалению, изменения рыночных процентных ставок могут иметь драматические последствия для совокупных годовых прибылей, фактически полученных от облигаций. К тому же в то время как инвесторы, ориентированные на текущий доход, предпочитают высокие процентные ставки, те, кто ориентирован на прирост капитала, предпочитают, чтобы они снижались; благодаря своему более высокому статусу облигации являются относительно надежными инвестиционными инструментами и обычно рассматриваются как относительно гарантированные от невыполнения обязательств ценные бумаги. Однако существует ценовой (рыночный) риск, поскольку даже по первоклассным облигациям с высоким рейтингом курсы падают, когда рыночные процентные ставки начинают повышаться; поскольку условия действия облигации являются фиксированными на момент выпуска, изменения в рыночных условиях фактически ведут к изменению ее курса.
Но российский долговой рынок ощутил на себе воздействие мирового кризиса. Недостаток ликвидности на внешних рынках способствовал оттоку средств с рублевого рынка. Российский долговой рынок, начиная с середины августа 2007, находился в глубоком кризисе, основными чертами которого были снижение уровня рублевой ликвидности в банковском секторе, уменьшение объемов совершаемых сделок и размещений и рост доходности по долговым инструментам.
Проблемы с ликвидностью и общая негативная ситуация на рынках способствовала тому, что на российском долговом рынке участились случаи технических дефолтов, невыплат, и в целом ситуация оказалась весьма мрачной как для эмитентов второго-третьего эшелонов, так и для компаний первой величины. Общее количество дефолтов за 2008-2010 года составило 85, а объем невыполненных обязательств 95,3 млрд.руб.
Для преодоления кризиса ликвидности российским монетарным властям пришлось пустить в ход все имеющиеся инструменты. Были произведены многомиллиардные вливания в банковскую систему (в том числе через проведение аукционов по предоставлению ликвидности банкам), на фондовый рынок РФ (в ближайшее время, после регистрации Минюстом положения о работе Центробанка на бирже, ЦБ РФ готов начать операции на ФБ ММВБ). В пиковый период кризиса была оказана помощь реальному сектору экономики (поддержка пришла нефтяникам, автопрому, была также оказана помощь компаниям в рефинансировании внешней задолженности).
В настоящее время в условиях роста кредитных рисков банки испытывают сложности с долгосрочным рефинансированием уже выданных ими кредитов и неохотно идут на выдачу новых займов. Решению данных проблем могло бы способствовать развитие рынка секьюритизированных облигаций — ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов. Средства, полученные при размещении секьюритизированных облигаций, обеспеченных уже выданными кредитами (ипотечными, автокредитами, кредитами малым и средним предприятиям и другими), российские компании и банки могли бы использовать для расширения кредитования экономики РФ.
Дополнительными мерами поддержки экономики в 2009-2010гг. станет снижение налогов. Налог на прибыль был снижен до 20%, а в 2010г. может быть введено освобождение от НДФЛ доходов граждан, полученных от реализации ценных бумаг.
Список используемой литературы:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ
3. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ
4. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ
5. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М., Финансы и статистика, 2007
6. Аскинадзи В.М. Рынок ценных бумаг / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2006
7. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело М.: «ИНФРА-М» 2007
8. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2007
9. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Уч. пособие. - М., Инфра М., 2008
10. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг.- М.: Экзамен, 2008
11. Бердникова Т. Б. «Рынок ценных бумаг». – М.: Инфра-М, 2007
13. Беренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие М.: «ФКК» 2006
14. Берзон Н.И. Фондовый рынок: учебное пособие М.: « Вита-Пресс» 2008
15. Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2006
16. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник М.:ИНФРА-М, 2009
17. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: Институты и механизмы функционирования: М: КНОРУС, 2008
18. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М., Банки и биржи, 2007
19. Золотарева В.С. Рынок ценных бумаг: учебник Ростов-на-Дону «Феникс» 2008
20. Зверев А.Ф. «Фондовая биржа, рынок ценных бумаг». – М.: Прогресс, 2007
21. Каратцев А. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учебное пособие. – М.: РДЛ, 2007
22. Колесникова В.И. Ценные бумаги М.: « Финансы и статистика». 2007
23. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок: учебник М.: «Перспектива» 2006
24. Литвиненко Л. Т., Нишатов Н. П., Удалищев Д. П. Рынок государственных ценных бумаг: – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007
25. Сергеев М. А. История рынка облигаций в РФ. – М.: Перспектива. 2007
27. Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006
28. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие / Под редакцией К.А. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2007
29. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
30. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006
31. «Российский облигационный рынок: итоги года, прогнозы и перспективы развития» Виталий Антонов, Татьяна Саяпина, Журнал «Акционерный вестник» №1-2 , 2008 г.
Информация о работе Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России