Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение понятия облигации как ценной бумаги, а также рассмотрение российского рынка облигаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность облигации как ценной бумаги и их классификацию.
2. Провести анализ рынка облигации в РФ.
3. Привести возможные перспективы развития рынка облигаций, направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛИГАЦИИ КАК ЦЕННОЙ БУМАГИ
1.1. Экономическая сущность облигаций и их классификация 7
1.2. Оценка стоимости и расчет доходности облигаций 13
Глава 2. АНАЛИЗ РЫНКА ОЬЛИГАЦИЙ В РОССИИ ЗА 2008-2010 ГГ.
2.1. Динамика объемов выпущенных облигаций в РФ 19
2.2. Выпуск и обращение корпоративных облигаций в РФ 27
2.3. Перспективы развития рынка облигаций в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 2.11 «Рынок внутреннего долга по состоянию на 31.03.2010 г.»
На 3 апреля 2011 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2010 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн . руб.
В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.
В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.
В настоящее время в условиях роста кредитных рисков банки испытывают сложности с долгосрочным рефинансированием уже выданных ими кредитов и неохотно идут на выдачу новых займов. Решению данных проблем могло бы способствовать развитие рынка облигаций — ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов. Средства, полученные при размещении облигаций, обеспеченных уже выданными кредитами (ипотечными, автокредитами, кредитами малым и средним предприятиям и другими), российские компании и банки могли бы использовать для расширения кредитования экономики РФ. [33, с. 47]
2.3. Перспективы развития рынка облигаций в России.
Внутренний долговой рынок России, переживший достаточно серьезные преобразования за прошедшие два года, сейчас демонстрирует признаки восстановления. Финансовый кризис, наложивший свой отпечаток как на темпы роста мировой экономики, так и на поведение инвесторов и эмитентов, стал фактором, инициировавшим позитивные качественные изменения на рынке, и сейчас он вступает в новую фазу равновесия. Наиболее характерными чертами современного рынка долговых инструментов в России является его прозрачность, четкая структура и предсказуемость по сравнению с периодом до кризиса. Вместе с тем, на рынке как никогда актуальными являются задачи привлечения иностранных инвесторов и совершенствования государственного регулирования. В ходе конференции компании «УРАЛСИБ Кэпитал», в этом году получившей название «Набирая обороты», ведущие эксперты страны в области макроэкономики и долгового рынка, представители органов государственного регулирования, а также ярчайшие представители рынка облигаций обсудили весь перечень задач, стоящий перед долговым рынком в настоящий момент, а также перспективы его развития.
Как известно, рынок облигаций является наиболее инвестиционно - ориентированным сегментом российского фондового рынка. Наряду с банковской системой он выступает одним из основных элементов, связывающих финансовый и реальный сектор экономики РФ. До кризиса отношение объема размещений корпоративных облигаций на внутреннем и внешнем рынке к объему инвестиций в основной капитал превышало 25%. Однако с осени 2008 года возможности для привлечения средств, в особенности для средних и мелких компаний, заметно ухудшились и эта доля стала снижаться.
В настоящее время в условиях роста кредитных рисков банки испытывают сложности с долгосрочным рефинансированием уже выданных ими кредитов и неохотно идут на выдачу новых займов. Решению данных проблем могло бы способствовать развитие рынка секьюритизированных облигаций — ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов. Средства, полученные при размещении облигаций, обеспеченных уже выданными кредитами (ипотечными, автокредитами, кредитами малым и средним предприятиям и другими), российские компании и банки могли бы использовать для расширения кредитования экономики РФ.
Как частный случай секьюритизированных бумаг могут рассматриваться и инфраструктурные облигации, обеспеченные создаваемыми инфраструктурными объектами и доходами от их последующей эксплуатации. С учетом растущей важности вопроса предоставления надежного обеспечения при привлечении заемных средств данные облигации могли бы быть достаточно интересны как эмитентам, так и инвесторам.
На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций.
Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты, не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации.
Все долговые ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения - Срок погашения – это дата окончания срока действия облигации, когда подлежит возврату основная сумма долга. Хотя облигации имеют целую серию специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: в день или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни нового выпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении. [32, с. 47]
Данный налог не несет в себе, по крайней мере, три отрицательных момента:
Во-первых, само существование налога, да еще уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;
Во-вторых, возникает дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, т.е. облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия;
В-третьих, в сложившейся ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательны бумаги с короткими сроками обращения. Однако для эмитента регулярный выпуск “коротких” облигаций излишне дорог, так как требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами.
Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной “цены отсечения”) удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договариваться с потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования.
Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачивыемые эмитентам проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа. Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения. Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. №696 стало возможным отнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентам, на себестоимость. Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.
Еще одна проблема состоит в том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований, также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии с ГК РФ и ФЗ “Об акционерных обществах” при выпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие формальные условия:
- номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества, либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;
- выпуск облигаций допусакется после полной оплаты уставного капитала;
- выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;
- общество также не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации. [12, с. 215-233]
Сейчас возможным рискам стало уделяться намного больше внимания, чем до кризиса. Это позволяет рассчитывать на то, что при адекватном контроле за рисками секьюритизированные облигации могут стать в дальнейшем весьма эффективным инструментом рефинансирования и привлечения средств в реальную экономику.
Сегодня рынок российских облигаций - прежде всего рынок первичного размещения. Это и понятно: банки, выкупающие облигационные займы, в большинстве своем не заинтересованы в развитии вторичного рынка.
Объемы операций по первичному размещению значительно превосходят объемы вторичных торгов. Это приближает владельца облигации по уровню ликвидности активов к рядовому кредитору.
Несмотря на постепенное движение в сторону развития вторичного рынка, ликвидность облигаций остается достаточно низкой и уступает, в частности ликвидности вексельного рынка и рынка акций. Это делает облигации малоприемлемым объектом инвестирования для целого ряда институциональных инвесторов. [36, с. 47]
Развитый вторичный рынок - необходимое условие для успешной реализации новых облигационных займов. Он стимулирует приток многочисленных институциональных инвесторов, располагающих "короткими" и "средними" по срокам пассивами. В свою очередь, неликвидность инструмента "отсекает" круг потенциальных инвесторов, что непременно ведет к уплате эмитентом дополнительной "премии за ликвидность" ценных бумаг, оседающих на длительный срок в портфелях андеррайтеров. Наконец, ликвидный вторичный рынок позволяет привлекать новые ресурсы на более выгодных условиях.
Для того чтобы сформировался ликвидный рынок, в свободном обращении должен находиться значительный объем единиц однородных финансовых инструментов. Для рынка акций это не ниже 30-40 млн долларов, думается, на это необходимо ориентироваться и при выходе на рынок облигаций. Ситуация пока такова, что суммы облигационных эмиссий редко достигают этого уровня.
Сами эмитенты, безусловно, заинтересованы в развитии ликвидного вторичного рынка выпускаемых бумаг, но при этом они хотят быть уверены и в их первичном размещении (для экономии затрат). Заниженные доходности по государственным бумагам создают для банков-андеррайтеров стимулы не проводить действительно открытое размещение, а ограничиться размещением среди узкого круга дружественных структур, для того чтобы обеспечить приемлемые для себя уровни доходности вложений. Покупатели таких облигаций, как правило, крупные инвесторы, обладающие в настоящий момент высокой ликвидностью, и соответственно приобретают они бумаги до погашения/оферты.
Поэтому для предприятий, представляется важным при выборе конкретного андеррайтера, оговаривать дополнительные условия сделки (качественную сторону), поддерживать ликвидность собственных ценных бумаг, используя услуги маркет-мейкеров.
В значительной степени дальнейшее развитие российского рынка будет зависеть от того, удастся ли разработать полноценное законодательство о секьюритизации финансовых активов. В настоящее время принципиальным сдерживающим фактором для развития внутреннего рынка секьюритизации остается отсутствие законодательной базы о секьюритизированных облигациях, обеспеченных всеми прочими активами, кроме недвижимости. Действующий закон «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует лишь отношения, связанные с выпуском облигаций, обеспеченных залогом недвижимого имущества.
Несмотря на проблемы в мировой финансовой системе и ухудшение условий заимствования, многие российские эмитенты по-прежнему планируют в текущем году размещение секьюритизированных облигаций. В частности, о планах проведения новых сделок по секьюритизации заявляли АИЖК, ВТБ 24 и МБРР.
Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты, не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации. [7, с. 313-344]
Все долговые ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения - Срок погашения – это дата окончания срока действия облигации, когда подлежит возврату основная сумма долга. Хотя облигации имеют целую серию специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: в день или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни нового выпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении. [34, с. 47]
Информация о работе Облигация как ценная бумага. Рынок облигаций в России