Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:42, дипломная работа
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………8
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………………34
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации………………………………………………………
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.
В настоящее время перед органами федерального казначейства стоит главная задача – обеспечение беспрерывного процесса управления финансовыми потоками государства, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществление надлежащего контроля за использованием бюджетных средств. Однако, проблемы, возникающие в ходе осуществления этой и других задач, не теряют своей остроты и остаются актуальными до настоящего времени.
Об эффективности управления финансово-бюджетной системой субъектов РФ и государства в целом можно судить только при наличии полной информации обо всех финансовых потоках – доходных и расходных. Информацию обо всех финансовых потоках можно получить путем организации качественного и оперативного механизма исполнения бюджета. Все это и определяет актуальность темы данного исследования, его практическую значимость.
Степень научной разработанности темы: исследованиям казначейской системы исполнения федерального и региональных бюджетов посвящено достаточно много работ. Разработке теоретических, методологических и практических аспектов исполнения бюджета на казначейской основе, посвящены работы: М.Т. Акперова, А.М. Бабич, Т.Г. Нестеренко, Е.А. Малининой, Г.И. Маклевой, Т.В. Саакян, А.В. Скляр С.Е. Прокофьева, и др.
Анализ практического опыта работы казначейских органов подтверждает недостаточную теоретическую разработанность проблем эффективности казначейской системы исполнения бюджетов, кассового прогнозирования и планирования доходов и расходов бюджетов, эффективного и рационального расходования бюджетных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ организации работы органа федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания, а также рассмотрение возможностей совершенствования деятельности органов казначейства по Агинскому Бурятскому округу, связанных с исполнением местного бюджета
Достижение общей цели конкретизировано в постановке и решении следующих основных задач:
Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты;
проанализировать порядок исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства;
определить проблемы совершенствования кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
- теоретически обосновать меры по устранению проблем, стоящих на пути совершенствования кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Объектом исследования является Отделение Агинского Бурятского округа Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю.
Предметом исследования дипломной работы являются совокупность управленческих и организационных отношений, складывающиеся в процессе казначейского исполнения бюджетов.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных ученых по вопросам теории и практики развития казначейского исполнения бюджетов, законодательные и нормативные акты, Указы Президента РФ, Бюджетный кодекс РФ, Постановления Правительства РФ. В том числе: письма и материалы Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, отчетные данные Управления Федерального казначейства по Камчатской области, официальные статистические данные, программы и другие материалы по развитию данной сферы.
В работе используется исторический подход, комплексный, сравнительный и факторный анализ управленческих процессов становления казначейского исполнения бюджетов в России, а также другие исследования, обуславливающие повышение уровня достоверности данных дипломной работы.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
1.1. Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы России. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно.
В настоящее время установлена двухуровневая система местного самоуправления, включающая три типа муниципальных образований: поселения, муниципальные районы, городские округа. Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, которые определены статьями 61 - 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, которые определены статьей 86 Бюджетного кодекса.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные полномочия между типами муниципальных образований и закреплены доходные источники за соответствующими местными бюджетами. Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов по решению вопросов местного значения осуществляются ими самостоятельно.
При этом выявлен ряд проблем, препятствующих функционированию системы местного самоуправления, в числе которых отмечаются: неопределенность территориальной организации местного самоуправления; нечеткость компетенции муниципальных образований; не проработанность механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с государственными органами; несовершенство нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в области местного самоуправления; отсутствие кадров квалифицированных муниципальных служащих и др.
Эти и другие имеющиеся трудности указывают на сложность и противоречивость процесса становления и развития местного самоуправления, не ставя под сомнение его необходимость и объективную обусловленность, суть которой заключается в том, что местное самоуправление непосредственно связано с формированием гражданского общества, является важнейшим его институтом.
Новый этап развития местного самоуправления в России начался в связи с принятием федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, потребовавшего формирования городских и сельских поселений с самостоятельными бюджетами (табл.1).
Таблица 1 - Изменение количества муниципальных образований в России
за 2009-2010 гг.
Муниципальные образования | 2009 | 2010 | Изменение |
Городские округа | 1601 | 535 | -1066 |
Муниципальные районы | 900 | 1803 | 903 |
Городские поселения | 443 | 2072 | 1629 |
Сельские поселения | 8789 | 19726 | 10937 |
Внутригородские районы | - | 236 | 236 |
Всего | 11733 | 24372 | 12639 |
Источник: www.gks.ru.
Таблица 1. дает наглядное представление об изменении количества муниципальных образований по России в результате реформы в разрезе их видов.
Для решения проблемы формирования и исполнения бюджетов вновь созданных поселений в условиях действующего законодательства были предложены два варианта действий:
- самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета финансовым органом городского (сельского) поселения;
- заключение соглашения между городским (сельским) поселением и муниципальным районом по формированию и исполнению бюджета поселения финансовым органом муниципального района.
Учитывая недостаточную подготовленность кадров органов местного самоуправления к проведению бюджетного процесса, при составлении и исполнении бюджетов поселений предлагается использовать потенциал существующих районных (городских) финансовых органов.
В данном случае права поселений не будут нарушены, поскольку главным распорядителем средств бюджета останется администрация поселений.
Преимущество второго варианта формирования и исполнения бюджетов поселений подтверждается следующими аргументами.
Во-первых, создание финансовых органов во вновь образованных муниципальных образованиях приведет к необоснованному росту численности аппарата управления, и, следовательно, к дополнительным расходам консолидированного бюджета муниципального района. Кроме того, во многих муниципальных образованиях нет финансовых органов с правом юридического лица, что объясняется, в первую очередь, размерами этих муниципальных образований и отсутствием необходимости содержания большого аппарата, отвечающего за составление и организацию исполнения местного бюджета. Таким образом, все документы, в том числе и платежные, будут подписываться главой местного самоуправления, следовательно он должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа, что недопустимо.
Во-вторых, постановление Правительства РФ от 06.11.2004 г. №608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа местной администрации» предъявляет повышенные и очень серьезные требования к руководителям финансовых органов муниципальных образований, что значительно затруднит подбор кандидатуры, отвечающей требованиям, на уровне поселения.
В-третьих, финансово-экономические кадры поселений не обладают опытом осуществления бюджетного процесса, том числе казначейского исполнения бюджета, что может привести к серьезным финансовым нарушениям.
В-четвертых, исполнение бюджета поселения финансовым органом, входящим в структуру администрации поселения без права юридического лица, создаст ситуацию, когда администрация поселения будет являться одновременно и органом, исполняющим бюджет, и органом, осуществляющим расходы бюджетных средств, т.е. администрация поселения, будет сама себе открывать лимиты бюджетных обязательств и сама же будет их тратить путем составления платежных документов, что недопустимо, т.к. это может привести к полной бесконтрольности за расходованием бюджетных средств.