ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:42, дипломная работа

Описание

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………8
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………………34
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.doc

— 990.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Варианты кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов органами ФК

    

По первому варианту кассового обслуживания заключается соглашение между высшим органом государственной власти (местной администрацией) и органом ФК для передачи последним отдельных функций по исполнению местного бюджета.

По второму варианту кассовое обслуживание местного бюджета по кассовым выплатам при открытии и ведении лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств данного бюджета может осуществляться с доведением до них органами ФК в соответствии с соглашением:

1)объемов финансирования расходов на основании реестров на финансирование, представленных в казначейство финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями средств бюджета. Порядок документооборота при организации взаимодействия основных участников исполнения местного бюджета представлен на рисунке  2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Порядок взаимодействия органов местного самоуправления и их бюджетополучателей с органами ФК при осуществлении кассового обслуживания исполнения местных бюджетов с доведением объемов финансирования

1-               соглашение между финансовым органом и органами ФК;

2-               реестр на финансирование;

3-               уведомления об объемах финансирования расходов для ГРБС, РБС, ПБС.

2) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на основании Расходных уведомлений представленных в органы ФК финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями средств бюджета. Схема взаимодействия органов местного самоуправления и их бюджетополучателей с ОФК при этом варианте кассового обслуживания проиллюстрирована на рисунке  3.

Как  видно из рисунка  3, порядок документооборота по сравнению с первым вариантом более сложный, в первую очередь, для органов ФК. Одним из основных отличий этого варианта кассового обслуживания исполнения местных бюджетов от предыдущего является то, что он предполагает движение расходных уведомлений, а не реестров на финансирование. 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Порядок кассового обслуживания исполнения местных бюджетов с доведением объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств

1 - расходное уведомление финансового органа;  

2 - расходное уведомление финансового органа, доводимое до ГРБС, РБС;

3 - расходные уведомления ГРБС, РБС, доводимые до органов ФК:

4 - расходные уведомления ГРБС, РБС, доводимые до ОФК;

5 - копия расходного уведомления ГРБС, РБС с выпиской лицевого счета, доводимые до РБС, ПБС.

 

Однако реализация этого порядка на практике делает более прозрачным для федеральных органов исполнительной власти процесс исполнения местных бюджетов, что позволяет осуществлять качественный контроль за движением бюджетных потоков муниципалитетов;

3) бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам на основании уведомлений по источникам, представленных в ОФК администраторами (см. рисунок  4).

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Порядок кассового обслуживания исполнения местных бюджетов с доведением объемов финансирования по источникам и бюджетных назначений

1 - финансовый орган доводит до органов Федерального казначейства уведомление по источникам;

2 - ОФК доводят до администраторов уведомление по источникам финансового органа;

3 - администраторы доводят в органы ФК уведомления по источникам администратора;

4 - органы ФК доводят до отделений Федерального казначейства уведомление по источникам;

5 - ОФК доводят до администраторов копию уведомления по источникам и выписку с лицевого счета.

 

Местная администрация вправе по согласованию с ОФК выбрать любой из вариантов кассового обслуживания исполнения местного бюджета по кассовым выплатам.

Таким образом, действующая в настоящее время система кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в Российской Федерации ориентирована на соблюдение единых принципов исполнения бюджетов в бюджетной системе.

 

1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства

 

Взаимодействие органов Федерального казначейства с региональными и местными финансовыми органами в процессе организации исполнения соответствующего бюджета с одной стороны и кассового обслуживания исполнения бюджета с другой стороны, регулируется Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 № 1.

Исходя из определения объектов, регулируемых данным порядком, под кассовым обслуживанием исполнения бюджетов понимается осуществление и учет операций по кассовым поступлениям на единый счет бюджета и кассовым выплатам с единого счета бюджета.

В первом разделе «Общие положения» данного порядка указаны номера счетов органов, организующих исполнение бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), открытых в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях, подлежащих закрытию при переводе исполнения бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства; указан перечень органов, чьи счета подлежат и не подлежат закрытию при переводе исполнения бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства; администраторам средств предоставлено право открывать в органах Федерального казначейства лицевые счета при переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ или местного бюджета; установлено, что предоставление органом Федерального казначейства финансовым органам (уполномоченным органам) субъекта РФ (местного бюджета) отчетных данных осуществляется в соответствии с документом органа Федерального казначейства, определяющим порядок и условия обмена информацией между этими финансовыми органами. Причем документ, определяющий порядок и условия обмена информацией (Регламент), должен быть согласован с соответствующим финансовым органом или администрацией муниципального образования, если, конечно, в составе администрации муниципального образования отсутствует финансовый орган; указано, что только при наличии технической возможности и в определенном Регламентом порядке орган Федерального казначейства предоставляет финансовому органу (уполномоченному) органу субъекта РФ данные о кассовых операциях по исполнению местных бюджетов; установлено, что порядок хранения документов, распределения и закрепления обязанностей за работниками органа Федерального казначейства в части обслуживания лицевых счетов, открытых для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), устанавливается приказами органа Федерального казначейства.

Во втором разделе «Осуществление и учет операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты» говорится о том, что осуществление и учет органами Федерального казначейства поступлений в части региональных и местных налогов и иных обязательных платежей и их распределение между бюджетами, производятся на счете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства (далее - счет № 40101).

Счет № 40201 (40204), открытый органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), предназначен для учета кассовых операций:

- по поступлению доходов со счета № 40101;

- по привлечению источников финансирования дефицита бюджета;

- по поступлению в бюджет средств, выданных на возвратной основе;

- по поступлению и возврату субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета (далее целевые средства), а также иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ на определенные цели;

- по поступлению и возврату средств, перечисленных плательщиком на указанные счета и отнесенных органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям;

- по списанию Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, со счета 40201 (счета № 40204) на счет № 40101.

Федеральное казначейство в день получения банковской выписки, содержащей операции по кассовым поступлениям в бюджет по счету 40201 или 40204, предоставляет финансовому органу Ведомость кассовых поступлений в бюджет. В пункте 2.4 Порядка указаны операции, отражающиеся в ведомости кассовых поступлений.

В этом же пункте описываются какие платежи, зачисленные на счет 40201 (40204), относятся к невыясненным поступлениям, как осуществляется их уточнение, где отражаются операции по уточнению сумм не выясненных поступлений, правильное заполнение платежных документов на возврат средств из невыясненных поступлений.

Также во втором разделе установлен срок (ежемесячно не позднее рабочего дня, следующего за отчетным днем) осуществления органами Федерального казначейства сверки сумм кассовых поступлений в бюджет субъекта РФ (местный бюджет); установлено, что Управление Федерального казначейства по субъекту РФ ежемесячно представляет в финансовый или уполномоченный орган субъекта РФ Сводную ведомость по кассовым поступлениям.

В соответствии с третьим разделом «Осуществление и учет операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ (местного) бюджета осуществляется по трем вариантам.

Первый вариант предусматривает открытие и ведение лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) соответствующего бюджета для учета операций по кассовым выплатам. При этом орган Федерального казначейства обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов по поручению финансового органа без санкционирования выплат из бюджета.   

Два другие варианта предусматривают открытие администраторам, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по кассовым выплатам из бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета.

Соглашение заключается между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления) и органом Федерального казначейства в случае передачи органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета на срок не менее календарного года.

Кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета по кассовым выплатам в условиях открытия и ведения лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств соответствующего бюджета может осуществляться с доведением до них органами Федерального казначейства в соответствии с соглашением:

1) объемов финансирования расходов на основании Реестров на финансирование, представленных в органы Федерального казначейства финансовыми органами (уполномоченными органами), главными распорядителями, распорядителями средств бюджета;

2) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на основании Расходных уведомлений, представленных в органы Федерального казначейства финансовыми органами (уполномоченными органами), главными распорядителями, распорядителями средств бюджета;

3) бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам на основании Уведомлений по источникам, представленных в органы Федерального казначейства администраторами.

По данным ФК, в 2009 году на территории РФ насчитывалось  19488 муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет. Из них:

1) 11862 муниципальных образований, или 61%  от их общего количества, выбрали первый вариант с открытием и ведением лицевого счета финансового органа муниципального образования;

2) 7626 муниципальных образований, или 39% от их общего количества, выбрали второй и третий варианты с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и /или получателям средств муниципальных образований (см. рисунок  5).

Рис. 5. Структура муниципальных образований РФ по вариантам кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в 2010 г.

 

В четвертом разделе «Осуществление и учет операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в условиях открытия в органе Федерального казначейства лицевого счета финансовому органу» описан процесс кассового исполнения местных бюджетов в условиях открытия в органе Федерального казначейства лицевого счета финансовому органу. В этом разделе установлено, что для обслуживания местного бюджета органы Федерального казначейства открывают лицевой счет 02 финансовому органу (уполномоченному органу) в порядке, действующем для открытия лицевых счетов главных распорядителей средств федерального бюджета. При открытии лицевого счета 02 в орган Федерального казначейства финансовым органом (уполно-моченным органом) должна быть представлена карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать платежные документы по кассовым операциям на едином счете бюджета. В п.4.5. перечислены особенности, с учетом которых оформляются платежные поручения на списание средств с единого счета бюджета; предусмотрено, что, если в поле платежного поручения «Назначение платежа» указан код бюджетной классификации, расшифровка к платежному поручению, составляемому при предоставлении средств бюджета другим получателям бюджетных средств, не представляется; установлено, что все представляемые в орган Федерального казначейства платежные поручения должны соответствовать требованиям, установленным п. 1.5 данного порядка; указан период, в течение которого орган Федерального казначейства возвращает платежные документы финансовому органу (уполномоченному органу) в случае, если на его лицевом счете 02 недостаточно средств для осуществления кассовых выплат; что, если платежное поручение представлено в орган Федерального казначейства после 16:00 ч, он вправе его исполнить не позднее следующего рабочего дня; органами Федерального казначейства в день получения банковской выписки со счета № 40201 (счета № 40204), направляется финансовому органу Выписка из лицевого счета бюджета; указано, что орган Федерального казначейства только при технической возможности ежемесячно не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, представляет финансовому органу (уполномоченному органу) Ведомость по кассовым выплатам из соответствующего бюджета (ежемесячную).  

Информация о работе ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА