Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:42, дипломная работа
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………8
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………………34
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83
2.2. Оценка кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам
С 1 января 2008 г. были созданы все условия для реализации принципа единства бюджетной системы РФ.
С вступлением в силу статьи 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований Агинского Бурятского округа в части кассовых поступлений осуществляется в соответствии с приказом ФК «Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами ФК» от 22.03.2005 г. № 1н.
В процессе исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» по доходам в настоящее время принимают участие Отделение Агинского Бурятского округа УФК по Забайкальскому краю, администрация ГО «Поселок Агинское», Центральный Банк РФ.
До 1 января 2006 г. финансовые органы муниципальных образований исполняли собственные бюджеты самостоятельно без участия органов ФК, за исключением средств, получаемых из бюджета Агинского Бурятского автономного округа за счет средств федерального бюджета.
Оценка действующего порядка организации кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» позволяет сделать вывод о том, что существуют значительные различия его организации по видам кассовых поступлений, а именно:
- по средствам, получаемым из бюджета Агинского Бурятского округа за счет средств федерального бюджета;
- по прочим поступлениям.
Информационный обмен между УФК и клиентами осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи в прикладном программном обеспечении «СЭД» в соответствии с Договорами об обмене электронными документами.
Администрация ГО «Поселок Агинское» выбрала вариант кассового обслуживания с открытием администраторам, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета ГО «Поселок Агинское» лицевых счетов для учета операций по кассовым выплатам из бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении УФК по Агинскому Бурятскому округу отдельных функций по исполнению местного бюджета.
При этом выбран вариант кассового обслуживания с доведением в соответствии с соглашением до администраторов, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств Отделение Агинского Бурятского округа УФК по Забайкальскому краю объемов финансирования расходов на основании реестров на финансирование, представленных в казначейство администрацией ГО «Поселок Агинское», главными распорядителями, распорядителями средств бюджета.
Учет средств бюджета ГО «Поселок Агинское» осуществляется на счете, открытом УФК в расчетно-кассовом центре п. Агинское.
На рисунке 6 представлен документооборот при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета на едином лицевом счете бюджета, открытом в Отделении Агинского Бурятского округа УФК по Забайкальскому краю.
Рис.6. Порядок взаимодействия УФК и органов местного самоуправления при кассовом обслуживании исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское»
денежные средства
платежные поручения
движение информации
Для кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» в части проведения и учета операций по кассовым выплатам и поступлениям в Отделении Агинского Бурятского округа УФК по Забайкальскому краю каждому получателю средств бюджета ГО «Поселок Агинское» открывается и ведется лицевой счет.
По состоянию на 01.01.2010 г. открыто 17 лицевых счетов получателям средств. Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ местные налоги и сборы, пени и штрафы (за неуплату налогов и иные нарушения законодательства о налогах и сборах), а также за счет отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, установленным БК РФ, а также региональными органами власти субъектов РФ или представительными органами муниципальных районов. К основным налоговым доходам местных бюджетов в Российской Федерации относятся:
- земельный налог - по нормативу 100%;
- налог на имущество физических лиц - по нормативу 100%;
- налог на доходы физических лиц - по нормативу 30% в бюджеты городских округов, 20% в бюджеты муниципальных районов; 10% в бюджеты поселений;
- единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30% в бюджеты поселений, муниципальных районов; по нормативу 60% в бюджеты городских округов;
- государственная пошлина, подлежащая зачислению в местные бюджеты по нормативу 100% в бюджеты муниципальных районов, городских округов (табл.2).
Таблица 2- Виды налоговых доходов, формирующих доходы местных бюджетов
Виды налоги | Бюджет поселений | Бюджет муниципальных районов | Бюджет городских округов |
Земельный налог | + | + | + |
Налог на имущество физических лиц | + | + | + |
НДФЛ | + | + | + |
Единый сельскохозяйственный налог | + | + | + |
Государственная пошлина | + | + | + |
К неналоговым доходам местных бюджетов в РФ относятся:
1) часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, установленных нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
2) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40% (в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов);
3) доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов, и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100% (в бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности за землю);
4) доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях, и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100% (в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю).
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенции из федерального и региональных Фондов компенсаций;
- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и Правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
В табл.3 представлена состав и структура доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» за 2008-2010 гг.
Таблица 3 - Состав и структура доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» за 2008-2010 гг.
Наименование статьи доходов | 2008г. | 2009г | 2010г | |||
Сумма, в тыс. руб. | Уд.вес в общем объеме доходов, % | Сумма, в тыс. руб. | Уд.вес в общем объеме доходов, % | Сумма, в тыс. руб. | Уд.вес в общем объеме доходов, % | |
налоговые поступления. В т.ч. | 548242,88 | 27,4 | 590785,75 | 25,1 | 544919 | 21,3 |
налог на имущество | 13747,04 | 0,7 | 11657,2 | 0,5 | 10039 | 0,4 |
налог на доходы физ лиц | 374174,4 | 18,7 | 380862,3 | 18,0 | 336056 | 13,2 |
налог на совокупный доход | 80388,32 | 4,0 | 103385,1 | 4,9 | 102769 | 4,0 |
земельный налог | 54624 | 2,7 | 71662,5 | 3,4 | 74103 | 2,9 |
прочие местные налоги и сборы | 182,08 | 0,0 | 191,1 | 0,0 | 185 | 0,0 |
штрафы, санкции | 13200,8 | 0,7 | 10797,15 | 0,5 | 10408 | 0,4 |
государственная пошлина | 11926,24 | 0,6 | 12230,4 | 0,6 | 11359 | 0,4 |
неналоговые поступления, в т.ч. | 241347,04 | 12,1 | 235244,1 | 11,1 | 226954 | 8,9 |
неналоговые поступления | 25309,12 | 1,3 | 27709,5 | 1,3 | 36501 | 1,4 |
доходы от испол. имущ | 130733,44 | 6,5 | 117813,15 | 5,6 | 111922 | 4,4 |
доходы от оказания платных услуг | 9104 | 0,5 | 4968,6 | 0,2 | 1495 | 0,1 |
доходы от продажи мат. и НМА | 71375,36 | 3,6 | 81408,6 | 3,8 | 73484 | 2,9 |
платежи за пользование природными ресурсами
| 273,12 | 0,0 | 95,55 | 0,0 | 11 | 0,0 |
Продолжение таблицы 3 | ||||||
Наименование статьи доходов | 2008г. | 2009г | 2010г | |||
Сумма, в тыс. руб. | Уд.вес в общем объеме доходов, % | Сумма, в тыс. руб. |
| Сумма, в тыс. руб. | Уд.вес в общем объеме доходов, % | |
платежи при пользовании природными ресурсами | 4552 | 0,2 | 3248,7 | 0,2 | 3541 | 0,1 |
Итого собственные доходы | 241347,04 | 39,5 | 235244,1 | 39,0 | 226954 | 30,2 |
безвозмездные перечисления | 1208100,08 | 60,5 | 1294700,25 | 61,0 | 1781270 | 69,8 |
Всего | 1997690 | 100,0 | 2120730,1 | 100,0 | 2553143 | 100 |
По итогам 2010 г. структура доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» существенно изменилась. Доля собственных доходов снизилась до 30,2% в общем объеме доходов, а уровень безвозмездных поступлений увеличился до 69,8%.
В структуре собственных доходов местного бюджета за 2008-2010 гг. наибольшую долю занимали налоговые доходы. При этом если по итогам 2008-2009 гг. доли налоговых доходов местного бюджета составили 27,4% и 25,1 % соответственно в общем объеме доходов, за 2010 г. уровень налоговых доходов существенно снизился и составил 21,3% в общем объеме местного бюджета.
Данная ситуация объясняется тем, что начавшийся мировой финансовый кризис в 2008 г. негативно отразился как на экономике страны в целом, так и на экономическом состоянии ГО «Поселок Агинское» в частности. С конца 2008 г. экономическая ситуация ГО «Поселок Агинское» характеризовалась сокращением инвестиционной активности, замедлением экономического роста, снижением индекса общего объема промышленной продукции, услуг и т.д.
Доля доходов от налоговых доходов в 2008 г. составляла 27,4% в общем объеме доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское», в 2009-2010 гг. – 25,1% и 21,3 % соответственно. На рис.7. представлено изменение структуры доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» за 2008 -2010 гг.
Рис. 7 Структура доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» за 2008-2010гг.
В связи с тем, что налоговые доходы составляют большую часть собственных доходов, более детально рассмотрим структуру налоговых доходов местного бюджета за 2008-2010 г. (табл.4.)
Таблица 4- Структура налоговых доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» за 2008-2010 гг.
Наименование статьи доходов | 2008 г. | 2009г. | 2010г. | |||
Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме, % | Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме, % | Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме, % | |
Налоговые доходы, из них | 548242,88 | 100,0 | 590785,75 | 100,0 | 544919,0 | 100,0 |
налог на имущество | 13747,04 | 2,5 | 11657,2 | 2,0 | 10039 | 1,8 |
налог на доходы физ. лиц | 374174,4 | 68,2 | 380862,3 | 64,5 | 336056 | 61,7 |
налог на совокупный доход | 80388,32 | 14,7 | 103385,1 | 17,5 | 102769 | 18,9 |
земельный налог | 54624 | 10,0 | 71662,5 | 12,1 | 74103 | 13,6 |
прочие местные налоги и сборы | 182,08 | 0,0 | 191,1 | 0,0 | 185 | 0,0 |
штрафы, санкции | 13200,8 | 2,4 | 10797,15 | 1,8 | 10408 | 1,9 |
государственная пошлина | 11926,24 | 2,2 | 12230,4 | 2,1 | 11359 | 2,1 |
Из данных табл. 4 следует, что основными бюджетообразующими налоговыми доходами в местного бюджета ГО «Поселок Агинское» является – налог на доходы физических лиц и налог на совокупный доход
Так, по итогам 2008-2009 гг. доля налога на доходы физических лиц составляла 68,2-64,5%, доля налога на совокупный доход – 14,7-17,5% в общем объеме налоговых доходов.
Однако, по итогам 2010 г. структура налоговых доходов изменилась. В общем объеме налоговых доходов уменьшилась доля налога на доходы физических лиц с 64,5 % в 2009 г. до 61,7% и увеличилась доля налога на совокупный доход с 17,5 % в 2009 г. до 18,9 %, также увеличился земельный налог с 12,1% до 13,6% соответственно
Рассмотрим структуру неналоговых доходов (табл.5)
Таблица 5 - Структура неналоговых доходов местного бюджета ГО «Поселок Агинское» за 2008-2010
Наименование статьи доходов | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |||
Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме, % | Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме, % | Сумма, в млн. руб. | Уд.вес в общем объеме, % | |
прочие неналоговые поступления | 25309,12 | 10,5 | 27709,5 | 11,8 | 36501 | 16,1 |
доходы от испол. Имущ | 130733,44 | 54,2 | 117813,15 | 50,1 | 111922 | 49,3 |
доходы от оказания платных услуг | 9104 | 3,8 | 4968,6 | 2,1 | 1495 | 0,7 |
доходы от продажи мат. И НМА | 71375,36 | 29,6 | 81408,6 | 34,6 | 73484 | 32,4 |
платежи за пользование природными ресурсами | 273,12 | 0,1 | 95,55 | 0,0 | 11 | 0,0 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 4552 | 1,9 | 3248,7 | 1,4 | 3541 | 1,6 |
Итого | 241347,04 | 100,0 | 235244,1 | 100,0 | 226954 | 100,0 |