ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:42, дипломная работа

Описание

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………8
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………………34
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.doc

— 990.00 Кб (Скачать документ)

Как свидетельствуют данные приложения 5, объем кассовых расходов за 2010 год составил - 864,5 млн. руб. Анализ расходов бюджета ГО «Поселок Агинское» показал, что наибольшая доля расходов приходится на группу «Paсхoды» (200) - 74,73%. В то время, как на группу "Поступления нефинансовых активов» (300) расходуется 25,27%. На рисунке 16 представлена структура расходов бюджета.

Рис. 16. Структура расходов бюджета ГО «Поселок

Агинское» за 2010 г.

 

В группе расходов по коду (200) превалирующий объем приходится на расходы по заработной плате - 258,7 млн.. руб. (29,12% от совокупной величины расходов) и на услуги по содержанию имущества - 223,9 млн. руб. (25,9%). На втором месте стоят расходы по начислению на оплату труда - 7,40%. Наименьший удельный вес приходится на статью «Арендная плата за пользование имуществом - 0,012%. Также незначительный удельный вес занимают расходы по статье «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» - 0,1%.

В процессе исполнения бюджета необходимо принимать во внимание движение реальных кассовых потоков денежных средств. Это позволяет выявлять и прогнозировать возможные обстоятельства, которые повлекут кассовые разрывы, ведущие к несвоевременной оплате денежных обязательств.

При этом наиболее действенным решением является не только наблюдение за складывающейся картиной движения средств, но и ее моделирование с расчетом на возможные будущие изменения.

Процедуры прогнозирования заключаются в расчете возможных объемов всех поступлений и выплат из бюджета в определенном временном периоде в будущем, а также сравнении фактически полученных результатов с прогнозными показателями.

Такой расчет служит информационной базой для процедур кассового планирования движения потоков денежных средств.

Основным результатом кассового планирования является кассовый план. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году, составляемый в целях определения ликвидности единого счета.

Исследование анализа практики кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» по расходам органами ФК показало, что до 2008 г. исполнение местного бюджета было полностью возложено на муниципальное казначейство. С 1 января 2008 г. часть функций по кассовому обслуживанию исполнения расходной части местного бюджета осуществляют Отделение Агинского Бурятского округа УФК по Забайкальскому краю. Это позволило оценить не только динамику совокупной величины расходов местного бюджета, но и сезонность производимых расходов.

Изучение анализа практики кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» по доходам и расходам позволило выявить не только преимущества, но множество проблем, с которыми столкнулись органы ФК в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское», что требует определения основных мероприятий по совершенствованию кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов

 

Реформирование бюджетного устройства России на уровне субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ, а также трансформация процесса исполнения региональных и местных бюджетов в связи с принятием части четвертой статьи 215.1 БК РФ в новой редакции, обусловили наличие множества проблем организации исполнения бюджетов органами ФК в 2006г.

У территориальных органов ФК появились дополнительные функции в зависимости от выбранного варианта кассового обслуживания местных бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов:

1) ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств местных бюджетов;

2) учет и доведение информации о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования до бюджетополучателей местных бюджетов;

3) учет денежных обязательств местных бюджетов;

4) санкционирование и проведение платежей за счет средств местных бюджетов;

5) формирование и предоставление отчетной информации о кассовых операциях местных бюджетов.

Для перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований Казначейством России были проведены следующие мероприятия:

- для ввода в действие «Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами ФК» от 22.03.2005 г. № 1н, в 2005 г. было проведено внедрение единого прикладного  программного обеспечения «Центр-КС», во всех органах ФК организована закупка необходимого дополнительного технического обеспечения, включая обновление серверного оборудования и рабочих станций;

- в финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований безвозмездно была установлена клиентская часть ППО «СЭД», также для организации электронного документооборота с клиентами ФК разработана и  внедрена система криптографической защиты и электронно-цифровой подписи, безвозмездно оказывались консультации по клиентской части ППО «СЭД» финансовому органу;

- была проведена работа по централизации счетов по учету средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на уровне головных расчетно-кассовых центров Центрального банка РФ, разработана инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденная приказом ФК от 30 декабря 2005 г . .№ 19H;

-было разработано и согласовано в Министерстве финансов России и Центральном банке России Положение Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах ФК Министерства финансов РФ» от 20 мая 2004 г. №  257-П/46Н.

В начале 2006 года с момента перевода исполнения бюджетов муниципальных образований на новый порядок кассового обслуживания, несмотря на проведенную подготовительную работу, как у финансовых  органов,  так и у органов ФК возникали определенные проблемы.

К основным проблемам, с которыми столкнулось ФК в начале 2006 г. относятся:

1) необходимость доработки информационного обеспечения органов ФК связанного с электронным документооборотом;

2) необходимость «отладки» взаимодействия финансовых органов и органов ФК;

3) необходимость урегулирования' отдельных особенностей, возникающих в процессе взаимодействия органов ФК с финансовыми органами, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений;

Период с начала 2008 г. выявил ряд следующих проблем в кассовом обслуживании исполнения региональных и местных бюджетов со стороны субъектов РФ и муниципальных образований:

1) отсутствие достоверной информации о технической готовности финансовых органов муниципальных образований, субъектов РФ, плохое качество каналов связи;

2) отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных муниципальных образований и перечня администраторов неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований, а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами поступлений в местные бюджеты;

3) отсутствие регистрации в налоговых органах отдельных органов  местного самоуправления, имеющих самостоятельные бюджеты (отсутствуют ИНН и КПП);

4) перечисление налогоплательщиками и их контрагентами средств на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ», 40204 «Средства местного бюджета», открытых отдельным финансовым органам субъектов РФ и муниципальным образованиям в кредитных организациях;

5) поступление большого количества обращений от банков по уточнению реквизитов платежей по счетам 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ» и 40204 «Средства местного бюджета»;

6) непредставление отдельными финансовыми органами сводных реестров главных распорядителей, распорядителей, получателей средств местного бюджета и изменений к ним, либо их представление без присвоения идентификационных номеров получателям бюджетных средств;

7) позднее согласование финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований Регламентов о порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом и органом Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), также поздний выбор варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

Основные проблемы возникали там, где не соблюдаются требования бюджетного законодательства в части сроков составления и утверждения бюджетов, определения состава участников бюджетного процесса, правильности применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Исследование проблем кассового обслуживания местных бюджетов в РФ позволило в качестве основных выделить:

1) отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных муниципальных образований и перечня администраторов неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований, а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами поступлений в местные бюджеты;

2) незакрытие отдельными финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований счетов, открытых им в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях на балансовых счетах 40201 «Средства бюджетов субъекта РФ», 40204 «Средства местного бюджета»;

3) позднее согласование финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований Регламентов о порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом и органом Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), а также поздний выбор варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ  и местных бюджетов.

В условиях отказа рассредоточения средств бюджета по многочисленным счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей этих средств и перехода на единый счет бюджета качественно расширяются возможности органов исполнительной власти субъектов РФ  и муниципальных образований в маневрировании средствами бюджета, за счет чего резко уменьшается вероятность возникновения кассовых разрывов и, соответственно, сокращается или отпадает потребность в привлечении кредитных ресурсов на их покрытие. Это, как и повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля, а также прозрачности расходования средств, важное условие, характеризующее эффективность казначейского исполнения бюджетов.

Эффективность - относительный показатель. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам на его достижение. Когда речь идет об оценке эффективности казначейского исполнения бюджетов, данный подход нельзя не учитывать, но он не исчерпывает все критерии, требующиеся для ответа на вопрос о повышении эффективности такого их исполнения. Вот почему речь должна идти, а повышение социально-экономической эффективности, которая не обязательно может определяться в денежном выражении.

В сложившихся условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации на принципах бюджетного федерализма и отказа от централизованно построенной вертикали финансовых органов с двойным подчинением их на региональном и местном уровнях важное значение приобрело проведение и учет кассовых операций в порядке кассового  обслуживания исполнения территориальных бюджетов в едином государственном органе - системе Федерального казначейства, что наряду с требованием соблюдения принципа единства бюджетной системы отвечает сочетанию интересов всех уровней власти. В реализации таких возможностей состоит, прежде всего, социально-экономический эффект от перехода на казначейское исполнение бюджетов.

В субъектах РФ появились проблемы, вызванные наличием в процессе кассового обслуживания исполнения территориальных бюджетов посредника между финансовыми органами исполнительной власти и учреждениями банка, которые раньше сами полностью осуществляли кассовое обслуживание бюджетов, территориальных органов Федерального казначейства. Такие проблемы в основном состоят в нерешенности следующих задач:

1) обеспечение надежного контроля за недопущением принятия в учреждениях банков от плательщиков, некачественно оформленных платежных документов, что приводит к росту «невыясненных платежей»;

2) недопущение задержки оформления и реализации платежных документов по осуществлению бюджетных расходов;

3) оперативное получение ежедневной информации об исполнении бюджета, при необходимости в любой степени детализации;

4) получение оперативной информации о кассовых расходах бюджетополучателей и территориального бюджета в разрезе бюджетной классификации на любую дату нарастающим итогом с начала  года и за конкретный период;

5) оперативное получение информации об остатках денежных средств на счетах финансовых органов и лицевых счетах бюджетополучателей;

6) оперативное и мобильное решение вопросов о передвижении лимитов бюджетных обязательств при возникновении непредвиденных расходов;

7) формирование в более сжатые сроки отчетов об исполнении бюджетов, ускорение получения данных о кассовом их исполнении сокращение сроков приемки отчетов от распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.

Информация о работе ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА