Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:42, дипломная работа
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………8
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………………34
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83
Проблема сочетания федеральных, региональных и местных интересов в условиях казначейского исполнения бюджетов наилучшим образом может быть реализована при законодательно установленной возможности использования соответствующих вариантов казначейского исполнения бюджетов, предусматривающих принципиальные условия разграничения функций такого их исполнения между территориальными органами (региональными, местными) власти (их финансовыми органами) и органами Федерального казначейства.
Такими вариантами могут быть следующие:
1. в функции региональных и местных исполнительных органов власти (их финансовых органов) входят организация исполнения и исполнение территориального бюджета с использованием казначейских методов и технологий через единый счет бюджета, за исключением кассового обслуживания, возложенного на органы Федерального казначейства;
2. применяющейся возможности у территориальных органов исполнительной власти финансового обеспечения проведения и учета кассовых операций с использованием казначейских методов и технологий за счет собственных доходов территориальных бюджетов и при наличии в собственности необходимого для этого имущества, а также соблюдении соответствующих стандартов казначейского исполнения бюджетов территориальный орган Федерального казначейства не должен иметь права отказать исполнительному органу власти в передаче ему (непосредственно его финансовому органу) своей функции по проведению и учету кассовых операций, за исключением операций, не подлежащих передаче при любых вариантах;
3. в функции территориальных органов Федерального казначейства входит проведение и учет кассовых операций (кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов), за исключением случаев, когда проведение и учет этих операций передаются по соглашению исполнительным органам по их инициативе и при соблюдении последними предусмотренных условий для их передачи. К таким условиям, содержащимся в ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся финансовое обеспечение их реализации собственными средствами и наличие необходимого для этого имущества.
Вместе с тем при их соблюдении не предусматривается обязательность положительного решения со стороны органов Федерального казначейства. Целесообразно добавить к указанным условиям соответствие стандартам казначейского исполнения бюджетов, утверждаемым Федеральным казначейством, разработка которых предусмотрена правительственной Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, а также установить порядок обязательного принятия положительного решения по данному вопросу при соблюдении всех этих условий. Кроме того, следовало бы возложить на органы Федерального казначейства надзор за их соблюдением региональными и местными исполнительными органами власти (их финорганами).
В новой редакции Бюджетного кодекса РФ предусмотрено в качестве ограничения права субъектов РФ заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального и местных бюджетов органами власти субъекта РФ, если расчетная доля межбюджетных трансфертов превышает 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Такое ограничение не представляется научно обоснованным по сравнению с условием о соблюдении стандартов казначейского исполнения бюджетов.
В то же время, при любых вариантах в компетенцию органов Федерального казначейства должны входить функции по осуществлению в соответствии с нормами бюджетного законодательства распределения поступлений в бюджетную систему РФ между бюджетами разных уровней полностью или в процентных долях с зачислением на счета соответствующих бюджетов, а также открытие лицевых счетов распорядителям и получателям средств регионального и местного бюджетов для учета операций со средствами, контроль за осуществлением которых, возложен на органы Федерального казначейства (учет операций с целевыми межбюджетными трансфертами из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций, за исключением направляемых в порядке компенсации произведенных расходов).
В числе мер по решению проблем, вызванных наличием в процессе кассового обслуживания исполнения территориальных бюджетов посредника между финансовыми органами исполнительной власти и учреждениями банка, ускорение процесса широкого внедрения автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов, включая взаимоотношения со всеми его участниками, а также с учреждениями банков на всех уровнях власти и бюджетной системы на основе координации этой работы Федеральным казначейством с учетом положительных инициатив на местах.
Наряду с этим в перспективе может себя оправдать и реализация предложений об использовании методологии банковских операций в органах Федерального казначейства. В условиях перехода к казначейству банковского типа можно будет успешно решить вопрос об ускорении документооборота и взаимных информационных потоков между финорганами исполнительных органов власти в регионах и органами Федерального казначейства, осуществляющими банковские операции. Надо также иметь ввиду, что в России был опыт вхождения в структуру казначейства приходно-расходных касс. Кроме того, имелся зарубежный опыт, например, во Франции, когда в органах Федерального казначейства функционировали сберегательные кассы, позволяющие иметь дополнительные средства в обороте, а также решать за счет этого вопрос об усилении материального стимулирования работников казначейства, что способствовало и повышению эффективности их деятельности. Может быть, указанный опыт позволил бы использовать такие сберегательные кассы и как приходно-расходные там, где нет учреждений Банка России и Сбербанка России, о чем поступали жалобы от финорганов ряда субъектов РФ.
При казначейском исполнении бюджетов решение о возврате (ошибочно) уплаченных в бюджет сумм доходов принимают администраторы соответствующих поступлений без уведомления об этом финансового органа, а списание их с единого счета бюджета производят органы Федерального казначейства. В целях своевременного информирования финорганов о предстоящих возвратах излишне уплаченных в бюджет сумм доходов целесообразно установить порядок, предусматривающий обязательность обращения за возвратом таких сумм одновременно к органу Федерального казначейства и финоргану.
Нередки случаи, когда целевые межбюджетные трансферты поступали в территориальные бюджеты позже, чем требовалось для оплаты ими возникающих потребностей, и тогда приходилось направлять на это собственные средства бюджета. А поступавшие из вышестоящих бюджетов трансферты на эти цели органы Федерального казначейства должны были зачислять поставщикам, подрядчикам и другим их получателям за предоставленные бюджетному учреждению продукцию и услуги при наличии документов, подтверждающих потребность в оплате. Но так как оплата была уже произведена за счет собственных средств бюджета и отсутствовала кредиторская задолженность, эти суммы «зависали» на счетах бюджетов и не могли быть использованы по целевому назначению. Требуется предоставить право органам Федерального казначейства осуществлять такие кассовые операции по поступившим с задержкой из вышестоящего бюджета целевым межбюджетным трансфертам в возмещение произведенной ранее оплаты на эти цели за счет собственных средств данного бюджета.
В действующих условиях важно, чтобы при совершенствовании казначейского метода исполнения бюджетов, включая их кассовое обслуживание органами Федерального казначейства, был взят ориентир на конечный результат в бюджетном процессе.
Решение этих проблем определяет основные направления совершенствования деятельности органов Федерального казначейства в части кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Исследование перспектив развития ФК в части взаимодействия с местными бюджетами различных субъектов РФ позволило сделать вывод о наличии специфических проблем у каждого субъекта.
Казначейство – это финансовый орган, на который ложатся функции по кассовому исполнению государственного бюджета РФ.
На сегодня казначейство пытается, продолжить то, что начали первые казначеи. Государственная казна, которая по своему призвана, служить людям и с ее помощью должны решаться экономические и социальные вопросы, ни чего не стоит, если не будет порядка в обороте ее средств.
Качественная и своевременная отчетность дает возможность оценить исполнение государственного бюджета и является основанием для управления бюджетным процессом
В условиях сложившейся недостаточности бюджетных средств одним из важных вопросов для правительства РФ является вопрос их эффективного использования
Поэтому при внедрении казначейских функций в РФ одной из первостепенных задач является установление органами казначейства соответствующих процедур контроля за принятыми обязательствами и учетом выделенных средств.
Успешная реализация функций Федерального казначейства на территории Агинского Бурятского округа по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета осуществляется за счет соблюдения технологии движения кассовых потоков государственных финансовых ресурсов, в котором участвуют специалисты казначейства.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему отделения (далее - отделения УФК) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2010 год составило 864,5 млн. рублей, что на 0,97 процента меньше предыдущего года.
Поступление доходов от приносящей доход деятельности учреждений в 2010 году осталось на уровне 2008 года. Объем доходов (с учетом остатка на 1.01.2010) составил в сумме 2553,1 млн. рублей.
В условиях экономического кризиса изменилась структура источников доходов консолидированного бюджета Агинского бурятского округа. Поступления налоговых доходов снизились на 3,8 % и составили 21,3 % (25,1 % - в прошлом году), неналоговых доходов – на 2,2% и составили 8,9 % (11,1 %). Доля безвозмездных поступлений увеличилась с 61 % в 2009 году до 69,8 % в отчетном.
Удельный вес налогов, сборов и других неналоговых доходов, собранных на территории Агинского бурятского округа, в собственных доходах консолидированного бюджета округа составил 30,2 %.
За истекший год кассовые выплаты консолидированного бюджета Агинского бурятского округа составили 31360,9 млн. рублей. Расходная часть консолидированного бюджета округа имеет четко выраженную социальную направленность.
Из общей суммы социально-культурной сферы, составляющей 18235,1 млн. рублей (58,1 %), на финансирование учреждений образования направлено 316,5 млн. рублей (36,6% от общей суммы кассовых выплат консолидированного бюджета), на сферу социальной политики – 19,4 млн. рублей (2,2 %), здравоохранения и спорта – 119,0 млн. рублей (13,8 %). Доля в отраслях народного хозяйства занимают расходы на национальную экономику – 40,0 млн. рублей (4,6 %) и на жилищно-коммунальное хозяйство – 265,4 млн. рублей (30,7 %). На решение общегосударственных вопросов по сфере «управление и безопасность» выделено из бюджета 76,5 млн. рублей (8,8 % от общей суммы кассовых выплат консолидированного бюджета).
Процесс развития казначейской системы, учитывая значимость решаемых органами Федерального казначейства задач, в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы. Стратегические направления развития казначейской системы определены в Проекте модернизации казначейской системы Российской Федерации.
Вместе с тем в процессе кассового облуживания регионального бюджета субъекта РФ и в частности Агинского бурятского округа можно выделить следующий ряд проблем:
- создание высокоцентрализованной модели управления бюджетами, при которой снижается самостоятельность и ответственность региональных органов исполнительной власти в вопросах проведения на данной территории бюджетной политики;
- низкая заинтересованность органов федеральной власти в удовлетворении индивидуальных потребностей регионов.
- несогласованность положений нормативно-правовых актов;
- большая нагрузка на органы Федерального казначейства, так как осуществляется исполнение как федерального, так и регионального и местного бюджетов;
- обновление компьютерного продукта, на основе которого ведется учет поступлений средств в бюджеты и их дальнейшее распределение.
Эти проблемы в настоящее время являются приоритетными в процессе модернизации органов Федерального казначейства.
Для повышения роли органов Федерального казначейства РФ в процессе исполнения доходной части региональных бюджетов необходимо создать условия для:
- эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером их расходов, а так же субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
- эффективного управления средствами федерального, регионального и местного бюджетов на едином счете Федерального казначейства;