ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:42, дипломная работа

Описание

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………..8
1.1.Особенности исполнения местных бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………8
1.2. Организация кассового обслуживания местных бюджетов органами Федерального казначейства………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (на примере бюджета ГО «Поселок Агинское»)……………………………..34
2.1. Социально-экономическая характеристика Агинского Бурятского
Округа………………………………………………………………………34
2.2. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по доходам…………36
2.3. Анализ кассового обслуживания исполнения бюджета ГО «Поселок Агинское» органами Федерального казначейства по расходам………..50
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………………….60
3.1. Проблемы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов….60
3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов………………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..83

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.doc

— 990.00 Кб (Скачать документ)

Распределение поступлений в бюджетную систему РФ с зачислением на единый счет соответствующего бюджета осуществлялось в ряде случаев органами Федерального казначейства таким образом, что информацию об этом финансовые органы могли получить лишь на третий день после зачисления платежей на счет органа Федерального казначейства. Проблема у некоторых финансовых органов также в том, что сведения о движении средств на счете бюджета можно получить только к 11 часам.

Были претензии со стороны финансовых органов на существенное ограничение операционного дня (например, до 16 ч.) для принятия платежных документов на списание средств со счета бюджета в тот же день.

3.2. Пути совершенствования кассового обслуживания исполнения местных бюджетов

Анализ поступившей от управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации информации позволяет сделать выводы о следующих фактах, положительно повлиявших на бюджетных процесс в муниципальных образованиях, вследствие перехода на новый порядок кассового обслуживания исполнения местных бюджетов:

1. Взаимодействие муниципальных образований с органами  Федерального казначейства привело к необходимости более тщательного изучения ими положений бюджетного законодательства РФ. Переход на кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами Федерального казначейства способствовал приведению в соответствие с бюджетным законодательством РФ основных процессов, связанных с составлением и исполнением местных бюджетов;

2. Необходимость представления в органы Федерального казначейства сведений о составе распорядителей и получателей средств местного бюджета побудила муниципальные образования активизировать работу по проведению полной инвентаризации муниципальных учреждений. Муниципальными образованиями проделана работа по упорядочению сети муниципальных учреждений, составлены реестры бюджетополучателей в привязке к главным распорядителям бюджетных средств, пересмотрены и приведены в соответствие с действующим законодательством учредительные документы учреждений;

3. Ежемесячная выверка данных по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств и своевременное устранение выявленных ошибок позволила сократить сроки составления отчетов, и повысить их достоверность. Указанная информация позволяет своевременно выявлять возникающие расхождения в учете и оперативно принимать решения по их устранению, что значительно облегчает работу финансовых органов и позволяет им владеть точной информацией по исполнению бюджета.

Сопоставление данных учета операций по исполнению местного бюджета, представленных органами Федерального казначейства и главными распорядителями бюджетных средств, позволяет финансовому органу при составлении отчета об исполнении бюджета выявить неточности в отчетах об исполнении бюджетных смет, представленных ему главными распорядителями бюджетных средств. Предоставление органами ФК финансовым органам, распорядителям и получателям средств бюджетов, ежедневной и ежемесячной информации о кассовых поступлениях и выплатах в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации, облегчает ведение ими бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении бюджетов;

4. Активное внедрение системы электронного документооборота между органами ФК и получателями средств регионального и местных бюджетов способствует сокращению трудозатрат, уменьшению временного интервала прохождения бюджетных платежей, начиная от поступления доходов на счет бюджета и заканчивая списанием средств со счета бюджета, тем самым, ускоряя оборачиваемость бюджетных средств;

5. Проводимая органами ФК организационная, методологическая и разъяснительная работа с финансовыми органами, распорядителями и получателями средств местных бюджетов, а также практическая помощь в установке и применении программных продуктов, повысила информированность и уровень квалификации клиентов по вопросам бюджетного учета, оформления документов, применения бюджетной классификации Российской Федерации;

6. Установление общего порядка исполнения судебных решений по денежным обязательствам муниципальных учреждений, лицевые счета которых открыты в органах ФК, способствует более полной реализации прав физических и юридических лиц;

7. В результате безвозмездного осуществления в соответствии с соглашениями дополнительных функций по исполнению бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства удалось избежать значительных дополнительных расходов, связанных с необходимостью организации органов местного казначейства, содержанием дополнительной численности муниципальных служащих и материального обеспечения их деятельности. В данных условиях органы местного самоуправления получили возможность направить средства местных бюджетов на другие, более приоритетные направления;

8. Переход на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов в органы ФК способствовал усилению финансового контроля. При кассовом обслуживании исполнения местных бюджетов с осуществлением органами ФК отдельных функций по исполнению бюджета в соответствии с соглашениями минимизируется нецелевое использование бюджетных средств. Так, за 2005 год УФК одного из субъектов РФ было возвращено без исполнения более 3 тысяч платежных документов бюджетополучателей по причине их несоответствия целевому назначению;

9. Учет органами ФК бюджетных обязательств местных бюджетов в порядке, аналогичном учету бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета, обеспечил соблюдение, своевременность и полноту исполнения принятых бюджетными учреждениями обязательств  по договорам, снижение кредиторской и дебиторской задолженности;

10. Своевременное отслеживание правильности оформления платежных поручений на перечисление муниципальными учреждениями платежей в бюджет привело к сокращению объема невыясненных поступлений в бюджеты. Использование механизма присвоения целевым средствам, передаваемым из вышестоящего бюджета, кодов дополнительной идентификации (кодов целей) обеспечивает ежедневный контроль за их использованием при исполнении местного бюджета и направление оперативной информации главным распорядителям средств федерального бюджета;

11. Активизирована работа по закреплению всех источников доходов бюджетов муниципальных образований за конкретными администраторами поступлений и работа администраторов по уточнению невыясненных поступлений.

После 1 января 2006 г. ФК были проанализированы первые итоги осуществления кассового обслуживания и приняты следующие меры по его совершенствованию и развитию:

1. В части кассового обслуживания средств от внебюджетной деятельности получателей бюджетов субъектов и муниципальных образований РФ вступил в действие приказ ФК. «Об утверждении Инструкции о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход  деятельности » от 30 декабря 2005 г. №  19н

2. Обеспечена возможность частичной приемки пакета платежных поручений от финансового органа через ППО «СЭД» и доведения до финансового органа исчерпывающих формулировок причин отказа в проводке отдельных платежных поручений.

3. Введена новая, более прозрачная для финансового органа система статусов электронных сообщений и документов, обновлена документация на ППО «СЭД», в том числе описано соответствие новых статусов электронных документов пунктам Регламента о порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом (уполномоченным органом) и органом Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ  (местного бюджета) [29, с. 30].

Если раньше речь шла только о казначейской системе исполнения бюджета субъекта РФ и муниципальных образований, то теперь актуальны комплексные проекты в составе:

- организации и бухгалтерского учета исполнения бюджета, включая кассовое обслуживание исполнения бюджета органами ФК по одному из предусмотренных вариантов;

- бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;

- планирования и составления бюджета, в том числе  ориентированного на результат;

- управления государственным и муниципальным имуществом;

- осуществления государственных и муниципальных закупок.

Этот комплексный проект должен охватывать всех участников бюджетного процесса в субъекте РФ - финансовый орган, распорядителей и получателей средств, администраторов поступлений и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, всех муниципальных образований и поселений. При этом важно обеспечить наибольшую степень централизации обработки и хранения информации, таким образом, чтобы на рабочих местах участников бюджетного процесса осуществлялась лишь регистрация операций, а их физическое исполнение (например, проводки по счетам, бухгалтерские записи) было бы централизованным. Причем в единой базе данных обеспечивались бы обработка и исполнение операций, относящихся к ведению, как субъекта РФ, так и муниципальных образований и поселений.

Такой централизованный подход имеет целый ряд преимуществ, поскольку обеспечивает:

1) Оперативность получения любых консолидированных отчетов и иных сведений в целом по субъекту РФ в различных разрезах и формах, высокую точность таких данных.

2) Не возможность использования на любых рабочих местах никаких иных регламентов, правил и порядков деятельности, кроме централизованно установленных, что позволяет проводить операции сектора государственного управления в регионе по единым правилам и способствует выполнению единых нормативов, касающихся необходимой численности государственных и муниципальных служащих.

3) Возможность отсутствия администраторов программных и технических средств в муниципальных поселениях.

4) Существенное упрощение процедуры проведения обновлений как нормативно-правовой базы, так и программного продукта в целом по субъекту РФ по сравнению с децентрализованным подходом.

Преимущества централизованного подхода в последние годы способствовали его активному использованию при автоматизации западных и отечественных банков с разветвленной сетью филиалов и отделений. Также централизованный подход реализуется в проекте модернизации Федерального казначейства.

В подавляющем большинстве субъектов РФ  в настоящее время применяется децентрализованный подход, когда обработка и хранение данных ведутся на уровне каждого муниципального образования, а зачастую и поселения. Разнородные сведения консолидируются на уровне финансового органа субъекта РФ по мере необходимости. Централизованный подход является органичным продолжением и развитием децентрализованного, но требует существенно более целостного и интеграционного взгляда на реализацию  автоматизированной системы, включая комплексное управление проектом такой реализации на всех его этапах, повышенные требования к программному продукту, инсталляцию необходимых каналов связи и серверного оборудования, консалтинговые услуги.

Централизованный подход включает в себя:

1. Интеграцию работ и ответственности. Требуется возложить на кого-либо ответственность за проект в целом при возможном выполнении частей проекта различными исполнителями;

2. Создание необходимого нормативно-правового и организационного обеспечения, оказание соответствующих консультационных услуг, в числе которых:

2.1) разработка программы реформирования системы управления общественными финансами, в том числе в части нормативно-правового и организационного обеспечения;

2.2) управление проектом модернизации системы управления общественными финансами региона;

2.3) обследование и выдача рекомендаций о возможности применения действующего программного и технического обеспечения;

2.4) описание требований к программному и техническому обеспечению.

3. Внедрение различных централизованных программных продуктов, а именно:

3.1) системы составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы региона, ведение главной бухгалтерской книги;

3.2) системы анализа, планирования и прогнозирования;

3.3) системы осуществления государственных и муниципальных закупок;

3.4) системы бухгалтерского учета бюджетных учреждений;

3.5) системы управления имуществом;

3.6) системы электронно-цифровой подписи и удостоверяющего центра;

3.7) системы автоматизации делопроизводства и внутреннего документооборота;

3.8) иных программных продуктов.              

4. Создание технического обеспечения:

4.1) поставка и/или инсталляция серверных комплексов и систем инженерного обеспечения для централизованной бесперебойной обработки данных;

4.2) поставка рабочих станций и периферийного оборудования;

4.3) поставка и/или инсталляция необходимых программно-технических средств защиты конфиденциальной  информации;

4.4) поставка необходимого технического обеспечения и сопровождение проекта по развертыванию высокоскоростной сети передачи данных в регионе.

5. Сопровождение:

5.1) описание концепции сопровождения всех распределенных пользователей централизованных программных и технических средств в режиме «одного окна», в том числе с возможностью передачи такового на аутсорсинг внешним исполнителям;

5.2) поставка и/или внедрение системы управления эксплуатацией;

5.3) организация сопровождения всех распределенных пользователей централизованных программных и технических средств в режиме «одного окна».

В настоящее время ФК в полном объеме обеспечивается кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований, что является существенным фактором упорядочивания бюджетного процесса в РФ и оказывает положительное влияние на устойчивость бюджетной системы в целом. Результаты внедрения кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований в 2006 году доказали, что на сегодняшнем этапе становления и развития публичных финансов РФ решение о переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований ФК оказалось своевременным и правильным.

Практика кассового обслуживания исполнения местных бюджетов укрепила доверие к органам Федерального казначейства, о чем свидетельствуют инициирование главами администраций муниципальных образований перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов поселений органами Федерального казначейства по варианту с открытием лицевых счетов для учета операций по кассовым выплатам из бюджета и на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход  деятельности.

Информация о работе ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА