Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Содержание

Содержание
Введение 3
I. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты. 6
II. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса. 13
1. Прямая поддержка малого бизнеса 13
2. Косвенная поддержка малого бизнеса 22
3. Роль фондов поддержки малого предпринимательства……...28
III. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Свердловской области 32
1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области 32
2. Описание деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Департамента Свердловской области……………………………………………...38
3. Оценка осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Свердловской области, деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства 51
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение 1 70
Приложение 2 71

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)


 

              ФГАОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ               УНИВЕРСИТЕТ им. Первого Президента Б.Н.Ельцина»

 

Кафедра организации налоговых расследований

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Финансы

 

Тема: Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

 

Содержание

Введение              3

I.              Общая характеристика малого бизнеса и основные черты.

II.              Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса.3

1.              Прямая поддержка малого бизнеса3

2.              Косвенная поддержка малого бизнеса2

3.              Роль фондов поддержки малого предпринимательства……...28

III.              Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Свердловской области2

1.              Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области2

2.   Описание деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Департамента Свердловской области……………………………………………...38

3.              Оценка осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Свердловской области, деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства1

Заключение              65

Список используемой литературы              68

Приложение 1              70

Приложение 2              71

 

 

 


Введение

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших  размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объёмов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоёмких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создаёт благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идёт структурная перестройка; расширяется  потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведёт к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

В современной мировой легальной экономике насчитывается свыше 50 миллионов фирм – разнообразных предпринимательских структур, 99 % которых относятся к мелкому, малому и среднему бизнесу. Более 20 миллионов фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странах Европейского Союза насчитывается приблизительно17 миллионов фирм (из них 16,5 миллионов – мелкие); в Японии – свыше 7 миллионов фирм (из них 6,9 миллионов – мелкие). Примерно пять миллионов фирм – в европейских государствах, не входящих в Европейский Союз, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке. [1]
В Российской Федерации действуют около 1,5 миллионов различных фирм, примерно столько же их в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии, Румынии. В связи с углублением общественного разделения труда под влиянием глобализации количество фирм, прежде всего мелких и малых, постоянно растет.[2]
В России зарегистрировано всего около 850 тысяч малых фирм и 12 миллионов частных предпринимателей, в том числе 14–15 % – в промышленности, а остальные – в торговле, общественном питании и посреднических услугах. Малый бизнес производит 10 % валового национального продукта России (для сравнения: в Италии – 73, в Японии – 70 %).

Подлинная цель экономических реформ – создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство – уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.

Государственная политика в области развития малого предпринимательства требует и новых подходов в решении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. Предстоит не только создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, но и заставить предпринимателей поверить в серьезность намерений государства, попытаться направить малый бизнес в цивилизованное русло. А это предполагает изменение всей системы государственной поддержки малого предпринимательства, как на уровне регионов, так и на уровне федерального центра. По данным исследований более 80% опрошенных предпринимателей считают, что малому бизнесу действительно необходима государственная поддержка, но при этом свыше 60 % уверены, что ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные органы власти не заинтересованы в развитии этого сектора экономики, поэтому 54% предпринимателей считают эффективность господдержки низкой или равной нулю. С этим мнением нельзя не считаться.

Деятельность органов государственной поддержки малого предпринимательства должна осуществляться на основе принципа сокращения государственного вмешательства в эту сферу, однако это не означает упразднение структурных подразделений в органах исполнительной власти, а скорее наоборот – их укрепление и повышение их координирующей роли. Административное давление на малый бизнес сегодня настолько велико, что возникла реальная необходимость законодательной защиты прав и интересов предпринимателей.

Цели и задачи работы:

Целью данной работы является исследование влияния государства на развитие малого бизнеса.

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие за-

дачи:

1. Определить необходимость развития малого бизнеса;

2. Изучить методы, используемые государством для поддержки и раз-

вития малого бизнеса;

3. Проанализировать государственную поддержку и развитие малого предпринимательства в Свердловской области.

I.      Общая характеристика малого бизнеса и основные черты

 

      Малый  бизнес,  или  малое  предпринимательство,  представляет   самый

многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости  в значительной  мере  определяют   социально   -   экономический   и   отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни  и  социальному положению они принадлежат к большинству населения  и  представляют  собой  и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра  товаров  и услуг  одновременно.   Малое   предприятие   является   «клеточкой»   малого

предпринимательства.  Отсюда  следует,  что  последнее  есть  особый  сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий  и  потому  являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

В Российской Федерации в соответствии со ст.4 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

 

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 

Макроэкономический эффект малого бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом.
Сюда относятся:[3]
– развитие предприимчивости населения, его адаптация к новым хозяйственным условиям, выживание в пору кризиса благодаря развитию «челночного», «ларечного» бизнеса. В России в 1990-е годы в этом секторе было занято около 30 миллионов человек, включая сопутствующие транспортные и другие услуги, что вместе с семьями представляет более трети населения. Условия развития данного бизнеса наиболее благоприятны в Москве (здесь сосредоточено 20 % малых предприятий России), Петербурге, Ленинградской, Самарской, Саратовской и некоторых других областях, что во многом определяет лучший социально-психологический климат и сглаживание социальных конфликтов;
– создание новых рабочих мест, позволяющее сократить расходы государства на выплату пособий, связанных с безработицей, на борьбу с преступностью и так далее. По расчетам экономистов, благодаря использованию уже имеющейся инфраструктуры и миниатюрной техники затраты на создание одного рабочего места в малом бизнесе на 40–50 % ниже, чем на крупных предприятиях. В 1999 году инвестиции для создания одного рабочего места здесь составили всего 2400 рублей. Это особенно важно для регионов с высокой плотностью населения и низким инвестиционным рейтингом (Северный Кавказ, некоторые республики Поволжья и другие);
– демонополизация и развитие конкурентной среды при условии достижения критической массы – одно малое предприятие на 30–50 жителей (для Российской Федерации это требует увеличения их числа с 850 тысяч до 3,5–5 миллионов, что предполагает увеличение доли малого бизнеса в валовом внутреннем продукте с 10–12 до 20–25 %, а удельного веса производственно-инновационного сектора в самом малом бизнесе с 20–25 до 50–60 %);
– формирование среднего класса, обладающего стартовым капиталом для перехода от примитивного «челночного» и «ларечного» к современному малому бизнесу;
– введение в хозяйственный оборот новых ресурсов, неэффективных для крупного бизнеса (малые и бедные месторождения, отходы, неиспользуемые помещения и оборудование, недостроенные объекты и так далее);
– выявление новых ниш рынка, связанных с удовлетворением индивидуальных и групповых запросов, нестандартными услугами и тому подобное;
– сокращение средней дальности перевозок и выбросов в окружающую среду в связи с рассредоточением соответствующих предприятий по территории страны.
Для реализации этих преимуществ малый бизнес в Российской Федерации должен превратиться из практически изолированной подсистемы в органическую составную часть единого производственно-финансового комплекса.
На народнохозяйственном уровне реализуются следующие преимущества малого бизнеса: ориентация на конечного потребителя, учет его нестандартных запросов и интересов при личном контакте; быстрота реагирования; простота организации; высокая внутренняя мобильность при изменении спроса с использованием местных ресурсов, неэффективных для крупного бизнеса; высокая рентабельность работы на «узких» сегментах рынка, ориентированных на ограниченный и специфичный круг потребителей; возможность для самореализации людей с особой инициативой и предприимчивостью, а также ограниченной трудоспособностью (инвалиды, пожилые граждане и так далее).
Менее явная, чем у крупных фирм, зависимость малого бизнеса от колебаний на мировых финансовых рынках (скачки курса доллара, изменение кредитных ставок), большая выживаемость в периоды кризисов и депрессий доказана опытом России 1998–1999 годов. Это связано не только с экономией на накладных (управленческих) расходах, но и с более высокой сплоченностью коллектива и интенсивностью труда.
Малый бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка. Малый бизнес содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны.
Важнейшим из социальных эффектов развития малого бизнеса является сокращение численности беднейших слоев населения. Это имеет не только социальное, но и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинское обслуживание неимущих, стимулирует их инициативу, обучение и профессиональный рост.
Соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников. Однако крупные предприятия сохраняют преимущества по эффективности массового производства, глубине разделения труда и уровню автоматизации, комплексности использования сырья. Только крупный бизнес способен организовать добычу полезных ископаемых в районах, где нет развитой инфраструктуры.
Стабилизирующая роль малого бизнеса обусловлена тремя главными причинами.
Во-первых, в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники.
Во-вторых, малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения.
В-третьих, отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и так далее.

Информация о работе Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса