Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Содержание
Введение 3
I. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты. 6
II. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса. 13
1. Прямая поддержка малого бизнеса 13
2. Косвенная поддержка малого бизнеса 22
3. Роль фондов поддержки малого предпринимательства……...28
III. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Свердловской области 32
1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области 32
2. Описание деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Департамента Свердловской области……………………………………………...38
3. Оценка осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Свердловской области, деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства 51
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение 1 70
Приложение 2 71
предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка;
выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
долевое участие в создании и деятельности инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса;
финансирование мероприятий по подготовке кадров для малых предприятий;
осуществление внешнеэкономической деятельности в области малого бизнеса.
Практика работы фондов показывает, что эти функции востребованы современным рынком и имеют позитивный эффект, осуществляя:
кредитование проектов на возвратной и безвозвратной основе, в том числе участвуя в программах микрофинансирования (большая поддержка начинающим предпринимателям), в финансировании инвестиционных проектов на возвратной основе и льготных условиях;
финансовую поддержку специализированным лизинговым компаниям, созданными для поддержки малого предпринимательства (с участием государственных средств);
поддержку инфраструктуры (консалтинговой и информационной), которая была создана ранее при участии финансовых ресурсов государства.
Система фондов как ядро инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства создана при участии бюджетных ресурсов и должна быть востребована при разработке и реализации механизмов привлечения банковских кредитов (ресурсов).
Инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства, в условиях совершенствования законодательного поля, позволяет адаптировать систему фондов к явным преимуществам разрабатываемой системы кредитных гарантий, которые:
являясь косвенными мерами государственной финансовой поддержки, требуют значительно меньше бюджетных ассигнований и при рациональном управлении позволяют добиваться значительного мультипликативного эффекта при финансировании субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников;
с учетом стратегического направления реформирования банковского сектора - развитие системы требований, установленных Центральным банком России в "Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 2002 год", опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко снижает потребность в административно-управленческом персонале при реализации таких программ и обеспечивает вовлечение в их реализацию большего числа предпринимателей;
государственный статус гарантии позволяет банкам снизить процентную ставку по кредитам малому бизнесу - риск банка и размер создаваемых резервов уменьшается;
дробление риска между заемщиком, банком и гарантом;
гарантийные продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса на различные финансовые технологии (финансовая аренда, венчурное финансирование), имеют возможность трансформироваться.
Формирование инфраструктуры малого предпринимательства - приоритетное направление обеспечения его устойчивости и роста. Опросы предпринимателей показывают, что среди называемых ими основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, неразвитость инфраструктуры занимает четвертое-пятое место после таких проблем, как высокие налоги, нестабильность законодательства, дефицит финансовых средств и др.
Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства понимается совокупность государственных, общественных, коммерческих организаций и других специализированных институтов, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности малого бизнеса путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг. К объектам инфраструктуры в широком смысле относятся организации, оказывающие непосредственную поддержку и содействие малым предприятиям, структуры, регулирующие малый бизнес (отделы регистрации, налоговые, торговые и прочие инспекции), общественные объединения предпринимателей (союзы, ассоциации), которые объединяют усилия, представляют и лоббируют их общие интересы. Малые предприятия, индивидуальные предприниматели, как и другие хозяйствующие субъекты, используют в своей деятельности существующую рыночную инфраструктуру экономики области. В Свердловской области, например, функционируют 29коммерческих банков и 103их филиала 3 биржи, 66 страховых компаний, более 200 аудиторских фирм, около 12 лизинговых компаний, десятки маркетинговых организаций, юридических, информационных, консультационных фирм. Крупные предприятия многие элементы инфраструктуры создают себе сами: информационные, маркетинговые, юридические отделы и др. Малые предприятия так действовать не могут вследствие ограниченности собственных ресурсов. Но правила на рынке одинаковы для всех. Для успешной конкуренции, раскрытия внутренне присущих малому бизнесу динамизма, гибкости и возникла потребность создавать специализированную инфраструктуру, преимущественно ориентированную на малое предпринимательство. Организации инфраструктуры, созданные с государственным участием, оказывают содействие малому предпринимательству, как правило, на более выгодных условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам). Это и выделяет их из более широкой совокупности организаций, специализирующихся также на оказании деловых услуг, но на коммерческой основе.
Формирование элементов инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях начато в 90-х годах. В этом процессе участвуют государственные органы, деловые круги, зарубежные и международные организации. Правительство РФ приняло ряд постановлений по созданию в стране инфраструктуры малого предпринимательства: о развитии лизинга, образовании сети региональных агентств поддержки малого бизнеса и информационно-аналитических центров предпринимательства, создании федерального фонда поддержки малого предпринимательства и фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Развитие инфраструктуры малого бизнеса является одним из основных направлений во всех трех федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства, реализованных в 1994-1999 гг. В соответствии с первой программой (1994-1995 гг.) было реализовано за счет средств федерального бюджета несколько проектов по созданию отдельных объектов инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки) в некоторых субъектах РФ. Во второй федеральной программе (1996-1997 гг.) главное внимание было уделено созданию в каждом субъекте РФ минимального набора наиболее простых и необходимых объектов инфраструктуры малого бизнеса путем тиражирования уже апробированных организационных схем на основе привлечения на паритетных началах средств федерального и региональных бюджетов. Особенность третьей программы (1998-1999 гг.) - развитие инфраструктуры с ориентацией на создание сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов. По данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на начало 1999 г в стране действовало 80 региональных фондов развития предпринимательства, 98 учебно-деловых центров, 47 агентств поддержки малого бизнеса, 31 информационно-аналитических центров, 54 бизнес-инкубаторов, 50 технопарков и т.д.
В Свердловской области в 1995-1999 гг. реализовано три областные программы государственной поддержки малого предпринимательства, В программах содержалось несколько десятков мероприятий, направленных на создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, реализация которых позволила создать основу областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В эту систему входят государственные и общественные структуры, организации, созданные с государственным участием, коммерческие структуры, оказывающие деловые услуги малому бизнесу и работающие при организационном содействии по отдельным мероприятиям органов исполнительной власти и муниципальных образований. Созданы Центр содействия предпринимательству Свердловской области, отдел развития малого предпринимательства в Министерстве экономики и труда Свердловской области, отдел развития новых форм самозанятости в Департаменте федеральной государственной службе занятости населения по Свердловской области, отдел развития конкуренции и предпринимательства в Свердловском территориальном Управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. При Правительстве области функционирует областной координационный совет по развитию малого предпринимательства. В соответствии с постановлением Правительства области созданы региональное агентство поддержки малого бизнеса, региональный информационно-аналитический центр предпринимательства, технопарк, муниципальные фонды развития предпринимательства. Правительством области утвержден перечень 12 информационных и консультационных услуг, оказываемых предпринимателям бесплатно органами исполнительной власти и организациями инфраструктуры, созданными с государственным участием.
Принципы формирования с участием органов исполнительной власти региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
адекватность инфраструктуры уровню развития малого бизнеса и реальным потребностям предпринимателей;
создание организаций, способных самостоятельно вести предпринимательскую деятельность и доступных предпринимателям;
финансовое, имущественное стимулирование создания объектов инфраструктуры за счет средств областного бюджета на льготных условиях, но при обязательном обеспечении частичного самофинансирования со стороны предпринимателей;
координация деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории для разнообразия и расширения услуг, эффективного использования выделенных из бюджета средств и ресурсов.
При создании и развитии объектов инфраструктуры используются следующие формы финансовой государственной поддержки: участие в формировании уставного капитала, льготное кредитование, предоставление поручительств по коммерческим кредитам, налоговые льготы, госзаказы, льготы при аренде помещений и оплате коммунальных услуг, компенсация части затрат при организации выставок продукции малых предприятий и др.
Вместе с тем, отдельные примеры успешной работы организаций инфраструктуры не заслоняют имеющиеся проблемы и необходимость далее совершенствовать эту работу. По данным экспресс-опроса Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, почти во всех регионах количество объектов инфраструктуры недостаточно. Как на федеральном, так и региональном уровне отсутствует целостная продуманная политика, концепция развития инфраструктуры малого бизнеса. Это приводит к тому, что велик элемент стихийности в создании инфраструктуры, а потребности предпринимателей в отдельных видах деловых услуг удовлетворяются не полностью. Сейчас десятки, а то и сотни организаций инфраструктуры Свердловской области занимается предоставлением информации, консультированием, обучением, но мало специализированных организаций, которые могут для малого предприятия подобрать производственное или офисное помещение, земельный участок, на приемлемых условиях предоставить в лизинг оборудование, оказать содействие в получении и реализации государственного или муниципального заказа, установлении контактов с крупными предприятиями. Нет специализированной инфраструктуры по содействию в развитии ремесленничества, народных промыслов. Имеет место недостаточная информированность предпринимателей о наличии соответствующих объектов инфраструктуры, перечне предоставляемых ими услуг, условиях их получения. Снижает эффективность работы некоторых организаций инфраструктуры недостаток квалифицированных кадров, оргтехники, неприспособленность помещений. Некоторые коммерческие структуры предоставляют услуги по недоступным ценам для многих малых предприятий, а сами услуги являются, порой, малосущественными для решения практических дел. Ряд предприятий инфраструктуры находятся в неустойчивом финансовом положении, из-за недостатка средств зачастую отступают от своего целевого профиля и зарабатывают средства хотя бы на собственное содержание любыми средствами.
Когда начинаются деловые контакты между предпринимателями различных регионов, сразу обращается внимание на то, что в сфере инфраструктуры имеется понятийная путаница. На практике, зачастую, “бизнес-инкубатор” может ничем не отличаться от “технопарка”, “фонд поддержки” от “социально-делового центра” и т.д. Под одним и тем же названием в соседних регионах могут функционировать разные по функциям организации инфраструктуры, что затрудняет работу предпринимателей.
Имеет место неравномерность развития инфраструктуры в муниципальных образованиях, которая вызвана не только неравномерностью развития самого малого бизнеса, но и отношением к этой проблеме администраций и местных объединений предпринимателей.
Задача состоит в том, чтобы органам государственной власти, общественным объединениям, научным, предпринимательским структурам объединить и координировать усилия по дальнейшему содействию в формировании разветвленной, доступной для предпринимателей и эффективной областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Назрела необходимость в систематизации этого процесса, налаживании связей между различными элементами инфраструктуры, разработке единых критериев и стандартов качества деловых услуг. Для упорядочения объектов инфраструктуры можно было бы ввести их аккредитацию или сертификацию на добровольной основе, например, в органах власти или общественном органе, таком как областной координационный совет по развитию малого предпринимательства.
Сеть объектов инфраструктуры должна иметь “пропускную способность”, адекватную потребностям малого бизнеса или даже при некотором опережающем уровне развития. Наука могла бы внести свой вклад в разработку региональных нормативов обеспеченности подобного рода учреждениями применительно к особенностям региона, уровню развития малого предпринимательства и с учетом других социально-экономических факторов. Существует необходимость в научно-исследовательской работе, изучении и более глубокой оценке состояния инфраструктуры, разработке предложений о возможностях и путях ее объединения с другими элементами поддержки малого бизнеса для создания мультипликативного эффекта, что особенно важно в условиях ограниченности ресурсов. Требует уточнения классификация и категориальный аппарат инфраструктуры и ее элементов.
В Свердловской области существует Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства(СОФПМП) и Департамент Свердловской области. Эти два учреждения осуществляют основную деятельность, связанную с малым предпринимательством в Свердловской области.