Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Содержание
Введение 3
I. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты. 6
II. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса. 13
1. Прямая поддержка малого бизнеса 13
2. Косвенная поддержка малого бизнеса 22
3. Роль фондов поддержки малого предпринимательства……...28
III. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Свердловской области 32
1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области 32
2. Описание деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Департамента Свердловской области……………………………………………...38
3. Оценка осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Свердловской области, деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства 51
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан,
поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь
депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и,
прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий. По расчетам экономистов, доля субъектов федерации в общих расходах на поддержку народного хозяйства в 1990–2000 годах увеличилась с 50 до 90 %.
Поддержка малого бизнеса не должна носить субъективный характер.
Её объект – не отдельные фирмы, близкие местной администрации, а приоритетные для региона и страны в целом сферы деятельности, связанные с созданием новых рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченной трудоспособностью, развитием нововведений и высоких технологий, экспорта, человеческого капитала, а также с рациональным использованием природных ресурсов и сельскохозяйственного сырья, защитой окружающей среды, энергосбережением.
Система государственной поддержки малого бизнеса включает правовое, административное, экономическое, организационное и социально-
психологическое обеспечение. Выделяется прямая поддержка, требующая
целевых ассигнований из федерального и местных бюджетов, и косвенная
поддержка, направленная на общее улучшение делового и инвестиционного
климата для малого бизнеса.
Государственная поддержка малого бизнеса является одной из самых важных проблем развития малого бизнеса в России.
Система государственной поддержки малого бизнеса включает правовое, административное, экономическое, организационное и социально-психологическое обеспечение. Выделяется прямая поддержка, требующая целевых ассигнований из федерального и местных бюджетов, и косвенная поддержка, направленная на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса.
1. Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии, гранты и субвенции малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей (прежде всего, молодежи и женщин). Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.
Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, поскольку порождают иждивенчество и способствуют коррупции. Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров (компенсация диспаритета цен на аграрную и промышленную продукцию, развитие инфраструктуры, повышение плодородия почв, развитие сельскохозяйственной науки, агротехники и зоотехники) ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.[4]
2. Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры
Одной из причин многолетней стагнации российского малого предпринимательства является отсутствие сколько-либо действенной системы кредитной поддержки малого бизнеса. В 1999 – начале 2000гг. впервые за все годы реформ сформировались наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства, особенно производственной ориентации. Но именно в этот момент малый бизнес России оказался практически «отрезан» от долгосрочных кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.
Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации.
В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что он предпочитает держать свои активы в тени и не имеет на своем балансе основных фондов для залога.
Необходимо поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. Недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса. Из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе. Между прочим, степень возврата кредитов в России, по оценке Европейского банка реконструкции и развития, соответствует европейскому уровню.
Можно констатировать, что в настоящее время наиболее действенным институтом кредитования малого бизнеса, включая предпринимателей без образования юридического лица, является программа Европейского банка реконструкции и развития. Европейский банк реконструкции и развития совместно с «донорами» - семью ведущими промышленно развитыми государствами и другими странами и организациями – выделил на эти цели 300 миллионов долларов, из них Европейский банк реконструкции и развития – примерно половину.[5] Финансовые ресурсы стали основой программы Европейского банка реконструкции и развития «Фонд поддержки малого бизнеса в России». Механизм выдачи кредитов в рамках Фонда поддержки малого бизнеса в России выглядит так: Европейский банк реконструкции и развития в лице фонда предоставляет долгосрочные кредиты российским коммерческим банкам, которые в соответствии с заключаемым кредитным договором обязаны использовать предоставленные им средства для кредитования малого предприятия и предпринимателей без образования юридического лица.
В соответствии с определённой Фондом поддержки малого бизнеса в России методикой выдачи кредитов банк должен проводить анализ реального экономического положения заёмщика, а не только предлагаемого им обеспечения. При этом обеспечение по кредитам должно покрывать 100% суммы кредита и проценты по нему. В качестве залога банки могут принимать не только недвижимость, драгоценные металлы, депозиты и прочее стандартное обеспечение, но также и личное имущество заёмщика. В процессе всего срока кредитования заёмщик постоянно контролируется прикреплённым кредитным экспертом.
В настоящее время наиболее действенную работу по реализации этой программы ведёт Сбербанк РФ.
Ограничения на выдачу кредитов касаются лишь некоторых областей предпринимательской деятельности: игорного бизнеса; производства табачных изделий, алкогольных напитков; операций по торговле ценными бумагами.
Номинально действенным инфраструктурным звеном сферы кредитования малых предприятий должны были стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства. За ними законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малых предприятий осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий. В 1998 г. Федеральный фонд поддержки малых предприятий через банки-партнёры предоставил малым предприятиям около 8 тысяч кредитов на сумму около 120 миллионов долларов, в 1999 г. – примерно столько же, но на сумму, в два раза меньшую.[6] В 2000 г. Федеральный фонд поддержки малых предприятий вышел на докризисные объёмы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предприятий. Конечно, объёмы кредитования малых предприятий в рамках Федерального фонда поддержки малых предприятий с учётом общего числа трудно считать весомым, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.
Существуют позитивные примеры кредитной деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Так в Свердловской области 15 муниципальных фондов осуществляют микрокредитование малых предприятий.[7] Основным кредитополучателем являются малые предприятия и предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся торговой деятельностью. Кредиты выдаются максимум на 2-3 месяца. Чаще всего заёмщики их берут под оборотные средства на 1-2 недели. Оформление первого займа занимает в среднем 5 дней. Повторный кредит может быть получен в течение часа. Кредиты предоставляются без залога, при отсутствии кредитной истории заёмщика, даже с пониманием того, что деятельность мелких торговцев относится к категории «непрозрачной». Тем не менее, норма возврата кредитов близка к 100%. Конечно, кредиты выдаются не всем, а только «проверенным» предпринимателям. Кроме того, используется практика «тесного контакта» с заёмщиком: последний платит по кредиту раз в 3-4 дня, даже если их сумма невелика.
Уникальность свердловского опыта состоит в достаточно широком охвате малых предприятий. В большинстве же фондов кредитуются от силы несколько десятков предприятий, что, как правило, составляет доли процента от общего числа желающих получить кредит. Абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малого предпринимательства, привыкших к постоянной бюджетной «подпитке», в настоящее время вообще не имеет средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.
Ещё одной организационной формой кредитования малых предприятий могут служить общества взаимного кредитования и взаимного страхования. Однако под их деятельность не подведён правовой фундамент.
В настоящее время потребительские общества взаимного кредитования и взаимного страхования либо вообще не регистрируются как малые предприятия или даже как подразделения общественных организаций. Для них это не столь важно, поскольку вся их деятельность полностью опирается на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Для получения кредита в обществах взаимного кредитования, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы. Естественно, получить такие кредиты могут лишь члены общества взаимного кредитования.
Сейчас сложно сформировать даже маленький коллектив предпринимателей, в котором каждый поручился бы за всех остальных. Возможность присвоения кем-либо кассы общества достаточно велика. Кредитные ресурсы общества взаимного кредитования чрезвычайно малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей.
Зарубежный опыт показывает, что общества взаимного кредитования не является устойчивым элементом кредитной системы. Их возникновение чаще всего связано с банковскими «провалами» или просто с временным кризисным состоянием финансово-кредитной системы. При нормализации функционирования этой системы одна часть общества взаимного кредитования преобразуется в банки или другие кредитные учреждения, другая просто прекращает свою деятельность. Тем не менее, пока в России финансовая инфраструктура не так сильна, общества взаимного кредитования должны были бы играть куда более весомую роль в финансовом обеспечении малых предпринимательских структур. Кроме того, во многих случаях развитая сеть таких обществ – эффективный посредник между предприятиями и банками.
Создание системы гарантий, расширяющей возможности банковского кредитования для различных категорий российских малых предприятий, предусматривалось ещё Федеральной программой поддержки малого предпринимательства 1994 -1995 гг., затем программой 1996 – 1997 гг., но так и не получило целостного воплощения. Очевидно, важнейшим вопросом, связанным с разрешением указанной проблемы, является вопрос о гаранте – «держателе риска» по кредитам для малых предприятий. Здесь возможны четыре варианта.
Первый вариант – коммерческие банки на свой страх и риск по своим технологиям принимают решения по кредитованию малого бизнеса. Но сегодня такие банки, скорее, - исключение, в большинстве своём кредитные учреждения не доверяют субъектам малого предпринимательства, не принимая на себя риски возможных потерь из-за невозврата кредитов.
Второй вариант – гарантии по банковским ссудам малым предприятиям обеспечивают специализированные фонды и иные институты поддержки малого бизнеса. То есть финансовые ресурсы фондов не должны непосредственно ссужаться отдельным предпринимателям, а стать обеспечением по коммерческим кредитам. Такие функции должны выполнять в первую очередь региональные фонды поддержки малого бизнеса. Однако препятствием здесь выступают скудость финансовых ресурсов последних, связанная с недостаточным бюджетным финансированием.
Третий вариант – гарантии по ссудам. Работающих в социально значимых отраслях российской экономики или принимающих участие в выполнении государственных заказов обеспечивает государство. Этот вариант «работоспособен», но роль его в плане поддержки сферы малого предпринимательства в целом не может быть значимой, так как рамки привлечения малых предприятий в процессе контрактации по государственным заказам очень ограничены, хотя могут и должны быть существенно расширены.
Четвёртый вариант – создание коммерческих схем гарантирования кредитов для МП (продажа гарантий как форма вложения капитала в расчёте на некую прибыль). Такие схемы реально «работают» в экономически развитых странах, однако в России они не применимы, прежде всего, из-за особо высоких рисков и низкого объёма кредитования.
Развитию банковского кредитования малого бизнеса препятствует также отсутствие адекватного залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов. При следовании действующим законодательным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обуславливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заёмщиков 200-процентного залогового обеспечения кредита.
3.Также одним из направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является реализация механизма возмещения разницы в процентных ставках по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях, из федерального и региональных бюджетов.
4. Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Расширена сфера применения и упорядочено взимание вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.
Упрощенная система налогообложения позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы на налоговый учет.