Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Содержание

Содержание
Введение 3
I. Общая характеристика малого бизнеса и основные черты. 6
II. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса. 13
1. Прямая поддержка малого бизнеса 13
2. Косвенная поддержка малого бизнеса 22
3. Роль фондов поддержки малого предпринимательства……...28
III. Исследование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Свердловской области 32
1. Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса в Свердловской области 32
2. Описание деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Департамента Свердловской области……………………………………………...38
3. Оценка осуществляемой поддержки предприятиям малого бизнеса в Свердловской области, деятельности Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства 51
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение 1 70
Приложение 2 71

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (статья 24. Федеральный закон  от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»)

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;

3) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;

4) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществляют меры по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках.
Целесообразно ввести ускоренную амортизацию нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности. Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности как элемент комплексной системы поддержки малого бизнеса.

2.     Косвенная поддержка малого бизнеса

 

Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития. Такая поддержка включает в себя следующее.
1. Обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причем на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа.

Выполнение государственного заказа расширяет кооперационные связи малого, среднего и крупного бизнеса, что является необходимым условием формирования благоприятного предпринимательского климата в экономике.

В настоящее время малые предприятия поставляют для государственных нужд в основном следующие товары:

- продовольствие (мясо, мясные и молочные консервы, растительные и животное масла, муку, крупы, сахар-песок и др.);

- мелкое оборудование (мини-пекарни, оборудование для переработки овощей и др.);

- военное обмундирование;

- лекарственные средства.

Одним из наиболее эффективных путей расширения участия малых предприятий в торгах по государственным и муниципальным заказам может быть проведение конкурсов на упрощённой основе. Среди возможных элементов «упрощённого» механизма торгов выделим следующие:

а) разбиение объектов торгов на отдельные лоты, что предоставит возможность малым предприятиям конкурировать с другими хозяйствующими субъектами;

б) проведение специальных торгов для малых предприятий с целью реализации небольших государственных контрактов (по отдельным лотам);

в) применение упрощённой процедуры подготовки и непосредственного проведения торгов, в частности, широкое распространение заказчиком информации о приглашении малых предприятий к участию в этих торгах, упрощение технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг;

г) гарантии участия малых предприятий в торгах на втором этапе при проведении двухэтапных торгов, использование упрощённой схемы торгов на втором этапе.

2. Лизинг как форма финансовой поддержки малого бизнеса. Особой формой кредитования малых предприятий может стать финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает у производителя права собственности на некоторый товар (оборудование) и сдаёт его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по лизингу (с учётом норм простой или ускоренной амортизации). До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет за собой право собственности на объект лизинга.

В странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время на долю операций лизинга приходится примерно до 30% всех инвестиций в основной капитал. В России доля лизинга в общем объёме инвестиций в 2009 г., по некоторым оценкам, достигла около 6-9%.Формально в России зарегистрировано несколько сот лизинговых компаний. При этом наблюдается огромная концентрация рынка лизинговых услуг: крупнейшие лизинговые компании, сосредоточенные в Москве, контролируют примерно 70-80% этого рынка.

Защита лизинговой сделки включает страховой залоговый платёж, осуществляемый самой компанией, страхование оборудования, залог имущества, в том числе недвижимости. Кроме того, ежемесячные арендные платежи позволяют контролировать финансовое состояние лизингополучателя. В договоре лизинга предусматриваются условия, по которым лизингодатель может вступить во владение имуществом при невыполнении лизингополучателем соответствующих обязательств в течение определённого времени. Важным аспектом правого регулирования лизинговых отношений является юридическое закрепление различного рода льгот, которыми пользуются  участники этих отношений. Среди них – право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу (до трёхкратного увеличения годовых амортизационных списаний по активной части основных фондов). Что позволяет ограничить срок договора лизинга 2-3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило, относятся к лизингу определённых видов имущества, в частности, оборудования для АПК.

Таким образом, именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малого предпринимательства.

3. Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений.[8] В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов, привлечь молодежь в «стареющую» российскую науку. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна. Здесь есть чему поучиться не только у больших стран, но и у Финляндии, Норвегии, Израиля.
4. Решающее значение для поддержки малого бизнеса имеет административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы бизнеса, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые и рейтинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные центры). Определенный опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, подготовку тендерной документации, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.
Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:
– институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;
– соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;
– дифференциацию налогообложения с учетом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, национальных меньшинств, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);
– инкубаторы, технопарки и технополисы как формы организации наукоемкого малого бизнеса;
– промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;
– отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса.
Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:
– функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;
– особая роль муниципальных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающему местные корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную инфраструктуру, оказывающую услуги малому бизнесу на льготной основе;
– особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг, массового спорта (профессиональный спорт относится преимущественно к крупному бизнесу);
– специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);
– специальные квоты для малого бизнеса при распределении государственных заказов, в том числе военных и космических заказов крупным корпорациям;
– уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных фирм в университетах, при крупных корпорациях и государственных научно-исследовательских институтах;
– финансовое содействие малому бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.
Анализ опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволил выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:

– предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);
– создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);
– компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);
– создание параллельно со службой занятости сети трехсторонних органов из представителей профсоюзов, работодателей и правительства для контроля за использованием бюджетных инвестиций и фонда занятости;
– уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами;

– стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп населения за счет общественных работ, профессионального обучения и так далее;
– выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное производство комплектующих изделий).

Необходимо поддерживать и развивать все направления государственной поддержки предприятий малого бизнеса, осуществлять мероприятия не только на федеральном, но и на муниципальном (местном) уровне, как свидетельствует статья 10 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства» федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

«субъекты Российской федерации в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов».

Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства.

3.     Роль фондов поддержки малого предпринимательства

Разработанные с учетом категорий предпринимателей механизмы ресурсной (правовой, финансово-кредитной, имущественной и иной) поддержки малого предпринимательства должны быть обобщены и прописаны в программах государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональной и муниципальных уровнях.

В соответствии со статьей 15 «Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» федерального закона  от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Задача увеличения финансовых активов всей системы фондов (в том числе за счет выделения бюджетных средств) может войти в число государственных мер, прошедших испытание временем, при реализации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. Задачи системы фондов логически следуют из основных функций государственных и муниципальных фондов. К ним относятся:

Информация о работе Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки предприятий малого бизнеса