Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 09:37, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение потребительского кредитования в Уралтрансбанк, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические и организационные вопросы потребительского кредитования, историю его возникновения, виды и особенности предоставления потребительских кредитов.
2. Проанализировать опыт работы банка по организации потребительского кредитования: дать общую характеристику банка, его финансового состояния и оценить структуру, динамику и качество потребительских кредитов.
3. Рассмотреть организацию кредитного процесса потребительского кредита, обеспечение возвратности и оценку кредитоспособности индивидуального заемщика.
4. Выявить существующие проблемы потребительского кредитования и разработать комплекс мероприятий направленных на совершенствование работы в области потребительского кредитования.
Введение 3
1 Современная организация кредитных отношений банков и населения 6
1.1 Понятие кредита как экономической категории 6
1.2 Сущность и формы потребительского кредита 15
1.3 Роль потребительского кредита в экономике и анализ рынка потребительских кредитов в РФ 28
2 Анализ потребительского кредитования в банке на примере ОАО «Уралтрансбанк» 45
2.1 Характеристика ОАО «Уралтрансбанк» и его деятельность в области потребительского кредитования 45
2.2 Организация потребительского кредитования ОАО «Уралтрансбанк» и механизм оценки кредитоспособности заемщика – физического лица 53
2.3 Проблемы и рекомендации по развитию потребительского кредитования в Уралтрансбанке 72
Заключение 79
Библиографический список 81
Список использованных источников 86
Выпускная квалификационная работа на тему: «Перспективы развития потребительского кредитования в коммерческом банке на примере ОАО «Уралтрансбанк»
Содержание
Кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, оказывающим непосредственное воздействие на процессы расширенного воспроизводства на всех его фазах – производства, распределения, обмена, потребления.
Кредит занимает важное место в решении проблемы реализации товаров и услуг на рынке. Большой рост потребительского и жилищно-ипотечного кредитования населения в значительной мере расширил рынок потребительских товаров длительного пользования, и сыграл заметную роль в быстром развитии соответствующих отраслей промышленности и строительства.
Программы потребительского кредитования играют важную роль в управлении банком и банковскими услугами, позволяют банку формировать существенную часть своих доходов, способствуют диверсификации клиентской базы, что компенсирует кредитный риск.
В последние годы усиливается конкуренция на рынке розничного кредитования, это вынуждает банки постоянно анализировать собственные кредитные продукты и кредитные продукты конкурентов, разрабатывать и внедрять новые варианты продуктов, совершенствовать условия существующих.
Все это и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы "Потребительское кредитования".
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ОАО «Уралтрансбанк» (АКБ).
Предметом исследования является организация процесса потребительского кредитования в ОАО «Уралтрансбанк» (АКБ).
Материалы, необходимые для выполнения выпускной квалификационной работы были собраны в банке во время прохождения преддипломной практики.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение потребительского кредитования в Уралтрансбанк, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические
и организационные вопросы
2. Проанализировать опыт работы банка по организации потребительского кредитования: дать общую характеристику банка, его финансового состояния и оценить структуру, динамику и качество потребительских кредитов.
3. Рассмотреть организацию кредитного процесса потребительского кредита, обеспечение возвратности и оценку кредитоспособности индивидуального заемщика.
4. Выявить существующие проблемы потребительского кредитования и разработать комплекс мероприятий направленных на совершенствование работы в области потребительского кредитования.
В работе использовались следующие методы исследования: методы: экономического и статистического анализа, метод экспертных оценок. Для написания работы использовались труды таких авторов как: Лаврушин О.И., Тютюнник А.Б., Буркова А.Ю. и др. авторов.
Поставленные задачи определили структуру работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты потребительского кредитования: его виды и формы, сущность и функции, условия предоставления.
Во второй главе проведена оценка опыта работы ОАО «Уралтрансбанк» (АКБ) по предоставлению кредитов индивидуальным заемщикам. Проанализирован кредитный портфель. Разработаны основные направления по совершенствованию работы кредитного учреждения с заемщиками.
Вслед за деньгами изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем [, с. 104].
Современные экономисты исследуют понятие "кредит" как экономическую категорию. Кредит на поверхности экономических явлений представляет собой временную передачу (заимствование) ценностей. Как справедливо отмечено в учебнике "Деньги, кредит, банки" под редакцией О.И. Лаврушина, "...экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует прежде всего рассматривать как определенный вид общественных отношений" [2, с. 201].
Н.Г. Антонов и
М.А. Пессель подходят к изучению
кредита в более широком
Часто кредит воспринимается как деньги. На первый взгляд кажется, что для этого действительно есть основания. В современном хозяйстве в долг предоставляются в большей части денежные средства. Тем не менее деньги и кредит - это различные не только понятия, но и разные отношения.
При их сравнении имеется в виду не их натурально-вещественная, а экономическая сторона. Кроме того, не имеет значения, сколько денежных знаков получил один участник от другого, каковы их купюры. Деньги и кредит являются экономическими категориями, поэтому представления об их сущности, сопоставление их сущностей можно формировать не по сумме денег, а на основании их характеристики как экономических (стоимостных) отношений [5, с. 65].
В связи с этим следует отметить, что первым отличием кредитных от денежных отношений является различие состава участников. Деньги как всеобщий эквивалент становятся таковыми в результате отношений между продавцом и покупателем, между получателем денег и их плательщиком. Стоимость совершает при этом встречные движения: товар переходит от продавца к покупателю, деньги - от покупателя к продавцу [6, с. 29].
В кредитной сделке участвуют другие субъекты, а именно кредитор и заемщик. Именно потому, что в сделке качественно изменился состав ее участников, имеющих специфические интересы, возникают новые, особые отношения - отношения по поводу возвратного движения стоимости. Стоимость при этом не совершает встречного движения: она переходит от кредитора к заемщику и по истечении определенного времени вновь возвращается к своему владельцу.
Для кредита характерна отсрочка платежа: стоимость переходит во временное владение и возвращается к кредитору только через определенный срок.
Тем не менее деньги и кредит существуют рядом друг с другом, более того, они кажутся неразрывными [7, с. 132]. Однако это единство - в рамках общего движения стоимости, которое может включать различные по своей сущности и функциональному назначению процессы. Переход от одного процесса (купля-продажа с немедленной уплатой эквивалента) к другому (продажа с применением кредита) означает переход к новой форме отношений, к смене характера экономической сделки, переход от одной экономической категории к другой.
Второе отличие кредита от денег наблюдается при отсрочке платежа за тот или иной товар. В этом случае участвуют и кредит, и деньги в функции средства платежа [8, с. 59]. Тем не менее если деньги проявляют свою суть в акте рассрочки платежа в момент самого платежа (именно поэтому данная функция денег и называется функцией средства платежа), то платеж в кредитной сделке - только элемент движения стоимости на началах возвратности. Кредит как экономическая категория проявляет свою сущность не в платеже по истечении отсрочки, а в самом факте отсрочки платежа.
Нельзя также забывать, что в акте платежа деньги проявляют свою суть не только в связи с истечением отсрочки платежа, связанного с движением кредита. Как отмечалось ранее, деньги как средство платежа функционируют и при уплате налогов в бюджет, при выплате стипендий, пособий и т.п.
Третье отличие кредита от денег связано с различием потребительных стоимостей. Если деньги как всеобщий эквивалент в своей потребительной стоимости обладают способностью превращения в продукт любого вида овеществленного труда, то для участников кредитных отношений, для кредитной сделки не это выступает существенным моментом. Кредитор и заемщик проявляют заинтересованность в предоставлении и получении стоимости на определенное время. Кредит удовлетворяет временные потребности участников кредитной сделки [9, с. 87].
Четвертое отличие кредита от денег прослеживается в их движении. Кредит может предоставляться как в денежной, так и товарной формах. Товар становится деньгами только в том случае, если он выделился из общего товарного мира и стал всеобщим эквивалентом. В кредит необязательно предоставлять товар, ставший всеобщим эквивалентом; во временное пользование может быть предоставлен обычный товар, имеющий стоимость и потребительную стоимость.
При раскрытии сущности кредита немаловажной характеристикой является доверие. Существует точка зрения на то, что отношения кредита - это прежде всего доверие. Такое суждение довольно распространено.
Рассказывают, что однажды к известному банкиру Ротшильду пришел незнакомый молодой человек и попросил у него взаймы 1 млн. долл. Банкир так проникся симпатией и доверием к юноше, блондину с голубыми глазами, что предоставил ему эти деньги в кредит. «В кредите главное для меня, - отмечает Ротшильд, - это доверие» [10, с. 22].
Немало сторонников другой точки зрения. Так, крупный немецкий экономист, профессор В. Лексис (1837-1914), известный по многочисленным работам в области теории денег и кредита, страхования и статистики, категорично утверждал, что «доверие заимодавца для существа кредита решающего значения не имеет, ... ежедневный опыт показывает, что заимодавцы (кредиторы) питают по отношению к платежеспособности и платежеготовности должников больше недоверия, чем доверия; они поэтому требуют гарантий для обеспечения возможно более полной защиты своих интересов от потерь, связанных с кредитными отношениями» [11, с. 67].
Два противоположных мнения двух известных людей, практика и теоретика. Как это не покажется странным, но каждый из них оказывается в чем-то прав. Для банкира-практика было бы противоестественным давать взаймы человеку, которому он не доверяет. Какой смысл работать себе в убыток? Только в том случае, когда кредитор убежден в возврате ссуды заемщиком, может состояться кредитная сделка. Доверие, дающее уверенность, убежденность в соблюдении условий кредитных соглашений, становится их решающим компонентом. К тому же слово «кредит» образовано от лат. credere , что означает «верить» [12, с. 27].
Парадокс здесь в том, что и В. Лексис также оказывается правым. Напомним, что он пишет не об отдельно взятой кредитной сделке, а об их совокупности, о сущности кредита как экономического отношения. В. Лексис не утверждает, что доверие вообще не характеризует сути кредита, он лишь замечает, что оно не имеет для него решающего значения [13, с. 138].
Какое же значение сохраняет за собой данное свойство? Прежде всего доверие выступает неотъемлемым свойством кредита. Однако, будучи таковым, оно не присуще только для кредитных отношений, оно в этом смысле не является специфическим свойством, оно характерно и для других экономических отношений (например, в торговле продавец доверяет покупателю и предполагает, что он не вернет ранее проданной ему вещи; в человеческих отношениях люди склонны доверять, нежели не доверять друг другу). В этом смысле доверие, характеризуя кредит, не выражает его специфики и, следовательно, не может претендовать на свойство, раскрывающее в полной мере сущность кредита как экономического отношения.
Таким образом, современная экономическая наука изучает кредит с точки зрения общественных отношений между различными субъектами. Для раскрытия содержания кредита как экономической категории рассмотрим основные элементы его структуры.
Прежде всего, как любой вид экономических отношений, отношения по поводу кредита как экономической категории возникают между различными субъектами. Каждый из них характеризуется своими существенными особенностями, имеет определенные права и несет обязанности. В кредитной сделке субъекты отношений представлены в качестве кредитора и заемщика, которые являются юридически самостоятельными лицами.
Кредитор - субъект кредитных отношений, предоставляющий ссуду, заем. Кредитующая сторона предоставляет второй стороне некий объект на возвратной основе на определенных условиях [14, с. 18].
Заемщик - субъект кредитных отношений, получающий ссуду, заем. Заемщик принимает на себя ряд обязательств, связанных с получением и последующим возвратом кредита, и находится в зависимости от заимодавца.
Отношения, возникающие между кредитором и заемщиком, строятся на их взаимном экономическом интересе друг к другу. Представляя разные стороны кредитных отношений, кредитор и заемщик преследуют каждый свою собственную цель - предоставить кредит и получить прибыль или, соответственно, взять кредит и извлечь для себя выгоду. Однако, вступая в кредитную сделку, они "...демонстрируют единство своих целей, единство своих интересов" [15, с. 49]. Участники кредитных отношений также имеют определенные обязательства и несут ответственность друг перед другом.
Отношения между кредитором и заемщиком возникают по поводу объекта, который передается от кредитора к заемщику и через определенный промежуток времени возвращается обратно от заемщика к кредитору.