Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
Основными необходимыми задачами курсовой работы, является:
1. Раскрыть теоретические основы страхового рынка;
2. Определить основные этапы его развития в нашей стране;
3. Дать оценку его текущего состояния;
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие страхового рынка и его роль в современных условиях
Этапы становления и развития страхового рынка России
Механизм функционирования страхового рынка России
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ЗА 2007-2009ГГ
Сравнительная характеристика страхового рынка в России и в других странах
Оценка основных итогов деятельности страховых организаций
Анализ влияния финансового кризиса на развитие страхового рынка
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА
Стратегия развития российского страхового рынка на 2012г
Прогноз развития российского страхового рынка 2011- 2012гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В развитых странах – США
и Канаде – в разной степени
ответственность за
В российской практике сужается число региональных страховых организаций, а федеральные компании, как правило, направляют финансовые потоки в головные страховые организации. В результате подрываются финансовые основы развития регионов. Доля компаний приходящихся на Центральный федеральный округ, составила в 2004году 43,3%, а доля московских страховщиков – 32,0%.20 При этом удельный вес соответствующих компаний имеет явную тенденцию роста. Оценивая опыт США, необходимо отметить, что, хотя регулирование страхования в США является компетенцией штатов, страхование починено федеральному антимонопольному законодательству. Федеральные власти вовлечены в регулирование некоторых аспектов страхования федерального масштаба, связанного с ядерным страхованием, организацией и реализацией национальных программ страхования от наводнений, страхованием против преступлений, страхованием зерновых. Последнее представляется так же важным для России. По сути, в настоящее время на федеральном уровне не разрабатываются подобные программы. Между тем необходимость их разработки очевидна. В первую очередь это касается целесообразности разработки федеральных программ страхования жизни, страхования жилья, огневого страхования, страхования от наводнений и др. В США сформулированы общие принципы регулирования страхования, которые распространяются на штат (внутренние меры), за пределы США (внутренние меры). При этом регулирующий орган штата несет ответственность за признание страховщиков в соответствии с их статусом внутренними, федеральными или внешними, определение требований к размеру уставного капитала и требований к платежеспособности, определение требований относительно резервов, налогообложения, формы страхового полиса, регулированием норм, надзор, контроль за распределением прибыли. Необходимо отметить отдельные финансовые инструменты регулирования страхования деятельности в США, актуальные для РФ. Это требования платежеспособности в форме депозитов или минимального резервного капитала – от минимального депозита в 300 тыс. долл. в Иллинойсе до минимального резервного требования в 2,5 млн. долл. США во Флориде. Это регулирование страховых тарифов в некоторых штатах, которое касается страхования жизни и здоровья, страхования от несчастных случаев и болезней. Так же представляется важным осуществление контроля за распределением прибыли страховщиков. Интересен и опыт вовлечения штатов в процессы обязательного страхования. В Канаде сформировались дуалистическая система государственного регулирования страхования, которая представлена федеральным уровнем и региональным, последнее осуществляется властями канадских провинций. Федеральное регулирование касается федеральных страховщиков, утверждения типовых правил страхования, установления правил инвестиционной деятельности страховых организаций и т.п. На уровне канадских провинций регулируется деятельность региональных компаний(страховщиков, осуществляющих страховую деятельность исключительно в провинции), обеспечение конкуренции на внутреннем рынке, контроль за проведением страхования, в том числе региональное разрешение спорных ситуаций.
Страховое
законодательство Канады представлено
федеральным страховым
Рассмотрим
основные компоненты системы государственного
регулирования страхового рынка
Франции, которые представляют интерес
для РФ, где внедрена аналогичная
французской модели двухуровневая
система регулирования и
В
Великобритании сформировалась система
регулирования страхового рынка, имеющая
черты либерального надзора, стимулирующая
налогообложение и отсутствие серьезных
ограничений на участие в международных
инвестициях. При этом черты либеральности
сочетаются с достаточно жесткими требованиями
к руководителям страховых
Специфичным
для Англии является регулирование
накопительного страхования жизни
и инвестиционной деятельности, которое
обеспечивается соответствующим законом
о финансовых услугах. Важно отметить,
что страховое законодательство
Великобритании представлено так же
и законом о защите страхователей,
который регулирует вопросы защиты
прав потребителей страховых услуг.
Российское законодательство представлено
общим законом о защите прав потребителей,
но оно содержит и не учитывает
особенности потребительских
В
Англии определены регулирующие требования
к рекламе страховых
Анализ системы государственного регулирования страхового рынка в странах Восточной Европы с переходной экономикой таких как Польша, Словакия, Чешская Республика, Венгрия, Болгария и страны Латинской Америки (Бразилия, Чили), которые несколько раньше перешли к рыночной экономике, чем РФ. Все отмеченные страны имеют всесторонние законы в области страхования. Во всех странах Восточной Европы имеются специальные регулирующие органы в сфере страхования, работающие в соответствии с действующим законодательством и подотчетные соответствующему министру и национальному парламенту. В Бразилии и Чили органом страхового надзора является департамент правительства. Важным финансовым требованием при лицензировании страховщиков помимо установления минимального размера уставного капитала являются финансовые требования в отношении депозита. При этом в отдельных случаях от страховщиков требуется внести определенный депозит на расчетный счет органа страхового надзора. В рассматриваемых странах с переходной экономикой, как правило, страхование жизни отделено от остального страхового бизнеса. Соответствующая специализация вводится и в РФ с 2007 г., и многие национальные страховщики уже осуществили соответствующее разделение. Например, это компания «Ингосстрах», «Росно», «Ресо-гарантия» и др. Важен опыт регулирования деятельности страховых посредников. В частности, это касается установления для брокеров минимального капитала (Венгрия, Польша). Кроме того, а отдельных странах установлены максимально допустимые проценты комиссионных вознаграждений как для брокеров так и для агентов. Последнее предоставляется важным для современной России, когда в структуре страхового тарифа нагрузка достигает 35 и более процентов. Кроме того, по долгосрочному страхованию жизни страховщиками часто применяется плавающая нагрузка, и при заключении договора страхования нагрузка достигает 60% размера страхового тарифа, что, в свою очередь, определяет низкую финансовую привлекательность программ страхования жизни. Заслуживает внимания практика депонирования определенного процента от минимального размера уставного капитала или определенной суммы соответственно в Польше и Чешской Республике. Кроме того, в отдельных странах, например в Болгарии, требуется депонировать 0,1 % для каждого вида страхования помимо депонирования определенного процента минимального размера уставного капитала.
В
2008 году объём собранной страховой премии всеми страховыми компаниями мира достиг 4,1 трлн
долларов США, увеличившись на 2,5 % по сравнению
с предшествующим годом.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика зарубежных стран по выплате страховых премий.
Регион | Объем страховой премии, млн долл. США | Темп роста за последний год, % | Доля мирового рынка | Премия на одного жителя, долл. США | Доля страхования в ВВП, % |
Северная Америка | 1330066 | 2,1 | 32,75 | 3984 | 8,71 |
Южная Америка | 87397 | 9,6 | 2,15 | 154 | 2,54 |
Западная Европа | 1606324 | 3,0 | 39,56 | 3138 | 8,85 |
Центральная и Восточная Европа | 74369 | 12,9 | 1,83 | 229 | 2,78 |
Азия, всего | 840601 | 4,5 | 20,70 | 210,7 | 6,20 |
В том числе Япония и новые индустриальные страны Азии | 640754 | 1,9 | 15,78 | 3018 | 10,38 |
Океания | 68818 | 3,9 | 1,69 | 2059 | 6,58 |
Африка | 53294 | 2,8 | 1,31 | 55,3 | 4,31 |
Всего в мире | 4060870 | 3,3 | 100,00 | 607 | 7,49 |
Социальность страхования обеспечивается в восточноевропейских странах контролем доходности национальных компаний. В Польше требуется одобрение Министерства финансов в случае установления нормы доходности 10, 25, и 75%.
В Чешской Республике
Мировыми
лидерами по развитию страхования являются
высокоразвитые страны.23
Таблица 2 – Рейтинг стран-лидеров по развитию страхования.
Страна | Объем собираемой премии на одного жителя, долл. США | В том числе страхование жизни, долл. США | Общий объем собранной премии, млн. долл. США |
Ирландия | 7171 | 5734 | 60693 |
Великобритания | 7114 | 5731 | 463686 |
Нидерланды | 6263 | 2192 | 102831 |
Швейцария | 5741 | 3159 | 43580 |
Дания | 5103 | 3381 | 27771 |
Франция | 4178 | 2928 | 268900 |
Бельгия | 4132 | 2973 | 45841 |
США | 4086 | 1922 | 1229668 |
Финляндия | 3906 | 3093 | 20535 |
Швеция | 3705 | 2640 | 33646 |
Норвегия | 3370 | 2439 | 19412 |
Япония | 3320 | 2584 | 424832 |
Канада | 3054 | 1387 | 100398 |
Австралия | 3002 | 1674 | 62233 |
Германия | 2662 | 1234 | 222825 |
Южная Корея | 2384 | 1657 | 116990 |
…. | …. | …. | …. |
Россия | 209 | 6,1 | 29846 |
Бразилия | 202 | 95 | 30786 |
Китай | 69,6 | 44,2 | 92487 |
Индия | 46,6 | 40,4 | 54375 |
Информация о работе Перспективы развития Российского страхового рынка