Перспективы развития Российского страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
Основными необходимыми задачами курсовой работы, является:
1. Раскрыть теоретические основы страхового рынка;
2. Определить основные этапы его развития в нашей стране;
3. Дать оценку его текущего состояния;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие страхового рынка и его роль в современных условиях
Этапы становления и развития страхового рынка России
Механизм функционирования страхового рынка России
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ЗА 2007-2009ГГ
Сравнительная характеристика страхового рынка в России и в других странах
Оценка основных итогов деятельности страховых организаций
Анализ влияния финансового кризиса на развитие страхового рынка
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА
Стратегия развития российского страхового рынка на 2012г
Прогноз развития российского страхового рынка 2011- 2012гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

диплом страхование.docx

— 232.56 Кб (Скачать документ)

       В развитых странах – США  и Канаде – в разной степени  ответственность за регулирование  страхового рынка разделена между  центральными и региональными  (местными) органами власти. Особенностью  США является то, что в стране, по существу, отсутствует регулирование  страхования в каждом штате.  Данный опыт для России представляется  интересным. Обусловлено это масштабностью  территории страны, необходимостью  формирования финансово-экономических  предпосылок развития штатов. Являясь  институциональным звеном экономики,  страхование аккумулирует значительные  финансовые ресурсы, сохранение  которых в регионах обеспечивает  их инвестиционный потенциал  в соответствующее социально-экономическое  развитие регионов.

     В российской практике сужается число  региональных страховых организаций, а федеральные компании, как правило, направляют финансовые потоки в головные страховые организации. В результате подрываются финансовые основы развития регионов. Доля компаний приходящихся на Центральный федеральный округ, составила в 2004году 43,3%, а доля московских страховщиков – 32,0%.20 При этом удельный вес соответствующих компаний имеет явную тенденцию роста. Оценивая опыт США, необходимо отметить, что, хотя регулирование страхования в США является компетенцией штатов, страхование починено федеральному антимонопольному законодательству. Федеральные власти вовлечены в регулирование некоторых аспектов страхования федерального масштаба, связанного с ядерным страхованием, организацией и реализацией национальных программ страхования от наводнений, страхованием против преступлений, страхованием зерновых. Последнее представляется так же важным для России. По сути, в настоящее время на федеральном уровне не разрабатываются подобные программы. Между тем необходимость их разработки очевидна. В первую очередь это касается целесообразности разработки федеральных программ страхования жизни, страхования жилья, огневого страхования, страхования от наводнений и др. В США сформулированы общие принципы регулирования страхования, которые распространяются на штат (внутренние меры), за пределы США (внутренние меры). При этом регулирующий орган штата несет ответственность за признание страховщиков в соответствии с их статусом внутренними, федеральными или внешними, определение требований к размеру уставного капитала и требований к платежеспособности, определение требований относительно резервов, налогообложения, формы страхового полиса, регулированием норм, надзор, контроль за распределением прибыли. Необходимо отметить отдельные финансовые инструменты регулирования страхования деятельности в США, актуальные для РФ. Это требования платежеспособности в форме депозитов или минимального резервного капитала – от минимального депозита в 300 тыс. долл. в Иллинойсе до минимального резервного требования в 2,5 млн. долл. США во Флориде. Это регулирование страховых тарифов в некоторых штатах, которое касается страхования жизни и здоровья, страхования от несчастных случаев и болезней. Так же представляется важным осуществление контроля за распределением прибыли страховщиков. Интересен и опыт вовлечения штатов в процессы обязательного страхования. В Канаде сформировались дуалистическая система государственного регулирования страхования, которая представлена федеральным уровнем и региональным, последнее осуществляется властями канадских провинций. Федеральное регулирование касается федеральных страховщиков, утверждения типовых правил страхования, установления правил инвестиционной деятельности страховых организаций и т.п. На уровне канадских провинций регулируется деятельность региональных компаний(страховщиков, осуществляющих страховую деятельность исключительно в провинции), обеспечение конкуренции на внутреннем рынке, контроль за проведением страхования, в том числе региональное разрешение спорных ситуаций.

     Страховое законодательство Канады представлено федеральным страховым законодательством  и нормативными актами субъектов  федерации. Специфичной является система  надзора Канады, которая осуществляется национальной организацией финансовых институтов (OSFI). Регулирование финансовых институтов из одного центра реализовано так же в Англии, Германии, Корее, Японии и других странах. В России подход к регулированию финансовых институтов из одного центра также находит практическое воплощение, создана Федеральная служба по финансовым рынкам, однако соответствующие регулирование касается не всех участников финансового рынка. Следует отметить, что в Канаде частично сохранился тарифный надзор по отдельным видам страхования, который осуществляется органом страхового надзора или ассоциацией страховщиков. Таким образом, важным из зарубежного опыта стран Северной Америки является особый подход к региональным страховщикам, а так же практика регулирования тарифов и использования прибыли страховых организаций. Кроме того, полезен опыт в организации государственных страховых программ.

     Рассмотрим  основные компоненты системы государственного регулирования страхового рынка  Франции, которые представляют интерес  для РФ, где внедрена аналогичная  французской модели двухуровневая  система регулирования и контроля страховой деятельности – на уровне Минфина и французского надзора. 21

     В Великобритании сформировалась система  регулирования страхового рынка, имеющая  черты либерального надзора, стимулирующая  налогообложение и отсутствие серьезных  ограничений на участие в международных  инвестициях. При этом черты либеральности  сочетаются с достаточно жесткими требованиями к руководителям страховых организаций, включающими высокий профессионализм, компетентность и деловую репутацию  управленческого состава страховых  организаций и страховых брокеров. При получении лицензии представляются подробные сведения о руководителе, включая биографические данные, квалификацию, опыт, информацию о судимости, фактах неисполнения своих обязательств, в  том числе объявлении банкротом, случаи неисполнения своих обязательств по долгам и т.п. Для получения  лицензии страховщика в РФ требования к руководителю компании весьма сдержаны и, по сути, не содержит многих важных параметров, учитываемых на английской практике, что весьма важно для социально-экономического института страхования. Британскую систему государственного регулирования  отличает информационная скрытость  и гласность, и это касается деятельности как страховых организаций, так  и органов государственного страхового надзора. Страховое законодательство Великобритании включает закон о  компаниях, закон о страховой  корпорации «Ллойд», закон о страховых брокерах, правила регулирующие деятельность страховых компаний и др. 22

     Специфичным для Англии является регулирование  накопительного страхования жизни  и инвестиционной деятельности, которое  обеспечивается соответствующим законом  о финансовых услугах. Важно отметить, что страховое законодательство Великобритании представлено так же и законом о защите страхователей, который регулирует вопросы защиты прав потребителей страховых услуг. Российское законодательство представлено общим законом о защите прав потребителей, но оно содержит и не учитывает  особенности потребительских страховых  услуг. Поэтому английский опт защиты страхователей ценен для России. При этом целесообразно уточнить название соответствующего закона. В  защите нуждаются не только страхователи, но и застрахованные лица и выгодоприобретатели, поэтому необходима разработка закона о защите потребителей страховых  услуг.

     В Англии определены регулирующие требования к рекламе страховых организаций. Если данное регулирование во многих странах является в основном второстепенным делом, то в Великобритании эта сфера  деятельности находится на одном  из самых высоких уровней. При  этом соответствующее регулирование  является более жестким, чем по другим товарам и услугам, и это особенно касается накопительных видов страхования  жизни. Последнее представляется актуальным для России.

     Анализ  системы государственного регулирования  страхового рынка в странах Восточной  Европы с переходной экономикой таких  как Польша, Словакия, Чешская Республика, Венгрия, Болгария и страны Латинской  Америки (Бразилия, Чили), которые несколько  раньше перешли к рыночной экономике, чем РФ. Все отмеченные страны имеют  всесторонние законы в области страхования. Во всех странах Восточной Европы имеются специальные регулирующие органы в сфере страхования, работающие в соответствии с действующим законодательством и подотчетные соответствующему министру и национальному парламенту. В Бразилии и Чили органом страхового надзора является департамент правительства. Важным финансовым требованием при лицензировании страховщиков помимо установления минимального размера уставного капитала являются финансовые требования в отношении депозита. При этом в отдельных случаях от страховщиков требуется внести определенный депозит на расчетный счет органа страхового надзора. В рассматриваемых странах с переходной экономикой, как правило, страхование жизни отделено от остального страхового бизнеса. Соответствующая специализация вводится и в РФ с 2007 г., и многие национальные страховщики уже осуществили соответствующее разделение. Например, это компания «Ингосстрах», «Росно», «Ресо-гарантия» и др. Важен опыт регулирования деятельности страховых посредников. В частности, это касается установления для брокеров минимального капитала (Венгрия, Польша). Кроме того, а отдельных странах установлены максимально допустимые проценты комиссионных вознаграждений как для брокеров так и для агентов. Последнее предоставляется важным для современной России, когда в структуре страхового тарифа нагрузка достигает 35 и более процентов. Кроме того, по долгосрочному страхованию жизни страховщиками часто применяется плавающая нагрузка, и при заключении договора страхования нагрузка достигает 60% размера страхового тарифа, что, в свою очередь, определяет низкую финансовую привлекательность программ страхования жизни. Заслуживает внимания практика депонирования определенного процента от минимального размера уставного капитала или определенной суммы соответственно в Польше и Чешской Республике. Кроме того, в отдельных странах, например в Болгарии, требуется депонировать 0,1 % для каждого вида страхования помимо депонирования определенного процента минимального размера уставного капитала.

     В 2008 году объём собранной страховой премии всеми страховыми компаниями мира достиг 4,1 трлн долларов США, увеличившись на 2,5 % по сравнению с предшествующим годом.  

     Таблица 2 – Сравнительная характеристика зарубежных стран по выплате страховых  премий.

Регион Объем страховой  премии, млн долл. США Темп роста  за последний год, % Доля мирового рынка Премия на одного жителя, долл. США Доля страхования  в ВВП, %
Северная Америка 1330066 2,1 32,75 3984 8,71
Южная Америка 87397 9,6 2,15 154 2,54
Западная Европа 1606324 3,0 39,56 3138 8,85
Центральная и Восточная Европа 74369 12,9 1,83 229 2,78
Азия, всего 840601 4,5 20,70 210,7 6,20
В том  числе Япония и новые индустриальные страны Азии 640754 1,9 15,78 3018 10,38
Океания 68818 3,9 1,69 2059 6,58
Африка 53294 2,8 1,31 55,3 4,31
Всего в мире 4060870 3,3 100,00 607 7,49
 

     Социальность  страхования обеспечивается в восточноевропейских  странах контролем доходности национальных компаний. В Польше требуется одобрение  Министерства финансов в случае установления нормы доходности 10, 25, и 75%.

       В Чешской Республике аналогичное  требование установлено для 50%. Элементы государственной монополии  присутствуют в рыночно ориентировочных  странах. Это главным образом  касается политически и социально  чувствительных секторов страхования.  В Чешской Республике – это  медицинское страхование и страхование  социального обеспечения, в Венгрии  – страхование экспертных кредитов, в Бразилии – перестрахование.  Говоря о регулировании страхования  в разных странах, нельзя не  упомянуть об институте об  институте омбудсменов, существующем  в некоторых странах (Англия, Франция,  Германия и др.)

     Мировыми  лидерами по развитию страхования являются высокоразвитые страны.23 

     Таблица 2 – Рейтинг стран-лидеров по развитию страхования.

Страна Объем собираемой премии на одного жителя, долл. США В том числе страхование жизни, долл. США Общий объем  собранной премии, млн. долл. США
Ирландия 7171 5734 60693
Великобритания 7114 5731 463686
Нидерланды 6263 2192 102831
Швейцария 5741 3159 43580
Дания 5103 3381 27771
Франция 4178 2928 268900
Бельгия 4132 2973 45841
США 4086 1922 1229668
Финляндия 3906 3093 20535
Швеция 3705 2640 33646
Норвегия 3370 2439 19412
Япония 3320 2584 424832
Канада 3054 1387 100398
Австралия 3002 1674 62233
Германия 2662 1234 222825
Южная Корея 2384 1657 116990
…. …. …. ….
Россия 209 6,1 29846
Бразилия 202 95 30786
Китай 69,6 44,2 92487
Индия 46,6 40,4 54375

Информация о работе Перспективы развития Российского страхового рынка