Развитие кредитования физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:20, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы заключается в исследовании системы кредитования физических лиц и разработке направлений ее совершенствования.
Задачи дипломной работы:
рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
определить особенности кредитования физических лиц на современном этапе;
провести анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования физических лиц…………………….. 5
1.1. Особенности кредитования физических лиц на современном этапе...................5
1.2. Способы оценки кредитоспособности физических лиц……………….. …….16
Глава 2. Анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………24
2.1. Анализ кредитования физических лиц в Российской Федерации в 2010-2011 гг……………………………………………………………………………………....24
2.2. Анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………..30
Глава 3. Основные направления совергенствоания кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»………………………48
Заключение…………………………………………………………………….. ……63
Список литературы…………………………………………………………………..66
Приложения…………………………………..………

Работа состоит из  1 файл

Абдулхалимов А.Х.-Развитие кредитования физических лиц.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

     Анализ  деятельности крупнейших банков в области  кредитования населения показал, что  помимо высоких темпов роста объемов данного вида кредитования, достаточно быстро растет и просроченная задолженность по ним (Рисунок 1.3).

     

     Рисунок 1.3 - Динамика просроченной задолженности

     по  кредитным операциям российских банков в 2008-2011 гг.

     (на  начало года), % 

     Виды  кредита являются основополагающим элементом механизма кредитования населения. Изменения должны коснуться  и структуры кредита населению  в направлении роста популярности нецелевых кредитов и ипотечного кредитования.

     Самое привлекательное в нецелевых  кредитах (кредитах на неотложные нужды) - удобство. Например, чтобы получить автокредит, надо в обязательном порядке  застраховать машину и поставить  сигнализацию, для ипотечной ссуды  требуется оплатить значительный первоначальный взнос. А ссуду на неотложные нужды получают деньгами, и тратят по своему усмотрению без всяких условий и ограничений со стороны банка (кроме естественного требования - своевременного погашения ссуды). Кредит на неотложные нужды не привязан к предмету покупки, сумма кредита поступает непосредственно к заемщику, а не на расчетный счет компаний, как это бывает в случае автокредитования. Тем самым кредит на неотложные нужды позволяет приобретать товары или услуги, недоступные с помощью обычных целевых кредитов, а также освобождает заемщика от всевозможных «дополнительных услуг», которыми заемщик обязан воспользоваться при целевом кредитовании, типа страховки в указанной банком компании. Во многих банках, работающих с населением, большая часть кредитного портфеля по потребительскому кредитованию уже приходится именно на нецелевые кредиты, и их размеры будут неуклонно расти.

     Вместе  с тем необходимо активнее использовать ипотечные кредиты, а не личные займы, как сейчас, то есть качественно менять структуру кредитования. Рынок ипотечного кредитования, несомненно, является самым перспективным. В большинстве банков уже есть свои собственные наработки в данной области, выраженные в виде программ ипотечного кредитования. Но доходность здесь небольшая, поскольку кредитование не имеет массового характера. Деятельность в данной области связана с большим количеством рисков, касающихся в основном длительности периода кредитования. Поэтому стоимость кредитной услуги очень велика. Для привлечения клиентов необходимо, в первую очередь, снижение процентной ставки за счет исключения из нее риска неплатежа. Для этого банки должны отсечь ненадежных заемщиков и предупредить случаи невозврата и, соответственно, связанные с этим дополнительные расходы. Учитывая низкую обеспеченность граждан жильем, неудовлетворительное состояние жилого фонда, а также при условии сохранения текущих темпов роста доходов населения можно рассчитывать на значительный рост ипотечного кредитования в ближайшие годы, доля которого в общем объеме выданных кредитов будет неуклонно повышаться.

     Менее всего развит рынок образовательного кредитования. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования – низкий заработок – отсутствие средств на образование – отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке (максимально приближенной к ставке рефинансирования) и большим сроком возврата кредита (до 10 лет).14

     Тенденции развития российского рынка кредитования населения связаны с устранением назревших в этой сфере проблем. Можно выделить следующие  проблемы кредитования населения: проблема недобросовестной конкуренции и тесно связанная с ней информационная проблема. Проводимые рекламные компании, маркетинговые мероприятия не в полной мере предоставляют заемщикам важную информацию об аспектах и проблемах банковского  кредитования, в частности,  о реальной стоимости кредита. Банки должны быть заинтересованы в том, чтобы процентные ставки по кредитам были «открытыми», поскольку это напрямую связано с платежеспособностью заемщика, а значит и с уменьшением риска невозврата кредита. Первым шагом в борьбе с недобросовестной конкуренцией стали Рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Центральным банком Российской Федерации, принятие закона о кредитных историях, а также рассмотрение Государственной Думой законопроекта о потребительском кредитовании.

     К дополнительным платежам, которые заемщику приходится платить помимо погашения основного долга и процентов по кредиту можно отнести:

  • плата за открытие и ведение счета клиента,
  • комиссия за предоставление кредита, ежемесячные платежи: комиссия за ведение ссудного дела, комиссия при предоставлении кредита, комиссия за расчетно-кассовое обслуживание, комиссия за организацию кредита, за ведение кредитного досье;
  • штрафы: пеня за несвоевременное внесение очередного платежа по кредиту, штрафные санкции за досрочное погашение кредита, за каждый день просрочки платежа.

     И лишь суммирование всех плат и комиссий позволяет получить полное представление о реальной стоимости кредита. В результате этого суммирования общая процентная ставка вырастает в несколько раз, даже при условии получения так называемого беспроцентного кредита. 15

     Ограничением  роста кредитования для многих банков являются размеры их ресурсной базы и капитализации. Поэтому банки, занимающиеся кредитованием населения, должны активизировать депозитную политику по аналогии с зарубежным опытом, который свидетельствует о том, что значительным источником ресурсной базы потребительского кредитования являются вклады физических лиц. Развитие сравнительно новых видов кредитов (кредиты на образование, кредиты молодым семьям на хозяйственно обзаведение и т.п.) также требуют увеличения ресурсов. В связи с этим банкам необходимо обеспечить рост и оптимизацию структуры ресурсной базы посредством диверсификации привлеченных источников с учетом их преимуществ и недостатков. Реализация этой задачи возможна на основе развития таких способов привлечения ресурсов, как: расширение Банком России инструментов рефинансирования; их универсальности и доступности для банков; размещения коммерческими банками собственных облигаций на рынке ценных бумаг; секьюритизации кредитного портфеля.

     Необходима  разработка и усовершенствование стандартизированных  банковских продуктов - созданных на основе маркетинговых исследований рынка, максимально понятных для  конечных потребителей. Такими продуктами могут быть: кредитные карты, автокредиты, экспресс-кредитование, кредиты молодым семьям на обзаведение хозяйством, ипотечное кредитование и др.

     Для повышения качества обслуживания, необходимо повысить профессионализм и материальную заинтересованность непосредственных менеджеров работающих с клиентами, путем внедрения материальных и нематериальных методов стимулирования продаж кредитов на местах.

     Учитывая  специфику развития кредитования населения, предложена организационная структура, представленная в таблице 1.1.

     Таблица 1.1

     Подразделения банка, осуществляющие кредитование населения, и их функции

Название  структурного подразделения Функции подразделения
Отдел кредитования населения - прием заявок  на кредит;

- сбор  документов;

- визуальная  оценка;

- расчет платежеспособности заемщика;

- оформление  документов по ссуде.

Отдел авторизации - проверка информации  по информационным источникам;

- проверка  по телефону места работы и  места жительства клиента;

- проверка соответствия параметров оформляемой сделки. нормативным требованиям банка;

- принятие  решения о предоставлении кредита  до установленной регламентом  банка величины 

Кредитный комитет - принятие решения  о предоставлении кредит свыше  установленной величины
Отдел финансового контроля - проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка свыше установленной величины 
Отдел последующего контроля - проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка;

- проверка правильности оформления документов по выданным кредитам;

- анализ  качества работы отдела авторизации  и кредитного отдела

Отдел последующего контроля - проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка;

- проверка правильности оформления документов по выданным кредитам;

- анализ  качества работы отдела авторизации  и кредитного отдела

Отдел урегулирования рисков по потребительским  кредитам -создание, внедрение  и сопровождение модели скоринга;

-управление  кредитными рисками в потребительском кредитовании

 

     Данные  подразделения являются элементами организационной структуры банка, создаются с целью оптимизации этой структуры на основе требования обеспечения ее структурно-функциональной полноты и достаточности для осуществления и дальнейшего развития кредитования населения.16

     В ближайшем будущем, следуя мировым  тенденциям развития потребительского кредитования, в нашей стране банковское розничное направление трансформируется в три основных направления:

     - кредитование на пластиковые  карты;

     - автокредитование;

     - ипотечное кредитование.

     Для развития данных программ банкам необходимо:

     - снижение процентных ставок, как  фактора повышения спроса;

     - страхование финансовых рисков  под возможные потери;

     - создание кредитных бюро на  всей территории России;

     - тесное взаимодействие с торговыми  и страховыми организациями;

     - развитие технологий банковской  инфраструктуры.17

    1. Способы оценки кредитоспособности физических лиц

     Кредитоспособность  заемщика представляет собой способность  к совершению сделки по предоставлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредитной сделки. В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений.18

     Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике фигурирует как один из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств.

     Перечень  элементов кредитоспособности заемщика и показателей, их характеризующих, может быть более широким или  сокращенным в зависимости от целей анализа, видов кредита, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Оптимальные или допустимые значения таких показателей должны дифференцироваться в зависимости от деятельности заемщика, конкретных условий сделки и пр. 19

     На  сегодняшний день существует несколько  основных методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.

     Существуют  следующие способы оценки кредитоспособности физических лиц:

     1) скоринговые модели;

     2) методика определения платежеспособности;

     3) андеррайтинг.

     Банк  применяет каждую из моделей для  разных видов кредитования и корректирует ее в индивидуальном порядке (таблица 1.2).  

     Таблица 1.2

     Методики  определения кредитоспособности заемщика – физического лица

Показатели Скоринг Методика определения  платежеспособности Андеррайтинг
Виды  кредита Экспресс-кредитование, кредитные карты Кредит на неотложные нужны Ипотечный кредит
Документы, предоставляемые заемщиком для  оценки Паспорт, заявление, анкета Паспорт, заявление-анкета, справка о доходах с места  работы, документы по объекту залога и другие документы по требованию банка  
Время рассмотрения 15-30 минут 1-14 дней 15-30 дней
Подразделения банка, участвующие в анализе  клиента Кредитный инспектор Кредитный департамент, служба безопасности, юридический департамент Кредитный департамент, служба безопасности, юридический департамент, отдел ценных бумаг, отдел оценки, отдел жилищного строительства
Показатели, характеристики Качественные  характеристики Количественные  показатели Качественные  и количественные показатели, оценка недвижимости
Степень автоматизации 100 70 60

Информация о работе Развитие кредитования физических лиц