Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:20, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании системы кредитования физических лиц и разработке направлений ее совершенствования.
Задачи дипломной работы:
рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
определить особенности кредитования физических лиц на современном этапе;
провести анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России».
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования физических лиц…………………….. 5
1.1. Особенности кредитования физических лиц на современном этапе...................5
1.2. Способы оценки кредитоспособности физических лиц……………….. …….16
Глава 2. Анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………24
2.1. Анализ кредитования физических лиц в Российской Федерации в 2010-2011 гг……………………………………………………………………………………....24
2.2. Анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………..30
Глава 3. Основные направления совергенствоания кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»………………………48
Заключение…………………………………………………………………….. ……63
Список литературы…………………………………………………………………..66
Приложения…………………………………..………
Как
изменилась структура кредитов банка
по срокам, показывает рисунок 2.2. Эти
изменения обусловлены
2008 | 2009 | 2010 | 1 полуго-дие 2011 г. |
Рисунок
2.2 - Динамика изменения объемов кредитов
по срокам кредитования в 2008-2011 гг.
Большую часть кредитного портфеля составляют кредиты сроком свыше 2-х лет. В отчетном периоде их доля выросла на 12% и по состоянию на 01.07.2011 г. составила 65%.
Ипотечное кредитование резко сократилось, из-за того, что процентные ставки по ипотечным кредитам стали выше. Ипотеку на строящееся жилье перестали давать, в связи с этим в 2011 году объем кредитов на срок свыше 5 лет уменьшается, однако увеличивается кредитование физических лиц до 1 года, что является менее безопасным риском для российской банковской сферы.
При анализе портфеля кредитования физических лиц рассмотрим более подробно ипотечное кредитование, потребительское кредитование и автокредитование.
Объемы выдачи ипотечных кредитов в 2010 году, по сравнению с 2008 годом, возросли вдвое - $500млн. против $260млн. Основной вклад внес Сбербанк благодаря значительной ресурсной базе и разветвленной филиальной сети, доля которого по-прежнему составляет около 50% рынка.
В 2010 году 60 процентов жилищного фонда приватизировано, и такой фонд становится более активным объектом рыночных сделок, включая сделки по квартирной аренде. Результаты недавно проведенных обследований показывают, что большая часть населения нуждается в улучшении жилищных условий, например, более 77 процентов семей, включенных в опрос, заявили о своем стремлении улучшить свои жилищные условия, но при этом население плохо разбирается в ипотечном кредитовании.
Бесспорным является тот факт, что лидером на российском рынке ипотечного кредитования является Сбербанк России. Также, необходимо отметить, что среди коммерческих банков Сбербанк и Дельтабанк являются наиболее квалифицированными и имеют наибольшую мотивацию увеличивать свои портфели ипотечных кредитов, хотя и применяют разную стратегию кредитования, имеют разные коммерческие цели, кредитные продукты и источники финансирования. Однако Сбербанк пока не в полной мере охватил и задействовал свою сеть и накопления на депозитных счетах мелких вкладчиков, его портфель ипотечных кредитов составляет немного более 300 млн. дол. США, кредиты предоставляются в рублях и долларах, такие кредиты составляют всего лишь 8 процентов портфеля розничных кредитов.
Сбербанк – крупнейший сберегательный банк России, 69% вкладов населения хранятся в этом банке, это единственный сберегательный банк, которому правительство оказывает полную поддержку в части гарантирования вкладов. Дельтабанк специализируется на жилищном кредитовании, в 2008 -2010 годах этот банк выдал около 1 500 кредитов на сумму 2800 млн. долларов США, он выдает кредиты исключительно в долларах США напрямую и через 15 банков-партнеров, выдающих кредиты. Дельтабанк финансируется за счет иностранных кредитных линий рефинансирования.
Во
многом благодаря совместным усилиям
местных и федеральных
Операторы предлагают услуги ипотечного кредитования на условиях (в среднем) 12,7 % в долларах США и 17% в рублях. Полный спектр услуг (вторичный рынок, незавершенное строительство, индивидуальное строительство) предлагают всего три оператора: Абсолют-Банк, Райффайзенбанк и Сбербанк.
Финансовые учреждения финансируют ипотеку депозитами, привлекают средства из внешних источников, и все чаще и чаще используют средства, предоставляемые региональными агентствами и Агентством ипотечного жилищного кредитования, созданным федеральным правительством.
Агентство ипотечного жилищного кредитования разместило свои облигации среди коммерческих банков, создав, таким образом, один из важных элементов цепочки ипотечного кредитования. Однако несколько важнейших звеньев финансирования отсутствуют: ни федеральное агентство, ни коммерческие банки пока не выпускают и не продают облигации частным или государственным пенсионным фондам или страховым компаниям. Такие дополнительные звенья, устанавливающие связь с инвесторами, вкладывающими средства в долгосрочные бумаги, будут чрезвычайно важны для обеспечения значительного объема ипотечного кредитования22.
На данной стадии качество портфеля кредитов, выданных коммерческими банками, является высоким, в основном, благодаря консервативным стандартам андеррайтинга заемщика и обслуживанию в основном населения с высоком уровнем дохода. Например, помимо ипотечного залога Сбербанк требует подписи двух гарантов по каждой ипотеке, таким образом, он косвенно заявляет о своем недоверии к обеспечению ипотечного кредита.
Возможность обращения взыскания на имущество должника является центральным вопросом для создания эффективных стимулов, способствующих развитию ипотечного кредитования. Обращение взыскания на имущество должника и выселение в другую квартиру остаются сложными вопросами при развитии российских рынков ипотечного жилищного кредитования, что нельзя сказать об автокредитовании. Рынок автокредитования в России динамично развивается, представляя в настоящее время один из наиболее востребованных продуктов банковской розницы. По данным, приводимым агентством «Росбизнесконсалтинг», объем российского рынка автокредитования по итогам 2010 года составил 5,4 млрд. долларов США, по отношению к аналогичному периоду 2008 года рынок вырос на 20%. Всего за 2010 год было выдано около 274 тыс. кредитов на покупку автомобилей против 127 тыс. в 2008 года.
В
целом в 2010 году объем российского
рынка автокредитования в стоимостном
выражении составил 7,8 млрд. долларов США,
в 2008 году было выдано автокредитов на
сумму 4,6 млрд. долларов США.
Рост рынка автокредитования в 2009 году
составил 70%, в 2008 году – 30%. В 2010 году объем
рынка автокредитования увеличился почти
вдвое и достигнет 14 млрд. долларов США.
На автокредиты в 2010 году приходилось
27% общего портфеля розничного кредитования
России. В 2010 году доля «кредитных» автомобилей
составила 35-40% от общего объема продаж.
В 2010 году доля «кредитных» иностранных машин достигла 45% в общем объеме продаж. При сохранении существующих темпов роста рынка автокредитования можно предположить, что в текущем году уже каждый второй автомобиль на российском рынке будет продаваться с использованием кредитных схем.
Наблюдаемая
в настоящее время тенденция
стабильного роста рынка
В 2010 году кредитные ставки по автокредитам находились в диапазоне 9-14% годовых по кредитам в валюте и 12-19% по кредитам в рублях. Величина кредитной ставки напрямую связана с видом автокредита. На сегодняшний день на российском рынке представлены следующие основные виды автокредитования:
–
Классический кредит - это договор
между покупателем и банком, между
банком и автосалоном. Для оформления
классического кредита
– Экспресс-кредит - это договор между покупателем и банком, где автосалон выступает посредником. Экспресс-кредит оптимален для клиентов, испытывающих затруднения в предоставлении банку официальных документов о доходах, или для людей, не желающих тратить время на сбор документов. Оформление экспресс-кредита очень просто - клиент заполняет заявку прямо в автосалоне, предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, после чего ждет около часа ответа из банка. Стоимость таких кредитов выше стоимости классических кредитов - порядка 13-15% годовых в валюте против 7-10% годовых соответственно.
– Беспроцентный кредит – представляет совместное изобретение автосалонов и банков, когда первые передают автомобиль клиенту в рассрочку и уступают вторым долг клиента со скидкой. Как правило, если клиент оплачивает единовременно 30% от стоимости; автомобиля, он получает рассрочку на год, оплачивая 40% получает рассрочку на два года, 50% - на три года. Для оформления беспроцентного кредита в автосалоне необходимы: копия паспорта и паспорта супруги/супруга, копия трудовой книжки, заверенная печатью работодателя, копия водительского удостоверения клиента и водительских удостоверений лиц, допущенных к управлению автомобилем.
– Кредит BuyBack - это договор между автосалоном и банком, при котором часть суммы замораживается до конца срока кредитования для единовременной выплаты. Особенность кредита BuyBack в том, что вместо выплаты замороженной части суммы клиент может вернуть автомобиль. Общая стоимость автомобиля делится приблизительно на три равные части. Первая вносится сразу, вторая распределяется на ежемесячные выплаты, а третья часть «замораживается». Когда срок кредитования подходит к концу, клиент должен принять решение, что делать с машиной - он может продать машину обратно в тот же салон, где и покупал, либо продать автомобиль куда угодно и кому угодно, а салону вернуть ссуду, либо перезаключить договор, что позволит оставить машину у себя, а «замороженную» сумму выплачивать в течение еще двух-трех лет. Также можно поменять автомобиль на новый, тогда старый станет одновременно и первоначальным взносом.
Одной из наиболее актуальных задач для банков, действующих на российском рынке автокредитования, в настоящее время является выход в регионы. Согласно оценкам экспертов и игроков рынка, сегодня банки удовлетворяют спрос на автокредиты в регионах не более чем на 50%. Во многом именно с этим обстоятельством связано стремление многих столичных банков к выходу и расширению представленности в нестоличных регионах, упор в стратегии развития на расширение сети филиалов и отделений.
Среди потребителей услуг автокредитования эксперты и представители игроков российского рынка выделяют три основные группы:
1.
Потребители со средним
Рисунок
2.3 - Доли основных групп потребителей
на российском рынке автокредитования,
% от общего числа кредитов в 2011 г.
2.
Потребители со средним
3.
Потребители со средним
В
заключении, основываясь на оценках
ряда экспертов, представим некоторые
основные прогнозы относительно тенденций
развития российского рынка