Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:20, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании системы кредитования физических лиц и разработке направлений ее совершенствования.
Задачи дипломной работы:
рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
определить особенности кредитования физических лиц на современном этапе;
провести анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России».
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования физических лиц…………………….. 5
1.1. Особенности кредитования физических лиц на современном этапе...................5
1.2. Способы оценки кредитоспособности физических лиц……………….. …….16
Глава 2. Анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………24
2.1. Анализ кредитования физических лиц в Российской Федерации в 2010-2011 гг……………………………………………………………………………………....24
2.2. Анализ кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………..30
Глава 3. Основные направления совергенствоания кредитования физических лиц в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России»………………………48
Заключение…………………………………………………………………….. ……63
Список литературы…………………………………………………………………..66
Приложения…………………………………..………
Как видно из табл. 2.4, за анализируемый период снизилась динамика кредитов на срок до 30 % с 812,78 млн. руб. в начале 2010 года до 15,71 млн. руб. в конце 2010 года. Объем кредитов на срок от 31 до 90 дней на начало и на конец 2010 года существенно увеличился с 13,45 до 41,91 млн. руб.
Существенно увеличились кредиты на срок от 91 до 180 дней (с 271,8 млн. до 607,82 млн. руб.), а также кредиты сроком от 181 дня до 1 года (с 4209,22 до 9913,81 млн. руб.).
Также наблюдается рост кредитов сроком от 1 года до 3 лет (с 10940,21 до 25266,61 млн. руб.) и сроком свыше 3 лет (от 9241,99 до 13875,15 млн. руб.). Следует отметить, что за 2010 год существенно снизился объем кредитов до востребования (с 1423,71 до 2,62 млн. руб.).
Более наглядно данные табл. 2.18 можно представить на рис. 2.11,
Из рис. 2.16 видно, что основные виды кредитных продуктов – кредиты сроком от 1 года до 3 лет, кредиты сроком свыше 3 лет, а также кредиты сроком от 181 дня до 1 года.
Рисунок
2.11 – Динамика потребительского кредитования
в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк
России» в течение 2010 года, млн. руб.
В целом можно отметить тенденцию скачкообразного увеличения объем выданных потребительских кредитов за анализируемый период, в 3 квартале 2010 года наблюдается резкое снижение объемов выданных кредитов, а 4 квартале – увеличение.
Структура
потребительского кредитования по срокам
кредитования представлена в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Структура потребительского кредитования по срокам кредитования, 2010 г. млн. руб.
Срок кредитования | 01.01.10 | 01.04.10 | 01.07.10 | 01.10.10 | 01.01.11 |
на срок до 30 дней | 3,02 | 3,02 | 3,025 | 0,029 | 0,03 |
на срок от 31 до 90 дней | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,08 |
на срок от 91 до 180 дней | 1,01 | 1,10 | 1,12 | 1,15 | 1,16 |
на срок от 181 дня до 1 года | 15,64 | 16,01 | 17,82 | 18,06 | 18,92 |
на срок от 1 года до 3 лет | 40,65 | 42,31 | 43,67 | 45,64 | 48,22 |
на срок свыше 3 лет | 34,34 | 35,63 | 33,89 | 35,01 | 26,48 |
до востребования | 5,29 | 1,86 | 0,40 | 0,031 | 0,005 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Структуру потребительского кредитования на начало и на конец 2010 года можно представить на рис. 2.12 и 2.13.
Рисунок
2.12. - Структуру потребительского кредитования
по срокам кредитования на начало 2010 года,
%
Рисунок 2.13 - Структуру потребительского кредитования по срокам кредитования на конец 2010 года, %
Как видно из рис. 2.12 и 2.13, структура потребительских кредитов по срокам кредитования изменилась за 2010 год существенным образом: в структуре потребительских кредитов увеличилась доля кредитов от 1 до 3 лет (с 41 до 50 %), и доля кредитов сроком от 181 дня до 1 года (с 16 до 20%), при этом одновременно снизилась доля кредитов сроком до 30 дней и до востребования.
Проведем
анализ по невозвратным и просроченным
ссудам населения (табл. 2.12).
Таблица 2.6
Удельный вес просроченных ссуд физических лиц в структуре кредитного портфеля Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» », % в период с 01.01.2010 по 01.01.2011 гг.
Показатель | 01.01.10 | 01.04.10 | 01.07.10 | 01.10.10 | 01.01.11 | |||||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | |
Текущие кредиты физическим лицам | 26557,94 | 98,68 | 27930,15 | 98,55 | 31279,33 | 98,35 | 40347,86 | 98,45 | 51088,63 | 97,5 |
Просроченные ссуды | 355,25 | 1,32 | 410,95 | 1,45 | 524,77 | 1,65 | 635,24 | 1,55 | 681,18 | 1,3 |
В том числе проблемные и безнадежные | 322,96 | 1,2 | 396,77 | 1,4 | 477,06 | 1,5 | 573,76 | 1,4 | 628,78 | 1,2 |
Итого кредитов клиентам | 26913,2 | 100 | 28341,1 | 100 | 31804,1 | 100 | 40983,1 | 100 | 52398,6 | 100 |
Анализируя кредитный портфель банка можно также отметить, что в 1 полугодии 2010 года удельный вес просроченных ссуд составлял 1,32 %, а во в конце 2010 года – 1,55 %, т. е в целом за период удельный вес просроченных ссуд увеличился на 1,23 %. Наибольшее увеличение доли просроченных ссуд за период наблюдается в третьем квартале 2010 года. – 1,65 %. Грамотная кредитная политика банка позволила снизить долю просроченных ссуд в кредитном портфеле в IV квартале 2010 года. Доля «проблемных» и «безнадежных» ссуд составляет в кредитном портфеле банка 1,4%. Это говорит о достаточно хорошем качестве кредитного портфеля банка.
При кредитовании физических лиц Банк реализует кредитную политику, направленную на минимизацию кредитного риска по сделкам. Управление кредитным риском по розничному кредитному портфелю производится Банком по следующим основным направлениям:
-
формирование
-
установление нормативов stop-loss на
отдельные группы заемщиков,
- используются методики, прогнозирующие уровень риска в розничном кредитном портфеле, с целью своевременного информирования и недопущения уровня риска, превышающего нормативные значения;
-
ведется активная работа по
разработке скоринговых карт
на основе статистического и
эконометрического анализа
-
сотрудничество с кредитными
бюро позволяет оценить
-
в Банке применяется
-
использование
-
контроль за выполнением
- обязательный постоянный мониторинг качества розничного банковского портфеля, отдельных групп и отдельных ссуд;
-
проведение постоянных
-
формирование резервов на
Причиной не возврата ссудной задолженности физическими лицами являются несвоевременная выплата заработной платы, резкое снижение доходов, экономическая и социальная ситуация в регионе. По всем указанным кредитам проводится работа по взысканию задолженности, в том числе в судебном порядке.
На сокращение ссудной задолженности в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» за 2010-2011 гг. повлияли следующие факторы: неоднократные предупреждения о необходимости погашения просроченной задолженности по кредитам; обращение в судебные органы о наложении взыскания с заемщиков и их поручителей. Все эти меры являются основными мерами в работе банка по возвращению проблемных ссуд. Обеспечение возвратности ссуды необходимо и для сохранения банковских активов, которые в основном состоят из средств клиентов и вкладчиков.
Таким образом, можно сделать вывод: основным направлением деятельности Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» в сфере предоставления розничных услуг в 2010 году оставалось, прежде всего, увеличение кредитного портфеля и повышение эффективности реализации действующих кредитных продуктов. В связи с этим большое внимание уделялось проведению мероприятий по сокращению просроченной задолженности как по текущему портфелю, сформированному ранее, так и принято ряд мер на снижение уровня риска новых выдач.
В 2010 году благодаря эффективной кредитной политике в Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» потребительское кредитование увеличилось с 26913,2 до 52398,6 млн. руб., прирост объемов потребительского кредитования составляет 94,6 %. В структуре кредитного портфеля банка по потребительским кредитам наблюдается преобладание таких видов кредитов, как автокредиты (47 %), экспресс-кредиты (34 %), нецелевые кредиты (14 %).
Несмотря
на возросшую конкуренцию, Дагестанское
отделение №8590 ОАО «Сбербанк России»
сохраняет за собой ведущую позицию, предлагая
клиентам новые услуги, и остается одним
из крупнейших и динамично развивающихся
универсальных банков в стране.
Анализ кредитной политики банка показал, что она является достаточно эффективной. Однако на фоне общих тенденций на рынке потребительского кредитования банку можно рекомендовать следующее.
1. Снижение кредитных рисков
Основное направление снижения кредитного риска – это формирование надежного состава клиентов, имеющих расчетные счета в конкретном банке. Поэтому оценка кредитоспособности клиента является важнейшим этапом в процессе кредитования, и любому коммерческому банку необходимо придавать огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников. Ошибка при оценке кредитоспособности клиента может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и, в конечном счете, привести к банкротству кредитной организации.
Принимая решение о возможности, целесообразности и условиях кредитования, банк должен, главным образом выявить наличие потенциальной способности заемщика вернуть полученную ссуду в соответствии с оговоренными сроками. Это становится возможным лишь в том случае, если финансовое положение заемщика устойчиво, а денежные поступления на его счета за реализованную продукцию (работы, услуги) осуществляются стабильно. Финансовое положение не может быть охарактеризовано каким-то одним показателем, поэтому решения о заключении кредитного договора осуществляется в условиях многокритериальной задачи.
В Дагестанском отделении №8590 ОАО «Сбербанк России» как показал анализ, разработана достаточно эффективная система управления кредитными рисками (о чем свидетельствует низкий уровень просроченных ссуд в кредитном портфеле банка). Однако в данной системе есть и свои недостатки. При оценке кредитоспособности заемщика в учет принимаются, как правило, достоверность предоставленных Заемщиком сведений, а также величина доходов Заемщика.