Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг является одной из составных частей финансового ранка страны. Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализации интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Важным фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктуры создают основу для эффективной и стабильной работы ранка ценных бумаг.

Содержание

1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам
2.2 Анализ организации деятельности саморегулируемых организаций
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

     1.2 Формы регулирования  профессиональной  деятельности на  рынке   ценных  бумаг 

     Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников- эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаторов инфраструктуры рынка, а также все виды деятельности и все виды операций на нем - эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

     Регулирование деятельности участников рынка может  быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

     Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

     Цели  регулирования рынка ценных бумаг:

  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.

     Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
  • контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов власти.

     Система государственного регулирования рынка  включает государственные и иные нормативные акты; государственные  органы регулирования и контроля.

     Государственное управление рынком имеет следующие формы:

  • прямое (административное);
  • косвенное (экономическое).

     Прямое (административное) управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

     Министерство  финансов Российской Федерации:

  • регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами;
  • осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и т.п.

     Центральный банк Российской Федерации — федеральный орган, который:

  • действует на основании закона;
  • регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций;
  • регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей;
  • устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций;
  • регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев);
  • контролирует экспорт и импорт капитала.

     Федеральная антимонопольная служба РФ устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

     Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять  свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное  законодательство устанавливает ряд  требований к осуществлению деятельности на РЦБ. Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры — законодательства РФ.

     Акты  гражданского законодательства образуют иерархическую систему. На верхнем  уровне находится Конституция РФ. Остальные акты законодательства не должны ей противоречить. В Конституции определены пределы полномочий субъектов РФ, в рамках которых они могут принимать собственные законодательные акты, а также полномочия Российской Федерации. Гражданское законодательство отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, т.е. в своей основе едино на всей территории РФ. Собственно гражданское законодательство имеет в качестве фундамента Гражданский кодекс, в котором описаны основные понятия и их взаимоотношения, остальные законы и другие правовые акты, регулирующие гражданские правовые отношения, не должны ему противоречить.

     Следующий уровень составляют законы РФ, например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об  акционерных обществах» и другие. Конституция, кодексы и законы относятся к законодательным актам. Однако законодательство ими не ограничивается: существует множество иных актов законодательства или подзаконных актов. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

     Федеральным законом  от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (ст. 1). Для ФЗ «О рынке ценных бумаг» характерны следующие основные моменты.

  • Преемственность 
  • Непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу.
  • Признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг).
  • Сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним, единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.

     Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» — комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты. Основные достоинства закона.

  • Четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки; установлены общие «правила игры».
  • Информационное обслуживание рынка ценных бумаг.

     Саморегулируемые  организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий, поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. Права саморегулируемой организации:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований к участникам рынка, обязательных для работы на данном рынке;
  • контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  • информационная деятельность на рынке;
  • обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

     Основные  признаки саморегулируемой организации:

  • добровольное объединение;
  • членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;
  • отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.

     Саморегулируемая  организация не только устанавливает  обязательные для своих членов правила  профессиональной деятельности, стандарты  проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемой ФСФР. Саморегулируемая организация  обязана регулярно представлять в ФСФР отчеты о своей деятельности. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать  форму:

  • ассоциаций;
  • профессиональных союзов;
  • профессиональных общественных организаций.

     Функции саморегулируемой организации:

  • саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
  • поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;
  • отстаивание своих интересов на рынке и перед государством.
 

      1.3 Проблемы регулирования  профессиональной  деятельности на  современном этапе 

     Рынок ценных бумаг — важный сектор рыночной экономики, функционирование которого обеспечивает перераспределение потоков  временно свободных денежных средств  между разными отраслями экономики  государства. Он представляет собой  сложную систему организационных, технологических, экономических и  правовых взаимоотношений эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и государства.

     В современном законодательстве РФ отсутствует  легальное определение термина  «профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг». Эта деятельность определяется лишь путем установления закрытого перечня ее видов в  главе 2 Закона о рынке ценных бумаг.

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг