Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг является одной из составных частей финансового ранка страны. Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализации интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Важным фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктуры создают основу для эффективной и стабильной работы ранка ценных бумаг.

Содержание

1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам
2.2 Анализ организации деятельности саморегулируемых организаций
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

     Существенно увеличивается риск проведения любых  фондовых операций, так как помимо традиционных видов рисков (непоставки и неоплаты ценных бумаг контрагентом, задержки переоформления прав собственности  депозитариями и регистраторами) возросли риски, связанные с расчетами  через кредитные организации. Кроме  того, в среднесрочной перспективе, по-видимому, будет велик общеэкономический  системный риск, который в равной мере воздействует на все имеющиеся  торговые площадки. В связи с практическим отсутствием торговли на основных площадках  срочных инструментов (ММВБ, МЦФБ, РБ), не представляется возможным выстроить  какую-либо стратегию с элементами хеджирования. Отсутствие же возможности  страхования финансовых рисков сужает круг участников рынка ценных бумаг, оставляя на нем только спекулятивный  капитал, что приводит к снижению общей ликвидности и увеличению нестабильности рынка. Снижение ликвидности рынка приводит к убыткам его участников, ограничению их количества, и соответственно к еще большему снижению ликвидности.

     Во  много раз возросла значимость деловой  репутации компаний. В период расширения объемов рынка стабильная репутация  не являлась сколько-нибудь существенным фактором, однако в настоящее время  она приобрела большое значение, так как доверие участников друг к другу резко снизилось. Связано  это прежде всего с недостаточной  развитостью инфраструктуры фондового  рынка, которая позволила бы уменьшить  риски по заключенным сделкам. Отсутствие процедуры «поставка против платежа» по сделкам, заключаемых через РТС, привело к тому, что большинство  сделок заключаются между оффшорными компаниями вне пределов РФ. Одним  из способов уменьшения недоверия является торговля на биржевых площадках, однако в настоящее время реально  работают только Секция фондового рынка  ММВБ и МФБ.

     В ближайшей перспективе для большинства  проводимых фондовых операций будет  характерна относительно невысокая  норма прибыли, поэтому большее  значение приобретет их экономическая  эффективность. Фондовый рынок отличается достаточно сложным документооборотом  и специфическим учетом денежных средств/ценных бумаг, порядок которого регламентируется соответствующими постановлениями  ФКЦБ и стандартами НАУФОР и ПАРТАД. Ведение такого документооборота требует  определенной технологической оснащенности и привлечения высокопрофессиональных специалистов. Кроме того, определенные затраты требуются для поддержания  счетов-депо в депозитариях, обслуживающих  торговые площадки.

     Одним из способов уменьшения постоянных издержек и повышения эффективности фондовых операций может стать развитие рынка  оптовых брокерских услуг. В этом случае ряд компаний - «оптовых брокеров», имеющих необходимый опыт, технологическую  базу, репутацию на фондовом рынке, штат квалифицированных специалистов, предоставляют другим профессиональным участникам рынка - «розничным брокерам» полный спектр оптовых брокерских услуг: поддержку торговых площадок, депозитарный сервис, информационное, бухгалтерское, юридическое обеспечение проводимых фондовых операций. При этом розничный брокер, не поддерживая дорогую инфраструктуру, может выполнять от своего имени любые поручения клиентов. Цена брокерских услуг для клиентов снизится в десятки раз, так как снизится сумма постоянных издержек, что даст возможность большинству средних и мелких участников (существование которых необходимо для нормального функционирования любого развитого рынка) соответствовать всем требованиям, предъявляемым к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и оказывать практически полный спектр услуг.

     Таким образом, можно ожидать, что в  ближайшей перспективе рынок  приобретет двухуровневую структуру, а именно оптовые брокеры плюс относительно небольшое количество крупных розничных брокеров будут  непосредственно работать на рынке, а обслуживание инвесторов будет  происходить на розничном уровне, при этом будут существовать как  крупные и средние компании, которые  для совершения легитимных операций на рынке ценных бумаг должны соответствовать  требованиям ФКЦБ на размер собственного капитала и поддерживать необходимые  технологические возможности, так  и мелкие компании, создаваемые под  конкретные проекты, которым нет  необходимости соответствовать  жестким формальным нормативам.

     Обострившаяся в настоящее время проблема прямых инвестиционных вложений - это в  первую очередь проблема ликвидности. Именно отсутствие ликвидности мешает делать широкомасштабные вливания в  российские проекты. На сегодняшний  день все системы торгов на российском фондовом рынке ориентированы фактически только на один уровень ценных бумаг  с примерно одинаковым уровнем капитализации, и все имеют дело только с «голубыми фишками». Существует значительное количество предприятий с разным уровнем капитализации, но рынка для них практически нет. Западные инвесторы не могут вкладывать в них свои средства, поскольку не знают, как они смогут получить деньги обратно. Кроме того, население лишено возможности даже при желании покупать акции малых предприятий. В странах с развитой инфраструктурой фондового рынка существует несколько уровней торгов, и на каждом обращаются ценные бумаги со своим уровнем капитализации. Российский же фондовый рынок ориентирован на один уровень торгов, и для большинства эмитентов доступ к имеющимся ресурсам внутреннего накопления практически закрыт, хотя в ближайшем будущем именно эти ресурсы будут едва ли не единственным источником инвестиционного финансирования.

     В целом брокерское обслуживание как  элемент фондовой инфраструктуры успешно  выдержало противостояние внешним  вызовам. На рис. 1 показана взаимосвязь  динамики рынка с оборотами ведущих  брокерских компаний с апреля 2008 г. по май 2009 г. При этом с весны 2009 г. отмечается выход оборотов ведущих  брокеров на уровни, которые были достигнуты при максимальных значениях рыночных показателей прошлого года. Однако события 2008 г. дали возможность сделать  ряд выводов относительно внешних  и внутренних факторов обеспечения  стабильности и дальнейшего развития брокерского обслуживания. Под внутренними  факторами здесь понимаются те резервы  развития, новые векторы расширения продуктовой линейки и стабилизационные механизмы, которые под силу самостоятельно реализовать брокерским компаниям. Итак, целесообразными представляются следующие шаги и решения:

      • диверсификация продуктовой линейки;
      • пересмотр тарифных планов в сторону повышения. Демпинг в предложении тарифных планов является тупиковым путем, поскольку не позволяет развивать продукты и заставляет сомневаться в платежеспособности небольших компаний, где количество сотрудников бэк-офиса иногда превышает число крупных клиентов;
      • расширение консультационной поддержки через реализацию систем поддержки принятия решений посредством финансового консультирования, предложения разнообразных экспертно-аналитических программ;
      • реализация комплексных инвестиционных решений (брокер—банк);
      • предложение доступа на западные рынки в одном терминале с российскими площадками.

     Необходимо  упомянуть и экзогенные (внешние) факторы, которые можно реализовать  посредством согласованных действий регулятора рынка, законодательных  властей, НАУФОР, рейтинговых агентств:

  • изменение законодательства в сфере расчета и удержания подоходного налога от операций с финансовыми инструментами. Необходимо решение вопросов сальдирования операций на спот- и срочном рынке для исчисления налогооблагаемой базы. Важным представляется скорейший возврат налогового вычета;
  • совершенствование механизмов защиты прав инвесторов;
  • последовательная борьба с конфликтом интересов в брокерской деятельности. Актуально появление независимых аналитических агентств;
  • совершенствование системы рейтингов брокеров;
  • регулирование рынка ФОРЕКС.
 
 
 
 
 

     3.2Рекомендации  по решению проблем  регулирования профессиональной  деятельности 

     В современном законодательстве РФ отсутствует  легальное определение термина  «профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг». Эта деятельность определяется лишь путем установления закрытого перечня ее видов в  главе 2 Закона о рынке ценных бумаг.

     Что касается совмещения различных видов  профессиональной деятельности друг с  другом, в Порядке лицензирования установлены следующие возможные  варианты такого совмещения:

     а) брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность;

     б) клиринговая деятельность и депозитарная деятельность;

     в) деятельность по организации торговли и клиринговая деятельность.

     Согласно  ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг  деятельность по ведению реестра  не может быть совмещена с другими  видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Некоторые  ограничения на совмещение деятельности расчетного депозитария и расчетного клирингового центра с иными видами профессиональной деятельности установлены  также в Постановлении ФКЦБ РФ от 20.01.1998 г. № З, которое формально  еще действует.

     В соответствии со статьей 2 Закона о  рынке ценных бумаг профессиональную деятельность на фондовом рынке могут  осуществлять только юридические лица. Вместе с тем действующее законодательство крайне слабо регламентирует вопрос об организационно-правовой форме профессиональных участников. Так, Закон о рынке  ценных бумаг содержит на этот счет только указания в отношении дилерской  деятельности и деятельности фондовой биржи: дилером может быть только коммерческая организация, а фондовая биржа может создаваться лишь в форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. В отношении других профессиональных участников Законом о рынке ценных бумаг подобных требований не установлено. Более подробно вопросы организационно-правовой формы профессиональных участников урегулированы Постановлением ФКЦБ РФ от 23.11.98 г. № 50 «Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации». Однако, этот акт в настоящий момент фактически утратил силу, так как еще до отмены Постановления ФКЦБ РФ от 15.08.2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» он применялся в части, не противоречащей последнему.

В соответствии со ст. 49 Закона "О рынке ценных бумаг" СРО наделяются в числе  прочих следующими правами:

  • получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;
  • разрабатывать стандарты и правила;
  • контролировать соблюдение своими членами принятых правил и стандартов. 
              По всей видимости, буквальное толкование приведенных положений Закона должно означать, что СРО могут, во-первых, получать информацию о результатах проверок, проведенных уполномоченными государственными органами, а во-вторых, контролировать лишь соблюдение своих собственных правил своими же членами. В результате расширительного толкования данных положений в рамках ведомственных актов ФКЦБ России сложилась практика активного привлечения СРО к проведению плановых и внеплановых проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом предметом проверок со стороны СРО являются вопросы соблюдения членами СРО не только стандартов и правил, но и законодательства в целом. 
    Наделение СРО элементами полномочий органов государственного регулирования вступало в противоречие с основными началами гражданского права, сформулированными в п. 1 ст. 1 ГК РФ, согласно которым "гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений". Таким образом, возникала противоречивость статуса СРО, состоявшая в том, что, будучи субъектами гражданского права, они либо путем расширительного толкования положений Закона "О рынке ценных бумаг", либо ведомственными актами ФКЦБ России наделялись полномочиями, вступающими в конфликт с принципом равенства субъектов гражданских правоотношений, закрепленных в ГК РФ.

     Законодатель  должен устранить имеющиеся недостатки в части правового регулирования  вопросов организационно-правовой формы  профессиональных участников и четко  определить, в какой организационно-правовой форме могут создаваться субъекты всех видов профессиональной деятельности. При этом необходимо закрепить, что  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, осуществляющие брокерскую, депозитарную, клиринговую деятельность, деятельность по управлению ценными  бумагами и ведению реестра владельцев ценных бумаг создаются исключительно  в форме коммерческих организаций.

         Соответствующие нормы должны содержаться в главе 2 Закона о рынке ценных бумаг, а не устанавливаться в подзаконных актах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Ведь такие нормы накладывают определенные ограничения на возможность хозяйствующего субъекта осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг: она невозможна для лиц, организационно-правовая форма которых не отвечает установленным требованиям. Изменение законодательства в сфере расчета и удержания подоходного налога от операций с финансовыми инструментами. Необходимо решение вопросов сальдирования операций на спот- и срочном рынке для исчисления налогооблагаемой базы. Важным представляется скорейший возврат налогового вычета.

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг