Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа
Рынок ценных бумаг является одной из составных частей финансового ранка страны. Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализации интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Важным фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктуры создают основу для эффективной и стабильной работы ранка ценных бумаг.
1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам
2.2 Анализ организации деятельности саморегулируемых организаций
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности
13
сентября 2002 года Государственная
Дума РФ приняла во втором
и третьем чтении законопроект,
вносящий изменения и
Необходимо
отметить, что характерной чертой
современного фондового рынка России
является активное развитие деятельности
управляющих компаний и специализированных
депозитариев инвестиционных фондов (ИФ),
паевых инвестиционных фондов (ПИФ), негосударственных
пенсионных фондов (НПФ). Деятельность
этих организаций не отнесена законом
к профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг, несмотря на то,
что очень с ней схожа (оба
вида деятельности подлежит лицензированию
Федеральной службой по финансовым
рынкам (ФСФР); к юридическим лицам,
осуществляющим эти виды деятельности,
предъявляются аналогичные
Важным вопросом регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является порядок совмещения разных ее видов друг с другом, а также с иными видами хозяйственной деятельности. Правовая регламентация указанных вопросов в настоящее время (в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ) преимущественно осуществляется на уровне подзаконных актов - постановлений и приказов органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Вместе с тем ряд важных положений на этот счет содержит и сам Закон о рынке ценных бумаг.
Согласно
п. 1.4. Приказа ФСФР от 16.03.2005 г. № 05-3/пз-н
«Об утверждении Порядка
Что
касается совмещения различных видов
профессиональной деятельности друг с
другом, в Порядке лицензирования
установлены следующие
Согласно ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг деятельность по ведению реестра не может быть совмещена с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Некоторые ограничения на совмещение деятельности расчетного депозитария и расчетного клирингового центра с иными видами профессиональной деятельности установлены также в Постановлении ФКЦБ РФ от 20.01.1998 г. № З, которое формально еще действует.
В
соответствии со статьей 2 Закона о
рынке ценных бумаг профессиональную
деятельность на фондовом рынке могут
осуществлять только юридические лица.
Вместе с тем действующее
Законодатель
должен устранить имеющиеся недостатки
в части правового
Главной
проблемой, связанной с деятельностью
СРО, является противоречивость их статуса,
заложенная в положениях Закона "О
рынке ценных бумаг" и усугубленная
ведомственными актами ФКЦБ России.
Противоречивость статуса СРО вытекает
из того, что, с одной стороны, это "добровольное
объединение профессиональных участников
рынка ценных бумаг... функционирующее
на принципах некоммерческой организации"
(ст. 48 Закона "О рынке ценных бумаг").
С другой стороны, как путем толкования
положений Закона "О рынке ценных бумаг",
так и в рамках ведомственных актов ФКЦБ
России предпринимаются попытки возложить
на СРО функции и полномочия, которыми
субъекты гражданских правоотношений
в принципе обладать не могут. Речь идет
о наделении СРО элементами регулятивных
функций государственных органов.
К числу такого рода полномочий относилось,
в частности, участие СРО в лицензировании
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг. В соответствии со ст. 38 Закона
"О рынке ценных бумаг" "Основы
государственного регулирования рынка
ценных бумаг" лицензирование деятельности
профессиональных участников относится
к способам государственного регулирования
рынка ценных бумаг. Согласно п. 6 ст. 42
того же Закона на ФКЦБ России возложена
функция установления порядка и осуществления
лицензирования различных видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг. В
ведомственных же актах этого органа
речь, в частности, идет о Постановлении
ФКЦБ России от 23 ноября 1998 г. N 50 "Об
утверждении Положения о лицензировании
различных видов профессиональных деятельности
на рынке ценных бумаг Российской Федерации"
(далее - Постановление N 50) - предусматривалось
участие СРО в процессе лицензирования
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг. Например, Постановление
N 50 устанавливает порядок, предусматривающий
необходимость представления в СРО заявления
на выдачу лицензии и необходимых для
ее получения документов (п. 3). СРО принимает
решение о выдаче ходатайства на выдачу
лицензии профессионального участника
рынка ценных бумаг (п. 3.4) и передает в
ФКЦБ России документы заявителя с приложением
ходатайства или уведомления об отказе
в выдаче ходатайства.
В соответствии со ст. 49 Закона "О рынке
ценных бумаг" СРО наделяются в числе
прочих следующими правами:
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1. Регулирование
брокерской и дилерской
деятельности Федеральной
службой по
финансовому рынку
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), являвшаяся федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг согласно Указу Президента России В.В. Путина № 314 от 9 марта 2004 г., упразднена. Тем же Указом Президента России создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Федеральная служба по финансовым рынкам находится в ведении Правительства РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:
Развитие брокерской деятельности на рынке ценных бумаг в России связано в первую очередь с принятие постановления Правительства РСФСР "Об утверждении положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" от 28 декабря 1991 г. № 78 (далее – Постановление № 78). Данный документ являлся практически единственным нормативным правовым актом в сфере регулирования выпуска и обращения ценных бумаг, деятельности участников рынка ценных бумаг и фондовой биржи, аттестации специалистов вплоть до принятия в 1994-1995 гг. Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, а также Федерального закона “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.5
Согласно закону “О рынке ценных бумаг” профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, в том числе брокерская, может осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ России.
ФКЦБ России осуществляет регулирование и лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг начиная с 1996 г. На протяжении этого времени условия лицензирования менялись четыре раза:
На практике в условиях лицензирования содержатся основные требования к брокерам. К таким требованиям относится следующее:
Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг