Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг является одной из составных частей финансового ранка страны. Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализации интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Важным фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктуры создают основу для эффективной и стабильной работы ранка ценных бумаг.

Содержание

1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам
2.2 Анализ организации деятельности саморегулируемых организаций
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

     Брокер  может оказывать своим клиентам и третьим лицам также консультационные услуги по вопросам приобретения ценных бумаг, выступать андеррайтером  при размещении эмиссионных ценных бумаг. Для осуществления более  качественного обслуживания клиентов и минимизации собственных потерь (напомним, что по договору комиссии обязанным лицом по договору купли–продажи  будет брокер) брокер вправе запрашивать  у клиентов дополнительную информацию, например об их финансовом состоянии, целях инвестиций, приемлемом уровне риска, опыте инвестирования и т.п. Помимо изложенных выше существуют также  требования к брокерам, изложенные в Федеральном законе “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ. Брокер, предлагающий свои услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию клиентов (в том числе потенциальных) предоставлять следующие документы и информацию:

  • копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • сведения об органе, выдавшем лицензию профессионального участника;
  • сведения об уставном капитале, о размере собственных средств брокера и его резервном фонде.

     При приобретении брокером ценных бумаг  по поручению клиента он обязан по его требованию помимо отчетности, установленной для договора комиссии, предоставить следующую информацию:

  • сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска;
  • сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
  • сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение последних шести недель, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов
  • торговли, либо сведения об их отсутствии в листинге;
  • сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим брокером в течение последних шести недель, если такие операции проводились;
  • сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в установленном порядке.

     В соответствии с  Постановлением  ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" правилами осуществления дилерской деятельности являются:

  • при осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональному участнику следует добросовестно исполнять обязательства по совершенным им сделкам купли-продажи ценных бумаг;
  • при осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональный участник совершает действия и сделки, связанные с осуществлением дилерской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В 2006 году ФСФР России был разработан и утвержден нормативный правовой акт, регулирующий совершение маржинальных сделок на фондовом рынке, - приказ ФСФР России от 07.03.2006 № 06-24/пз-н «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)». Указанным нормативным правовым актом введено понятие «необеспеченной сделки», под которой понимаются сделки, заключенные брокером в отношении клиентов, в случае, если в момент заключения подобных сделок у клиента не хватает собственных средств для расчетов по ней. Распространение правил регулирования, относящихся к маржинальной торговле, на этот вид сделок было обусловлено необходимостью пресечения использования брокерами денежных средств и ценных бумаг третьих лиц, предоставляющих займы клиентам в обход ограничений установленных законодательством. С этой же целью изменена методика расчета показателя «ЗК» - задолженности клиента перед брокером, которая будет увеличиваться на величину равную сумме денежных средств и/или количеству ценных бумаг, перечисленных клиенту по договору займа между клиентом и третьим лицом. Произошли изменения в списке ценных бумаг, с которыми разрешено совершение маржинальных сделок. 

     ФСФР  России в целях усиления административной ответственности участников финансового  рынка был разработан и представлен  в конце 2006 года в Правительство  Российской Федерации проект изменений  в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафов, налагаемых на юридических лиц за правонарушения, совершаемые на финансовом рынке, до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Законопроект, с учетом сложившейся по ранее действовавшему законодательству практики наложения административных штрафов за нарушения на рынке ценных бумаг и применения законодательства о рынке ценных бумаг, а также в связи с принятием федеральных законов от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», уточняет действующие редакции составов административных правонарушений на рынке ценных бумаг, предусматривая административную ответственность акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов за нарушения требований законодательства. Также законопроектом предусматривается введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряда новых составов правонарушений:

     - за нарушение требований законодательства  о порядке созыва и проведения  общих собраний акционеров, участников  обществ с ограниченной ответственностью, владельцев инвестиционных паев  паевых инвестиционных фондов;

     - за манипулирование ценами на  рынке ценных бумаг;

     - за незаконное использование  наименований «инвестиционный фонд»  и «паевой инвестиционный фонд»  и образованных на их основе  словосочетаний;

     - за нарушение требований законодательства  о хранении документов.

     Еще одним принципиальным положением законопроекта  является установление годичного срока  давности привлечения административной к ответственности за совершение правонарушений в области финансового  рынка, а также возможность проведения административного расследования  по данным делам ввиду их высокой  сложности, а также сложности подбора доказательственной базы.

     ФСФР  РФ вправе осуществлять проверки достоверности  сведений, содержащихся в документах, представленных для выдачи лицензии. ФСФР РФ контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и  принимает решение о приостановлении  либо об отзыве выданной лицензии при  нарушении законодательства РФ о  ценных бумагах. Приостановление действия лицензии осуществляется в случае неоднократного нарушения в течение 1 года профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению  лицензирующего органа на срок до 6 месяцев. Приостановление действия лицензии влечет запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия ФСФР РФ решения о возобновлении действия лицензии.

     Уведомление о приостановлении действия лицензии должно быть направлено лицензиату в  письменной форме в течение 3 рабочих  дней с даты его принятия с указанием  оснований приостановления действия лицензии. Если нарушения, допущенные лицензиатом, могут быть устранены, лицензирующий орган направляет лицензиату одновременно с таким  уведомлением предписание об устранении выявленных нарушений.

     Лицензиат, действие лицензии которого приостановлено, обязан:

  • прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности с момента получения уведомления;
  • в течение 3 рабочих дней с момента прекращения деятельности письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) о приостановлении действия лицензии;
  • по требованию клиента и в соответствии с его указаниями немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата.

     Решение лицензирующего органа о приостановлении  действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном  законодательством РФ. После устранения лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие устранение нарушения, в срок, установленный в предписании.

     Лицензия  может быть аннулирована лицензирующим  органом в следующих случаях:

  • неоднократное нарушение в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ;
  • неоднократное нарушение в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных ст. 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ;
  • неуплата государственной пошлины за предоставление лицензии в течение 3 месяцев с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;
  • аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций - для кредитных организаций;
  • непредставление в лицензирующий орган в срок, установленный в предписании, документов, подтверждающих устранение нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии и/или подтверждающих принятие мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем;
  • по инициативе лицензиата.

     Теперь  рассмотрим результаты лицензирования профессиональной деятельности ФСФР России. 

Таблица 2.1-Лицензирование ФСФР брокерской деятельности в 2005-2009гг.

  2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Количество  действующих лицензий 1379 1433 1459 1475 1335
Количество  выданных лицензий 155 278 304 280 295
Количество  аннулированных лицензий 130 138 144 147 150

     Согласно  данным  таблицы 2.1  количество действующих  лицензий на осуществление брокерской деятельности с каждым годом увеличивается, только в 2009г.  этот показатель снизился на 140 лицензий, по сравнению с 2008г. Тоже самое можно сказать и про  количество выданных лицензий. С каждым годом ФСФР выдает все больше и  больше лицензий на ведение данной профессиональной деятельности. Так  же можно отметить, что количество аннулированных лицензий по всем годам  не превышает количество выданных. 
 

Таблица 2.2-Лицензирование ФСФР дилерской деятельности в 2005-2009гг

  2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Количество  действующих лицензий 1398 1394 1433 1470 1337
Количество  выданных лицензий 176 287 301 284 280
Количество  аннулированных лицензий 119 127 130 137 140

     Если  сравнить количественную сторону лицензирования брокерской и дилерской деятельности, то можно отметить, что меду ними  нет существенных отклонения по лицензированию. Так, в 2009г. действующих лицензий дилеров  составляло 1337, это на 2 лицензии больше по сравнению с действующими лицензиями брокеров. Так же можно заметить, что этот показатель и по брокерам и по дилерам максимальное значение имеет в 2008г (1475 и 1470 лицензий соответственно). С каждым годом также увеличивается  количество выданных лицензий, максимальное значение в 2007г- 301 лицензия. 

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг