Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг является одной из составных частей финансового ранка страны. Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализации интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Важным фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктуры создают основу для эффективной и стабильной работы ранка ценных бумаг.

Содержание

1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам
2.2 Анализ организации деятельности саморегулируемых организаций
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

       Саморегулируемая организация вправе  требовать от своих членов  представления отчетности и информации, необходимой саморегулируемой организации  для выполнения ее функций.  Полученная таким образом информация  не подлежит разглашению и  передаче другим организациям, а  также государственным органам  исполнительной власти, за исключением  случаев, установленных законодательством  Российской Федерации. Саморегулируемая  организация для реализации своих  полномочий на территории субъектов  Российской Федерации вправе  по согласованию с Федеральной  службой создавать свои филиалы  и представительства. Саморегулируемая  организация осуществляет контроль  за деятельностью своих филиалов  и представительств и несет  ответственность за их деятельность.

       Саморегулируемая организация обязана  иметь в своем штате количество  сотрудников, достаточное для  реализации предоставленных ей  полномочий, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о ценных  бумагах, нормативными актами  Федеральной службы и настоящим  Положением. В штат саморегулируемой  организации не могут быть  включены лица, одновременно являющиеся  руководителями или сотрудниками  членов саморегулируемой организации  или иных профессиональных участников  рынка ценных бумаг.

     С лета 2002 года ФКЦБ вместо лицензии стала  выдавать разрешение на осуществление  деятельности саморегулируемой организации, при этом ранее выданные лицензии приравнивались к разрешениям. Отказ  ФКЦБ в выдаче разрешения получила только одна СРО - НАУФОР. Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную службу данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений. Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.

     Особое внимание нужно уделить контрольной деятельности организаций саморегулирования  на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 7.3.10 Положения организация  саморегулирования применяет к  нарушителям правил и стандартов профессиональной деятельности штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Федеральной комиссии, Федеральной службы,  своим уставом  и внутренними документами. Таким образом, саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг официально делегированы полномочия по наложению санкций, предусмотренных российским законодательством. Четко вырисовывается многоуровневая система контроля на рынке: Федеральная комиссия - саморегулируемая организация - профессиональный участник (сотрудник-контролер в штате последнего). При этом важно подчеркнуть, что СРО осуществляют контроль за исполнением не только своих внутренних документов, но и требований федерального законодательства о ценных бумагах, нормативных актов ФКЦБ  и нормативных актов ФСФР. Такая система контроля является достаточно эффективной, поскольку позволяет снизить расходы государственных органов по сбору и обработке информации о субъектах рынка, а также проводить единую государственную политику в данной сфере. В Положении о СРО для саморегулируемых организаций определены следующие важные направления контроля:

     - за соблюдением требований законодательства  РФ, нормативных актов ФСФР России, своих учредительных и внутренних  документов;

     - за соблюдением членами СРО  финансовых, организационно-технических,  специальных и иных требований, установленных Федеральной службой,  включая нормативы достаточности  их собственных средств;

     - за наличием квалификационных  аттестатов у руководителей и  специалистов членов саморегулируемой  организации;

     - за участием своих  членов в специальных гарантийных  и страховых фондах, создаваемых  в целях компенсации рисков, связанных  с осуществлением профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг.

     Помимо деятельности своих членов СРО должны также  контролировать деятельность тех, кто  подал заявление на вступление в  СРО (предварительный контроль). Однако в отношении второй категории  профессионалов в случае нарушения ими законодательства организация может применить лишь одну санкцию - отказать в принятии в свои члены. Для повышения эффективности системы контроля в рамках саморегулирования организации обязаны создавать следующие внутренние подразделения (органы), действующие на постоянной основе:

     - службу мониторинга  и контроля за деятельностью  своих членов;

     - дисциплинарный  комитет.

     Основные обязанности  первого из них - проведение проверок деятельности членов СРО (как плановых, так и внеплановых), сбор и анализ информации о членах СРО, в том  числе и на основе поступающей  от них регулярной отчетности. В  соответствии со ст.50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" СРО  обязаны установить процедуры проведения проверок соблюдения членами организации  установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов. Дисциплинарный комитет должен рассматривать дела о нарушениях членов СРО и в случае обнаружения такого факта применять к ним санкции, установленные внутренними документами СРО (например, дисциплинарным кодексом СРО). По результатам проведенных проверок дисциплинарный комитет вправе применять к нарушителям следующие санкции:

     - письменное предложение  члену СРО устранить допущенные  нарушения с опубликованием информации  об этом или без опубликования;

     - наложение штрафа  на члена СРО или его руководителей  и специалистов;

     - направление представления  в ФСФР России о приостановлении  действия или аннулировании лицензии  на право осуществления профессиональной  деятельности;

     - исключение из  числа членов СРО или приостановление  членства и др.

     Кроме этого, саморегулируемые организации вправе также назначать  и отзывать инспекторов для осуществления  контроля за деятельностью членов; проводить проверки по жалобам граждан  и организаций о неправомерных  действиях членов СРО; запрашивать  у своих членов документы и  информацию, необходимые для установления фактов нарушения законодательства о ценных бумагах.

     В соответствии с Распоряжением ФКЦБ от 17 сентября 1998 г. N 982-р  «О взаимодействии ФКЦБ России с саморегулируемыми организациями при проведении проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных » саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг по результатам мониторинга деятельности и анализа отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг - участников саморегулируемых организаций (далее - участники), составляют квартальные планы проверок участников и не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала направляют их в ФКЦБ России по средствам электронной связи.

       Саморегулируемые организации проводят  проверки деятельности участников  в соответствии с утверждаемым  в установленном порядке и  согласованным с ФСФР России  положением о проведении проверок. При принятии решения о проведении  внеплановой проверки саморегулируемая  организация обязана не позднее  следующего дня сообщить в  ФСФР России по телефону, телефаксу  или по средствам электронной  связи информацию о сроках  проведения проверки с указанием  оснований ее проведения. По окончании  каждого квартала не позднее  15-го числа следующего месяца  саморегулируемые организации обязаны  представлять в ФСФР России  по средствам электронной связи  с последующим письменным подтверждением  отчеты о проведенных проверках.  К отчету прилагается справка  с анализом выявленных нарушений  законодательства Российской Федерации  о ценных бумагах и нормативных  актов ФСФР России по результатам  проведенных проверок с предложениями  по предупреждению таких нарушений.

       В случае выявления фактов (получения  документов или информации), являющихся  основаниями для приостановления  (возобновления) действия или  аннулирования лицензии, выданной  ФСФР России участникам, саморегулируемые  организации не позднее следующего  дня обязаны направить в Федеральную  комиссию по телефаксу или  с использованием средств электронной  связи (с последующим письменным  подтверждением) представления.

     К представлению в том числе  прилагаются:

  • копия акта проверки;
  • справка, включающая общие сведения в отношении участника, в том числе о ранее проведенных проверках и их результатах.

     Первой  саморегулируемой организацией явилась  Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), устав которой  был зарегистрирован в Москве 15 июля 1994года. Учредителями ассоциации стали 15 ведущих компаний. Данная ассоциация объединила участников рынка негосударственных  ценных бумаг, к финансовому состоянию  которых предъявлялись высокие требования. Аналогично ПАУФОР (г. Москва) ряд региональных инвестиционных компаний Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга стали также объединяться в саморегулируемые организации. Основной целью деятельности этих ассоциаций: раскрытие информации об эмитентах, которое предполагает, что члены ассоциаций публикуют в открытой печати свои исследования и оценки "внутренней" стоимости акций того или иного эмитента, состояния дел в данной отрасли. В рамках каждой ассоциации разрабатывались правила и стандарты деятельности. В середине 1994года была создана система ПАРТАД, т.е. Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев, которая объединила 199 организаций из 52 регионов России. Эта система призвана обеспечить:

     - ликвидность рынка бездокументарных  именных ценных бумаг, появившихся  преимущественно в процессе приватизации  государственных и муниципальных  предприятий; 

     - детальную регламентацию прав  на бездокументарные ценные бумаги  на основе стандартов технологии  их учета. 

     Участники вексельного рынка объединились в ассоциацию АУВЕР. На рубеже 1995-96 г. четыре региональные ассоциации фондового рынка создали межрегиональное объединение ПАУФОР-Россия, которая включала более 150 организаций, а затем произошла дальнейшая интеграция, которая привела к созданию НАУФОР, насчитывающей уже более 500 членов. В настоящее время на рынке работают четыре СРО - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная лига управляющих (НЛУ) и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).   Из них к саморегелируемой организации, участниками которой непосредственно являются брокеры и дилеры является НАУФОР, остановимся на ней.

     Национальная  ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) — общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая профессиональных участников фондового рынка брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев. Ассоциация объединяет более 400 компаний. Филиалы НАУФОР действуют в 14 крупных городах России. Статус НАУФОР как саморегулируемой организации основан на Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и разрешении, выданном Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России).

     НАУФОР  в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Целями и задачами ассоциации являются развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспечение условий деятельности членов НАУФОР, установление правил и стандартов деятельности членов НАУФОР и контроль за их соблюдением, осуществление мониторинга деятельности своих членов, принятие мер к урегулированию конфликтов. НАУФОР является аффилированным членом IOSCO — международной организации, объединяющей государственные органы по регулированию рынка ценных бумаг.

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг