Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг является одной из составных частей финансового ранка страны. Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализации интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Рынок ценных бумаг называют фондовым рынком. Важным фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктуры создают основу для эффективной и стабильной работы ранка ценных бумаг.

Содержание

1.Теоретические аспекты осуществления брокерской и дилерской деятельности и ее регулирование
1.1 Брокерско-дилерская компания как профессиональный участник рынка ценных бумаг
1.2 Формы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3 Проблемы регулирования профессиональной деятельности на современном этапе
2 Анализ действующей практики регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ
2.1 Регулирование брокерской и дилерской деятельности Федеральной службой по финансовым рынкам
2.2 Анализ организации деятельности саморегулируемых организаций
3 Реформирование системы регулирования профессиональной деятельности рынка ценных бумаг в РФ и перспективы ее развития
3.1 Совершенствование деятельности брокерско-дилерских компаний на рынке ценных бумаг
3.2 Рекомендации по решению проблем регулирования профессиональной деятельности

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

Рисунок 2.1- Количество действующих лицензий по видам профессиональной деятельности в 2009г. 

     Из  диаграммы 2.1 видно, что брокерская и дилерская деятельности (1335 и 1337лицензий  соответственно) лидируют по количеству действующих лицензий по сравнению  со всеми видами профессиональной деятельности. Это видно и из таблиц 2.1 и 2.2. Далее  идут деятельность по управлению ценными  бумагами- 1193лицензий, депозитарная деятельность- 60лицензий. 

Рисунок 2.2-Количество проверок, проведенных  ЦА ФСФР России в 2009г.

     ЦА  ФСФР России в 2009 г. Было проведено 106 проверок, из них 90 выездных и 16 камеральных. Наибольшее значение, согласно рисунку 2.2, проверок в 2009г. было проведено в отношении  профессиональных участников рынка  ценных бумаг. Данная тенденция наблюдается  в 2008г. и в 2007г. Территориальными органами ФСФР России в 2009 г. Было проведено 11195 проверок, из них 1368 выездных и 9827 камеральных.

Рисунок 2.3- Количество проверок, проведенных  ЦА ФСФР России в 2008г.

В 2008 году ФСФР России было возбуждено более 10 тысяч  дел об административных правонарушениях  в сфере финансового рынка, из них 403 дела возбуждено ценральным аппаратом  ФСФР России, 9 696 дел  территориальными органами ФСФР России. В результате принимаемых мер в 2008 году с юридических лиц, совершивших административные правонарушения на рынке ценных бумаг, взыскано более 79 млн руб. Рассмотрено 240 жалоб и обращений граждан, связанных с деятельностью организаций имеющих признаки построения «финансовых пирамид», из них

33 перенаправлены  в правоохранительные органы. Все го выявлено более 50 организаций, имеющих признаки построения «финансовых пирамид». Принято решение об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг либо лицензии негосударственного пенсионного фонда по 63 организациям.

Рисунок 2.4- Количество проверок, проведенных  ЦА ФСФР России в 2007г.

     По  результатам проведенных проверок в 2007 г. в отношении 5 организаций  было принято решение о приостановлении  действия лицензии (из них в отношении 2 организаций — по представлениям РО) и аннулированы лицензии 10 организаций (из них у 4 — по представлениям РО).По итогам проведенных надзорных мероприятий  в отношении поднадзорных организаций  в 2007 г. ФСФР России было возбуждено 390 дел об административных правонарушениях в области финансовых рынков: 28 дел по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В 2007 г. в ФСФР России поступило 50 жалоб, из них 43 — на постановления по делу об административном правонарушении и 7 — на определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенные региональными отделениями ФСФР России. 37 жалоб на постановления по делу об административном правонарушении и 7 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении были рассмотрены, 6 жалоб оставлены без рассмотрения. Из них 18 постановлений и 6 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенных региональными отделениями ФСФР России, оставлены без изменения, а жалобы — без удовлетворения; 17 постановлений и 1 определение, вынесенные региональными отделениями ФСФР России, отменены, а по 2 постановлениям изменен размер штрафа. По итогам 2007 г. всеми региональными отделениями рассмотрены и приняты решения по 6 023 жалобам.  

     Приказ  ФСФР от 20 апреля 2005 г. № 05-17/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка» (далее - Положение о специалистах) отменил Постановление ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. № 03-47/пс «О специалистах рынка ценных бумаг» (далее - Постановление № 03-47/пс. В отличие от ранее действовавшего регулирования, Положение о специалистах распространяется также на кредитные организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг (за исключением квалификационных требований к руководителям высшего звена)3, и на организации, лишь намеревающиеся осуществлять деятельность на финансовом рынке и направившие соответствующее заявление в ФСФР. 
          Одним из важных достоинств нового Положения о специалистах является то, что, несмотря на введение аттестатов нового образца, квалификационные аттестаты, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и Федеральной службой по финансовым рынкам до вступления в силу положения и имеющие бессрочный характер, сохраняют свое действие. Положение о специалистах не накладывает на лиц, уже имеющих квалификационные аттестаты, обязанности по сдаче дополнительного экзамена или прохождению переподготовки. Именно такие требования были установлены Постановлением № 03-47/пс, отменившим действовавшее до него Постановление ФКЦБ от 5 июля 2002 г. № 27/пс <О системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

     Положительным нововведением является то, что четко  описаны функции специалистов применительно  ко всем видам деятельности, осуществляемым на финансовом рынке. Как указывалось ранее, специалистом брокерской компании является лицо, в чьи обязанности входит осуществление сделок с ценными бумагами, а также подписание отчетов клиентов. Таким образом, исходя из указанных выше формулировок, все трейдеры брокерской компании (лица, осуществляющие сделки с ценными бумагами) обязаны иметь квалификационные аттестаты, в то время как согласно ранее действовавшему положению не менее половины специалистов профессионального участника рынка ценных бумаг должны были соответствовать квалификационным требованиям. При этом положение не установило срока, в течение которого уровень квалификации специалистов - сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг - должен быть приведен в соответствие с новыми запросами, что теоретически создает угрозу привлечения к ответственности профессионального участника рынка ценных бумаг за нарушение лицензионных требований.  

     Минюст  РФ 21 сентября 2009г. зарегистрировал  приказ ФСФР, повышающий нормативы  достаточности собственных средств  профучастников рынка ценных бумаг. По мнению "Национальной ассоциации участников фондового рынка", повышение  нормативов приведет к снижению рентабельности и уходу с рынка региональных профучастников. Представители профучастников не разделяют опасений ассоциации, полагая, что угрозы для рынка  нет, и это решение не скажется на клиентах.  Приказ ФСФР, повышающий нормативы достаточности собственных  средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, в частности, увеличивает норматив достаточности  собственных средств для дилерской  и брокерской деятельности, а также для деятельности по управлению ценными бумагами с уровня 5 млн. руб. для дилерской деятельности и 10 млн. руб. для брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами до уровня 35 млн. руб. с 1 июля 2010 г, а с 1 июля 2011 г – до уровня 50 млн. руб.

     Профучастники разошлись в оценках этой инициативы регулятора. По мнению НАУФОР, данное повышение  требований к собственным средствам  профучастников направлено против малого бизнеса и не соответствует подготовленной ФСФР Стратегии развития финансового  рынка. Согласно проведенному НАУФОР опросу, 158 компаний из 323, сдавших во 2-м квартале 2009 г отчетность через ассоциацию, должны будут привести свои собственные  средства в соответствие с новыми требованиями к средине следующего года. При этом круг операций, которые  осуществляют эти 158 компаний, достаточно узок. В основном, они являются субброкерами, которые не дают маржинальных "плечей" и не хранят активы клиентов. Средний  штат этих компаний – семь человек. При этом около 40 проц компаний обслуживают  менее 10 клиентов, и более половины – клиентов одного населенного пункта.

     НАУФОР  отмечает, что 20 % из 158 компаний планируют  прекратить свою деятельность, а еще 12 %будут искать возможности объединиться с другими и прекратят свою деятельность, если это не получится. Скорее всего, число компаний, которые  прекратят свою деятельность больше, считает НАУФОР. Причиной этого ассоциация называет тот факт, что большая  часть региональных компаний, чье  положение сложнее, не сдает отчетность в НАУФОР. Ассоциация также полагает, что после того как новые нормативы  достаточности собственных средств  вступят в силу, рентабельность компаний снизится примерно в 4 раза. Введение новых  нормативов не усилит, а наоборот ухудшит  положение компаний, особенно с учетом отсутствия в настоящее время  ресурсов на капитализацию, полагает НАУФОР.  

2.2.Анализ  организации деятельности  саморегулируемых  организации 

     Помимо  федерального и регионального уровней  регулирования рынка ценных бумаг, важным элементом системы регулирования  являются саморегулируемые организации  профессиональных участников рынка  ценных бумаг (СРО). Их роль заключается  в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками  рынка, вырабатывать более детальные, чем ФСФР, нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем  самым приближать регулятора рынка  к его участнику. В то же время  и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в  ряде случаев - в контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше  выполняет орган, расположенный  ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является СРО. В соответствии со ст. 48 Закона саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Порядок осуществления деятельности и правовое положение саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг определен также в Положении о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденном постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 года N 24, где говорится, что “саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг является основанная на членстве некоммерческая организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг”, которая признается ФКЦБ. В соответствии с Положением ФКЦБ России предоставляет саморегулируемым организациям достаточно широкие регулятивные полномочия, оставляя за собой право контролировать их деятельность в части реализации указанных полномочий и требовать корректировки их деятельности в случае отклонения от заданных параметров. В Положении также определено, что целями деятельности саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:

  • развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;
  • повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

       Саморегулируемая организация обязана:

  • выполнять требования Федеральной службы, направленные на поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Положения и иных нормативных актов Федеральной службы, нормативных актов других органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, принятых по согласованию с Федеральной службой, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;
  • осуществлять активное взаимодействие с Федеральной службой, ее региональными отделениями, другими органами, осуществляющими регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, и другими саморегулируемыми организациями в целях достижения эффективного регулирования рынка ценных бумаг и избежания двойного регулирования;
  • представлять в Федеральную комиссию отчетность, включая ежеквартальные отчеты, в соответствии с настоящим Положением и иными актами Федеральной службы;
  • исполнять обязательные для исполнения предписания Федеральной службы и своевременно направлять в Федеральную службу отчеты об их исполнении;
  • участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых Федеральной службой;
  • вести базы данных, содержащие информацию о ее членах;
  • создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами саморегулируемой организации или заключать соответствующие договоры с постоянно действующими третейскими судами;
  • неукоснительно выполнять требования, содержащиеся в уставе и внутренних документах саморегулируемой организации.

Информация о работе Регулирование брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг