Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
Углубленный анализ коэффициентов
проводится в случаях их резкого
или систематического изменения
в динамике. В этих случаях для
выявления количественного
№ 22
№ 23
Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами.
Рентабельным является такое состояние деятельности, когда на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и накапливается прибыль. Противоположным состоянием является убыточность, когда денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.
Показатели эффективности харак
Анализ эффективности
деятельности предприятия проводится
по группам относительных
1. Расходные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе деятельности. К таким показателям относятся:
1.1. Рентабельность продукции – рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи к себестоимости реализованной продукции, показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов;
1.2. Рентабельность операционной деятельности – рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам, показывает, сколько получено прибыли от операционной деятельности с 1 рубля операционных расходов;
1.3. Рентабельность обычной деятельности – показывает, сколько получено прибыли от обычной деятельности с 1 рубля обычных расходов; рентабельность хозяйственной деятельности;
1.4. Коэффициент
покрытия производственных
1.5. Коэффициент окупаемости – рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу, показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода.
2. Ресурсные показатели рентабельности рассчитываются, если необходимо определить доходность ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся:
2.1. Рентабельность предприятия, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;
2.2. Рентабельность
собственного капитала показыва
2.3. Рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;
2.4. Коэффициенты
покрытия активов, окупаемости
активов, покрытия
3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистой прибыли предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр.
Рентабельность реализации
рассчитывается в целом по предприятию
и по отдельным видам продукции.
Для расчета приведенных
Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.
Детерминированный факторный анализ основывается на методике изучения влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является функциональной. Последнее означает, что обобщающий показатель представляет собой либо произведение, либо частное от деления, либо алгебраическую сумму отдельных факторов.
Стохастический факторный
В условиях наличия функциональной
взаимосвязи с изменением аргумента
всегда имеет место и соответствующе
изменение функции. При наличии
же вероятностной взаимосвязи
Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.
Первый вид анализа осуществляе
Методы, применяемые в факторном анализе. Схема №2
Виды факторного анализа |
Методы, применяемые в данном виде анализа |
Детерминированный факторный анализ |
Метод (способ, прием) цепных подстановок |
Способы абсолютных и относительных разниц | |
Балансовый метод | |
Индексный метод | |
Логарифмический метод | |
Интегральный метод | |
Другие методы | |
Стохастический факторный анализ |
Корреляционный метод |
Регрессионный метод | |
Дисперсионный метод | |
Метод кластерного анализа | |
Другие методы |
Наибольшую полноту и глубину аналитического исследования, наибольшую точность результатов анализа обеспечивает применение экономико-математических методов исследования.
Эти методы имеют ряд преимуществ
перед традиционными и
Так, они обеспечивают более
точное и детальное исчисление влияния
отдельных факторов на изменение
величин экономических
№ 27
Существуют традиционные показатели,
характеризующие
1 Коэффициент абсолютной ликвидности.
Считается, что предприятие платежеспособно,
если этот коэффициент не ниже 0,2.
2 Коэффициент немедленной ликвидности
(промежуточный коэффициент покрытия).
Этот коэффициент должен быть не ниже
1.
3 Коэффициент общей ликвидности (общий
коэффициент покрытия). Считается, что
если величина этого показателя не ниже
2-х, то предприятие способно погасить
сбои краткосрочна обязательства, не создав
затруднений для дальнейшего процесса
производства товаров (работ, услуг).
Так для надежных заемщиков – коэффициент
абсолютной ликвидности – 0,2…0,25; коэффициент
мгновенной ликвидности – 0,7…0,8; коэффициент
общей ликвидности – 1…2.
В расчетах показателей платежеспособности
участвуют дебиторская задолженность
и материальные оборотные средства (запасы).
В зависимости от того, насколько быстро
они превращаются в наличные деньги зависит
финансовое положение предприятия, его
платежеспособность. С целью определения
указанной ситуации определяется коэффициент
оборачиваемости счетов дебиторов, которой
рассчитывается как отношение выручки
от реализации (отчет о финансовых результатах,
Ф № 2 ) к объему дебиторской задолженности.
Чем выше этот показатель, тем быстрее
дебиторская задолженность превращается
в наличные деньги, тем выше кредитоспособность
заемщика.
Коэффициент привлечения средств отражает
степень финансовой независимости от
заемных источников. Определяется этот
показатель как отношение кредиторской
задолженности к сумме текущих активов
или одной их составной части. Чем ниже
уровень этого коэффициента, тем выше
кредитоспособность клиента.
По каждому из перечисленных показателей
кредитоспособности оцениваются разные
стороны финансового положения заемщика
и для принятия объективного решения необходимо
анализировать не один, а совокупность
показателей.
До настоящего времени среди экономистов
нет единого мнения по вопросу содержания
категории «кредитоспособность». Так,
авторы одной из методик понимают под
кредитоспособностью заемщика «его способность
своевременно и полно рассчитываться
по своим обязательствам», что сужает
понятие кредитоспособности до понятия
платежеспособности (см. таблицу 1).
Авторы другой методики считают, что кредитоспособность
представляет собой оценку банком заемщика
с точки зрения возможности и целесообразности
предоставления ему кредита и определяет
вероятность своевременного возврата
ссуд и выплаты процентов по ним в будущем.
Таблица 1 - Сравнительный анализ терминов
«кредитоспособность» и «платежеспособность»
База сравнения
Платежеспособность
Кредитоспособность
1
2
3
1. Величина
обязательств
Все обязательства предприятия: задолженность
перед поставщиками и подрядчиками, рабочими
и служащими по зарплате, пред бюджетом
и внебюджетными фондами, перед участниками
и акционерами по выплате дивидендов,
перед банками и прочими кредиторами и
т.д.
Обязательства по полученным
Кредитоспособность организации – это ее способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам с банком. Перечень показателей, характеризующих
кредитоспособность организации, зависит
от состояния кредитных отношений
банка с заемщиком. Определение
кредитоспособности клиента представляет
собой комплексную оценку его
финансового состояния, позволяющую
принять обоснованные решения о
выдаче кредита или нецелесообразности
кредитных отношений с Анализ кредитоспособности предполагает изучение:
|
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику.
Критерии кредитоспособности клиента
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица, степень ответственности за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка.
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического лица.
Способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью деятельности заемщика, его денежными потоками.
Для такого критерия кредитоспособности клиента, как капитал, наиболее важны два аспекта оценки: достаточность капитала (анализируется на основе требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком).
Под обеспечением кредита
понимается стоимость активов заемщика
и конкретный вторичный источник
погашения долга (залог, гарантия, поручительство,
страхование), предусмотренный в
кредитном договоре. Если соотношение
стоимости активов и долговых
обязательств имеет значение для
погашения ссуды в банке в
случае объявления заемщика банкротом,
то качество конкретного вторичного
источника гарантирует
Условия, в которых совершается кредитная операция (текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень внешнего риска банка.
Последний критерий — контроль, т.е. законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора.
Способами оценки кредитоспособности клиента банка являются:
Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки.
Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.