Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения основных направлений развития банков являются одними из ключевых проблем современного экономического развития общества. От способов, сроков, стоимости привлеченных средств, а также от размера собственных средств банка, структуры его ресурсов во многом зависят финансовые результаты деятельности кредитной организации, а также возможности для увеличения вложений в экономику страны и расширения спектра услуг, оказываемых клиентам банка.
Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания активов и пассивов коммерческого банка
1.1. Сущность и структура активов коммерческого банка
I.2. Сущность и структура пассивов коммерческого банка
1.3. Управление структурой активов и пассивов коммерческого банка
2. Анализ структуры активов и пассивов на примере Сбербанка
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка
2.2. Анализ структуры активов и пассивов Сбербанка
2.3. Перспективы управления активами и пассивами Сбербанка
Заключение
Список используемой литературы
Однако, несмотря на то, что субординированный кредит не подлежит погашению по инициативе его владельца, он продолжает оставаться срочным долговым обязательством с фиксированным сроком возврата и, как правило, не может быть полностью использован для покрытия убытков банка, что послужило основанием для введения дополнительных ограничений на его величину. В частности, субординированный кредит используется в качестве элемента дополнительного капитала, не может превышать 50% стоимости основного капитала и должен подвергаться амортизации.
Эффективность функционирования собственного капитала банка во многом зависит от количества и качества тех компонентов, которые формируют состав его источников [3, 13, 19].
Структура собственного капитала банка может меняться в зависимости от ряда факторов: качества активов, использования собственной прибыли и политики банка по обеспечению его капитальной базы.
Привлеченные (заемные) средства — средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. Они являются основным источником ресурсов коммерческого банка (70—80% всех банковских ресурсов). Этим коммерческие банки отличаются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка приходится 20 - 30%, в то время как у коммерческих предприятий она находится на уровне 50—60%. Эту разницу можно объяснить характерной особенностью банковского бизнеса — выполнять роль финансового посредника. Кроме того, привлечение временно свободных денежных средств обходится коммерческому банку значительно дешевле, чем операции по увеличению собственного капитала банка [22, 40].
С развитием рыночных отношений, с появлением новых способов аккумулирования временно свободных денежных средств физических и юридических лиц структура привлеченных ресурсов претерпела существенные изменения. Привлеченные ресурсы по способу их аккумулирования делятся на депозиты (основная часть) и недепозитные привлеченные средства.
Депозиты — это денежные средства юридических и физических лиц, привлеченные в результате проведения банком операций по открытию и ведению счетов клиентов, приема вкладов (депозитов), выпуска собственных ценных бумаг в виде долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) [8, 16, 39,].
Недепозитные привлеченные средства носят характер займов, так как приобретаются банком по его собственной инициативе, в основном на межбанковском рынке (реже у Центрального банка РФ). Они имеют неперсонифицированный характер, т.е. не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе; инициатива их привлечения принадлежит самому банку. Недепозитными привлеченными ресурсами пользуются преимущественно крупные банки. Приобретаются недепозитные средства крупными суммами, их называют операциями оптового характера [11, 13].
Современная банковская практика характеризуется разнообразием депозитов и депозитных счетов, открываемых клиентам банка. Это обусловлено стремлением банков в условиях сегментированного высококонкурентного рынка более полно удовлетворить спрос разных групп клиентов на банковские услуги и привлечь их сбережения и свободные денежные капиталы на банковские счета. Обязательное условие совершения операций с денежными средствами клиентов — заключение в письменной форме договора банковского вклада.
Привлеченные средства клиентов банка классифицируют по срокам, видам договоров, категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств, выплачиваемым процентам, возможности получения льгот по активным операциям банка и др.
Средства клиентов банка по срокам привлечения делятся на [13, 16]:
- средства на расчетных и текущих счетах;
- средства на счетах до востребования;
- срочные вклады и депозиты.
Особенность средств, хранящихся на расчетных и текущих счетах,— их высокая ликвидность. Денежные средства на такие счета зачисляются и снимаются по мере их поступления или востребования владельцами счетов. Отличительными свойствами этой группы привлеченных средств [10, 17]:
- взнос и изъятие денег осуществляются в любое время без ограничений;
- владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде твердой месячной ставки или в процентах к дебетовому обороту по счету;
- банк за хранение денежных средств на расчетных и текущих счетах устанавливает невысокие процентные ставки.
В зависимости от срока, на который заключен договор банковского вклада, различают депозиты до востребования, срочные депозиты и сберегательные вклады [11, 40].
Депозиты до востребования открывают клиентам банка (юридическим и физическим лицам), если не указывается срок востребования денежных средств. Разновидностью депозита до востребования можно считать депозит для расчетов с использованием банковских карт. Особенность этого депозита — право владельца счета осуществлять расчеты и получать наличные деньги в рамках установленного лимита.
Срочные депозиты — денежные средства юридических и физических лиц, внесенные на оговоренные договорами сроки. С физическими лицами кредитные организации могут заключать также договоры сберегательного вклада на определенный срок. Средства по срочным договорам банковского вклада с физическими лицами могут быть востребованы их владельцами ранее установленного договором срока. По срочным депозитам юридических лиц возврат денежных средств осуществляется по истечении срока, если иное не оговорено договором депозитного вклада.
Срочный депозит (сберегательный вклад) может быть внесен на срок: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; на срок свыше 3 лет. По срочным депозитным и сберегательным вкладам выплачиваются повышенные по сравнению с депозитами до востребования проценты, которые дифференцируются в зависимости от суммы и срока вклада. Срочные депозиты — наиболее стабильная часть привлекаемых ресурсов, позволяющая банкам осуществлять средне- и долгосрочное кредитование.
Наиболее характерные особенности срочных депозитов [10, 17]:
- не могут использоваться для расчетов и на них не выписываются расчетные документы;
- средства на счетах оборачиваются медленно;
- уплачивается фиксированный процент, максимальный уровень процентной ставки в отдельные периоды может регулироваться центральными банками;
- устанавливается требование о предварительном уведомлении вкладчиком банка об изъятии денег;
- применяется более низкая норма отчислений в фонд обязательных резервов.
Сберегательные вклады в отечественной банковской практике открываются только физическим лицам. За рубежом они могут открываться также некоммерческим организациям и деловым фирмам. Уплачиваемые по сберегательным счетам проценты обычно ниже, чем проценты по срочным депозитам [22].
Существуют разные виды сберегательных вкладов, открываемых физическим лицам: срочные, срочные с дополнительными взносами, выигрышные, целевые, текущие, с предварительным уведомлением об изъятии средств и др.
В объеме привлеченных средств денежные средства клиентов банка, хранящиеся на расчетных и текущих счетах, и депозиты до востребования занимают большое место, поэтому банкам важно определить неснижаемый их остаток с целью использования этих средств для размещения в активные операции на длительные сроки.
В России коммерческие банки для привлечения денежных средств выпускают ценные бумаги: акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, простые финансовые векселя [10, 39].
Вновь создаваемые коммерческие банки для формирования уставного капитала выпускают обыкновенные акции, действующие коммерческие банки с целью увеличения уставного капитала — обыкновенные и привилегированные акции. Путем выпуска акций банки пополняют собственные средства.
Привлеченные средства банки формируют путем продажи собственных долговых обязательств: сертификатов, векселей и облигаций. Другими недепозитными источниками привлечения средств являются займы на межбанковском рынке, операции РЕПО.
Межбанковские кредиты обеспечивают поддержание ликвидности банка и обеспечение рентабельного вложения средств. Предоставление их происходит в разовом порядке и в форме открытия кредитной линии на конкретный банк [19, 22].
Ресурсы банков могут пополняться за счет кредитов Банка России. В порядке рефинансирования при обязательном соблюдении банками экономических нормативов и резервных требований Банк России предоставляет [17]: овернайт, внутридневной и ломбардный (на основе генерального соглашения, заключаемого между кредитной организацией и Главным территориальным управлением Банка России) кредиты.
В целом структура банковских ресурсов коммерческих банков разнообразна, что объясняется индивидуальными особенностями их деятельности.
В современной банковской практике управление активами и пассивами рассматривается как интегрированный подход к управлению балансом банка, который рассматривается как единое целое и направлено на достижение общей цели повышения доходов за приемлемого уровня риска.
Сущность управления активами и пассивами заключается в формировании стратегий и проведении операций, которые приводят структуру баланса банка в соответствие с его стратегическими программами. Обычно основная цель управления активами и пассивами состоит в максимизации величины маржи (разности между процентными поступлениями и процентными издержками) при приемлемом уровне риска; в поддержании процентных доходов и валютного положения банка в заданных диапазонах, с условием сохранения ликвидных средств в разумных пределах [18, 21].
Управление активами и пассивами помогает четко решить следующие проблемы [15, 18]:
- привлечения средств (в том числе определения сроков и ставок);
- распределения свободных средств;
- вложений в основные средства;
- поддержания собственного капитала и т.п.
Задачи управления активами и пассивами следующие:
- подборка и очистка исходных данных;
- систематизация баланса;
- моделирование финансовых характеристик текущих счетов;
- моделирование роста и развития баланса в зависимости от бизнес-стратегий и внешних факторов.
Банки рассматривают свои портфели активов и пассивов как единое целое, направленное на достижение общей цели. Такой способ управления вполне обоснован, поскольку в реальной действительности все банковские портфели тесно взаимосвязаны и в значительной мере влияют друг на друга.
Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, предоставляет менеджменту возможность управлять риском процентных ставок и риском ликвидности, координировать решения относительно источников финансирования и направлений размещения средств. Поэтому в современных условиях нестабильности финансовых рынков и роста рискованности деятельности сбалансированное управление активами и пассивами рассматривается как наиболее эффективный подход к управлению коммерческим банком [15, 38].
Но такое понимание взаимосвязи активов и пассивов не всегда было характерно для банкиров. Учитывая историческое развитие методов управления коммерческим банком различают три основных подхода к решению данной проблемы: стратегия управления активами; стратегия управления пассивами; стратегия сбалансированного управления активами и пассивами.
Стратегия управления активами. Эта стратегия преобладала в международной банковской практике до 60-х годов нашего века. При таком подходе банкиры воспринимали источники формирования ресурсов - обязательства и капитал - как такие, которые не зависят от банковской деятельности, а определяются, в основном, возможностями и потребностями клиентов и акционеров банка. Предполагалось, что размер, виды и структура обязательств, которые мог привлечь банк, обуславливались населением. Ключевая сфера принятия решений руководством банка была связана не с привлечением средств, а с размещением активов. Управленческие решения в основном, касались того, кому предоставлять ограниченные объемы имеющихся кредитных ресурсов и какими должны быть условия займа [16, 18].
Потребности ликвидности для такого подхода удовлетворялись за счет поддержания значительной части активов в высоколиквидной форме, приобретения достаточного количества государственных ценных бумаг, а также благодаря разумному управлению кредитами. Большинство банковских займов в таком случае должны быть краткосрочными или выданным на сроки, соответствующие сезонным потребностям клиентов, с равномерным погашением в течение всего делового цикла. Но на практике банковский актив номер один - займы - не всегда отвечает этим требованиям, особенно когда экономика находится в стадии упадка. В этих условиях необходима реструктуризация некоторых видов кредитов (например, пролонгация), а значит, нужны поиски новых источников средств для поддержания этих кредитов [18, 21].
Преимущества стратегии управления активами заключаются в относительной простоте применения, поскольку решения принимаются только относительно одного аспекта банковской деятельности - размещение активов, а для управления ликвидностью применяются простейшие методы, которые не требуют значительных ресурсных затрат. Банку не имеет смысла привлекать высококвалифицированный персонал, благодаря чему удается сокращать расходы на подготовку и оплату труда специалистов. Такой подход не максимизирует прибыль банка.
Информация о работе Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ