Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения основных направлений развития банков являются одними из ключевых проблем современного экономического развития общества. От способов, сроков, стоимости привлеченных средств, а также от размера собственных средств банка, структуры его ресурсов во многом зависят финансовые результаты деятельности кредитной организации, а также возможности для увеличения вложений в экономику страны и расширения спектра услуг, оказываемых клиентам банка.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания активов и пассивов коммерческого банка
1.1. Сущность и структура активов коммерческого банка
I.2. Сущность и структура пассивов коммерческого банка
1.3. Управление структурой активов и пассивов коммерческого банка
2. Анализ структуры активов и пассивов на примере Сбербанка
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка
2.2. Анализ структуры активов и пассивов Сбербанка
2.3. Перспективы управления активами и пассивами Сбербанка
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 667.00 Кб (Скачать документ)

Однако, несмотря на то, что субординированный кредит не подле­жит погашению по инициативе его владельца, он продолжает оставать­ся срочным долговым обязательством с фиксированным сроком воз­врата и, как правило, не может быть полностью использован для по­крытия убытков банка, что послужило основанием для введения дополнительных ограничений на его величину. В частности, суборди­нированный кредит используется в качестве элемента дополнительно­го капитала, не может превышать 50% стоимости основного капитала и должен подвергаться амортизации.

Эффективность функционирования собственного капитала банка во многом зависит от количества и качества тех компонентов, кото­рые формируют состав его источников [3, 13, 19].

Структура собственного капитала банка может меняться в зависимости от ряда факторов: качества активов, использова­ния собственной прибыли и политики банка по обеспечению его капитальной базы.

Привлеченные (заемные) средства — средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. Они являются основным источником ресурсов коммерческого банка (70—80% всех банковских ресурсов). Этим коммерческие банки отлича­ются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка приходится 20 - 30%, в то время как у коммерческих предприя­тий она находится на уровне 50—60%. Эту разницу можно объяснить характерной особенностью банковского бизнеса — выполнять роль финансового посредника. Кроме того, привлечение временно свобод­ных денежных средств обходится коммерческому банку значительно дешевле, чем операции по увеличению собственного капитала банка [22, 40].

С развитием рыночных отно­шений, с появлением новых способов аккумулирования временно свободных денежных средств физических и юридических лиц структура привлеченных ресурсов претерпела существенные из­менения. Привлеченные ресурсы по способу их аккумулирова­ния делятся на депозиты (основная часть) и недепозитные привлеченные средства.

Депозиты — это денежные средства юридических и физических лиц, привлеченные в результате проведения банком операций по от­крытию и ведению счетов клиентов, приема вкладов (депозитов), вы­пуска собственных ценных бумаг в виде долговых обязательств (депо­зитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) [8, 16, 39,].

Недепозитные привлеченные средства носят характер займов, так как при­обретаются банком по его собственной инициативе, в основном на межбанковском рынке (реже у Центрального банка РФ). Они имеют неперсонифицированный характер, т.е. не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе; инициатива их привлечения принадлежит самому банку. Недепозитными привлеченными ресурсами пользуются преимущественно круп­ные банки. Приобретаются недепозитные средства крупными суммами, их называют операциями оптового характера [11, 13].

Современная банковская практика характеризуется разно­образием депозитов и депозитных счетов, открываемых клиен­там банка. Это обусловлено стремлением банков в условиях сег­ментированного высококонкурентного рынка более полно удовлетворить спрос разных групп клиентов на банковские услу­ги и привлечь их сбережения и свободные денежные капиталы на банковские счета. Обязательное условие совершения операций с де­нежными средствами клиентов — заключение в письменной фор­ме договора банковского вклада.

Привлеченные средства клиентов банка классифицируют по срокам, видам договоров, категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств, выплачиваемым процентам, воз­можности получения льгот по активным операциям банка и др.

Средства клиентов банка по срокам привлечения делятся на [13, 16]:

- средства на расчетных и текущих счетах;

- средства на счетах до востребования;

- срочные вклады и депозиты.

Особенность средств, хранящихся на расчетных и текущих счетах,— их высокая ликвидность. Денежные средства на та­кие счета зачисляются и снимаются по мере их поступления или востребования владельцами счетов. Отличительными свой­ствами этой группы привлеченных средств [10, 17]:

- взнос и изъятие денег осуществляются в любое время без ограничений;

- владелец счета уплачивает банку комиссию за пользо­вание счетом в виде твердой месячной ставки или в про­центах к дебетовому обороту по счету;

- банк за хранение денежных средств на расчетных и теку­щих счетах устанавливает невысокие процентные ставки.

В зависимости от срока, на который заключен договор банковского вклада, различают депозиты до востребования, срочные депозиты и сберегательные вклады [11, 40].

Депозиты до востребования открывают клиентам бан­ка (юридическим и физическим лицам), если не указывается срок востребования денежных средств. Разновидностью де­позита до востребования можно считать депозит для расчетов с использованием банковских карт. Особенность этого депози­та — право владельца счета осуществлять расчеты и получать наличные деньги в рамках установленного лимита.

Срочные депозиты — денежные средства юридических и физических лиц, внесенные на оговоренные договорами сро­ки. С физическими лицами кредитные организации могут за­ключать также договоры сберегательного вклада на определенный срок. Средства по срочным договорам банковского вклада с физическими лицами могут быть востребованы их владель­цами ранее установленного договором срока. По срочным де­позитам юридических лиц возврат денежных средств осуще­ствляется по истечении срока, если иное не оговорено договором депозитного вклада.

Срочный депозит (сберегательный вклад) может быть вне­сен на срок: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; на срок свыше 3 лет. По срочным депозитным и сберегательным вкладам выплачиваются повышенные по сравнению с депозитами до востребования про­центы, которые дифференцируются в зависимости от суммы и срока вклада. Срочные депозиты — наиболее стабильная часть привлекаемых ресурсов, позволяющая банкам осуществлять средне- и долгосрочное кредитование.

Наиболее характерные особенности срочных депозитов [10, 17]:

- не могут использоваться для расчетов и на них не выпи­сываются расчетные документы;

- средства на счетах оборачиваются медленно;

- уплачивается фиксированный процент, максимальный уровень процентной ставки в отдельные периоды может регулироваться центральными банками;

- устанавливается требование о предварительном уведом­лении вкладчиком банка об изъятии денег;

- применяется более низкая норма отчислений в фонд обя­зательных резервов.

Сберегательные вклады в отечественной банковской прак­тике открываются только физическим лицам. За рубежом они могут открываться также некоммерческим организациям и де­ловым фирмам. Уплачиваемые по сберегательным счетам про­центы обычно ниже, чем проценты по срочным депозитам [22].

Существуют разные виды сберегательных вкладов, откры­ваемых физическим лицам: срочные, срочные с дополнитель­ными взносами, выигрышные, целевые, текущие, с предвари­тельным уведомлением об изъятии средств и др.

В объеме привлеченных средств денежные средства кли­ентов банка, хранящиеся на расчетных и текущих счетах, и де­позиты до востребования занимают большое место, поэтому банкам важно определить неснижаемый их остаток с целью ис­пользования этих средств для размещения в активные опера­ции на длительные сроки.

В России коммерческие банки для привлечения денежных средств выпускают ценные бумаги: акции, облигации, депозит­ные и сберегательные сертификаты, простые финансовые век­селя [10, 39].

Вновь создаваемые коммерческие банки для формирова­ния уставного капитала выпускают обыкновенные акции, дей­ствующие коммерческие банки с целью увеличения уставного капитала — обыкновенные и привилегированные акции. Пу­тем выпуска акций банки пополняют собственные средства.

Привлеченные средства банки формируют путем продажи собственных долговых обязательств: сертификатов, векселей и облигаций. Другими недепозитными источниками привлече­ния средств являются займы на межбанковском рынке, опера­ции РЕПО.

Межбанковские кредиты обеспечивают поддержание лик­видности банка и обеспечение рентабельного вложения средств. Предоставление их происходит в разовом порядке и в форме от­крытия кредитной линии на конкретный банк [19, 22].

Ресурсы банков могут пополняться за счет кредитов Банка России. В порядке рефинансирования при обязательном соблюде­нии банками экономических нормативов и резервных требований Банк России предоставляет [17]: овернайт, внутридневной и лом­бардный (на основе генерального соглашения, заключаемого между кредитной организацией и Главным территориальным управлением Банка России) кредиты.

В целом структура банковских ресурсов коммерческих банков раз­нообразна, что объясняется индивидуальными особенностями их деятельности.

 

1.3. Управление структурой активов и пассивов коммерческого банка

В современной банковской практике управление активами и пассивами рассматривается как интегрированный подход к управлению балансом банка, который рассматривается как единое целое и направлено на достижение общей цели повышения доходов за приемлемого уровня риска.

Сущность управления активами и пассивами заключается в формировании стратегий и проведении операций, которые приводят структуру баланса банка в соответствие с его стратегическими программами. Обычно основная цель управления активами и пассивами состоит в максимизации величины маржи (разности между процентными поступлениями и процентными издержками) при приемлемом уровне риска; в поддержании процентных доходов и валютного положения банка в заданных диапазонах, с условием сохранения ликвидных средств в разумных пределах [18, 21].

Управление активами и пассивами помогает четко решить следующие проблемы [15, 18]:

- привлечения средств (в том числе определения сроков и ставок);

- распределения свободных средств;

- вложений в основные средства;

- поддержания собственного капитала и т.п.

Задачи управления активами и пассивами следующие:

- подборка и очистка исходных данных;

- систематизация баланса;

- моделирование финансовых характеристик текущих счетов;

- моделирование роста и развития баланса в зависимости от бизнес-стратегий и внешних факторов.

Банки рассматривают свои портфели активов и пассивов как единое целое, направленное на достижение общей цели. Такой способ управления вполне обоснован, поскольку в реальной действительности все банковские портфели тесно взаимосвязаны и в значительной мере влияют друг на друга.

Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, предоставляет менеджменту возможность управлять риском процентных ставок и риском ликвидности, координировать решения относительно источников финансирования и направлений размещения средств. Поэтому в современных условиях нестабильности финансовых рынков и роста рискованности деятельности сбалансированное управление активами и пассивами рассматривается как наиболее эффективный подход к управлению коммерческим банком [15, 38].

Но такое понимание взаимосвязи активов и пассивов не всегда было характерно для банкиров. Учитывая историческое развитие методов управления коммерческим банком различают три основных подхода к решению данной проблемы: стратегия управления активами; стратегия управления пассивами; стратегия сбалансированного управления активами и пассивами.

Стратегия управления активами. Эта стратегия преобладала в международной банковской практике до 60-х годов нашего века. При таком подходе банкиры воспринимали источники формирования ресурсов - обязательства и капитал - как такие, которые не зависят от банковской деятельности, а определяются, в основном, возможностями и потребностями клиентов и акционеров банка. Предполагалось, что размер, виды и структура обязательств, которые мог привлечь банк, обуславливались населением. Ключевая сфера принятия решений руководством банка была связана не с привлечением средств, а с размещением активов. Управленческие решения в основном, касались того, кому предоставлять ограниченные объемы имеющихся кредитных ресурсов и какими должны быть условия займа [16, 18].

Потребности ликвидности для такого подхода удовлетворялись за счет поддержания значительной части активов в высоколиквидной форме, приобретения достаточного количества государственных ценных бумаг, а также благодаря разумному управлению кредитами. Большинство банковских займов в таком случае должны быть краткосрочными или выданным на сроки, соответствующие сезонным потребностям клиентов, с равномерным погашением в течение всего делового цикла. Но на практике банковский актив номер один - займы - не всегда отвечает этим требованиям, особенно когда экономика находится в стадии упадка. В этих условиях необходима реструктуризация некоторых видов кредитов (например, пролонгация), а значит, нужны поиски новых источников средств для поддержания этих кредитов [18, 21].

Преимущества стратегии управления активами заключаются в относительной простоте применения, поскольку решения принимаются только относительно одного аспекта банковской деятельности - размещение активов, а для управления ликвидностью применяются простейшие методы, которые не требуют значительных ресурсных затрат. Банку не имеет смысла привлекать высококвалифицированный персонал, благодаря чему удается сокращать расходы на подготовку и оплату труда специалистов. Такой подход не максимизирует прибыль банка.

Информация о работе Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ