Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения основных направлений развития банков являются одними из ключевых проблем современного экономического развития общества. От способов, сроков, стоимости привлеченных средств, а также от размера собственных средств банка, структуры его ресурсов во многом зависят финансовые результаты деятельности кредитной организации, а также возможности для увеличения вложений в экономику страны и расширения спектра услуг, оказываемых клиентам банка.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания активов и пассивов коммерческого банка
1.1. Сущность и структура активов коммерческого банка
I.2. Сущность и структура пассивов коммерческого банка
1.3. Управление структурой активов и пассивов коммерческого банка
2. Анализ структуры активов и пассивов на примере Сбербанка
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка
2.2. Анализ структуры активов и пассивов Сбербанка
2.3. Перспективы управления активами и пассивами Сбербанка
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 667.00 Кб (Скачать документ)

 

Активы Сбербанка увеличились в 2010 году на 21,44% и составили 8 628,527 млрд. руб. В абсолютном выражении наиболее сильно выросли кредитный портфель и вложения банка в ценные бумаги.

Рассмотрим структуру кредитного портфеля [таблица 9, приложение 2] и портфеля ценных бумаг [таблица 10, приложение 2] более подробно.

Совокупный кредитный портфель Группы увеличился в 2010 году на 13,74% и составил 6 191,910 млрд. руб. [34].

Портфель кредитов корпоративным клиентам вырос за указный период на 14,2% и достиг 4 872,178 млрд. руб. Рост портфеля произошел в основном за счет увеличения доли коммерческих кредитов в портфеле банка, основная часть которых представлена крупнейшими российскими компаниями машиностроения, металлургической отрасли, пищевой промышленности и сельского хозяйства [30].

Таблица 9

Структура кредитного портфеля

 

Кредитование юридических лиц

на 31 дек. 2009г.

на 31 дек. 2010г.

Изменение

Сумма, млн.руб

% от суммы

Сумма, млн.руб

% от суммы

млн. руб

%

Коммерческое кредитование юридических лиц

2 206 322

40,53

2 708 692

43,75

502 370

22,77

Специализированное кредитование юридических лиц

2 059 984

37,84

2 163 486

34,94

103 502

5,02

Итого корпоративное кредитование

4 266 306

78,37

4 872 178

78,69

605 872

14,20

Кредитование физических лиц

на 31 дек. 2009г.

на 31 дек. 2010г.

Изменение

Сумма, млн.руб

% от суммы

Сумма, млн.руб

% от суммы

млн. руб

%

Потребительские и прочие ссуды физическим лицам

564 364

10,37

635 689

10,27

71 325

12,64

Жилищное кредитование физических лиц

512 787

9,42

603 778

9,75

90 991

17,74

Автокредитование физических лиц

100 388

1,84

80 265

1,30

-20 123

-20,05

Итого кредитование физических лиц

1 177 539

21,63

1 319 732

21,31

142 193

12,08

Итого

5 443 845

100

6 191 910

100

748 065

13,74


 

Портфель кредитов физическим лицам увеличился в 2010 году на 12,08% — до 1 319,732 млрд. руб. в связи с ростом спроса на потребительские ссуды и жилищное кредитование на 12,6 и 17,7% соответственно [34].

Портфель инвестиционных ценных бумаг в наличии для продажи составляет 70,2% от инвестиций банка в ценные бумаги на 31 декабря 2010 года (рост за год на 50,85%). Рост данного портфеля наблюдался в основном в первом полугодии 2010 года, во многом за счет наличия у банка избыточной ликвидности. Во втором полугодии наблюдалось уменьшение указанного портфеля с одновременным увеличением кредитного портфеля. Портфель инвестиционных ценных бумаг в наличии для продажи состоит в основном из вложений в облигации Банка России — 33,9% портфеля, облигации федерального займа — 27,2% портфеля, корпоративные облигации — 22,6% [30].

Таблица 10

Структура портфеля ценных бумаг

 

Ценные бумаги

на 31 дек. 2009г.

на 31 дек. 2010г.

Изменение

Сумма, млн.руб.

% от суммы

Сумма, млн.руб.

% от суммы

млн. руб.

%

Инвестиционные ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи

848 674

79,75

1 280 264

70,20

431 590

50,85

Инвестиционные ценные бумаги, удерживаемые до погашения

0

0

358 191

19,64

358 191

0

Ценные бумаги, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков

124 439

11,69

106 875

5,86

-17 564

-14,11

Торговые ценные бумаги

91 022

8,55

78 318

4,29

-12 704

-13,96

Итого

1 064 135

100

1 823 648

100

759 513

71,37


 

В 2010 году Сбербанк начал формировать портфель инвестиционных ценных бумаг, удерживаемых до погашения. В указанный портфель включены долговые ценные бумаги со сроком погашения от 1 до 7 лет. По состоянию на 31 декабря 2010 года инвестиции банка в данный портфель составили 358,191 млрд. руб., или 19,64% от портфеля ценных бумаг банка. Наибольшую долю в портфеле инвестиционных ценных бумаг, удерживаемых до погашения, составляют облигации федерального займа в сумме 227,3 млрд. руб., что составляет 63,5% портфеля. Также значительную долю занимают субфедеральные и муниципальные облигации — 24,0% [29, 30].

Вложения Сбербанка в ценные бумаги, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков, составляют 106,875 млрд. руб., или 5,86% вложений банка в ценные бумаги. Более половины (58,7%) данного портфеля составляют облигации федерального займа. По сравнению с 2009 годом их доля выросла на 0,3 п.п. Доля акций корпоративных эмитентов увеличилась на 4,7 п.п. и составила на 31 декабря 2010 года 26,7 млрд. руб. Акции, главным образом, представлены долевыми бумагами первоклассных эмитентов [29, 31].

В торговый портфель ценных бумаг включаются инвестиции, вложения в которые носят краткосрочный характер. Инвестиции в указанный портфель составляют 4,29% от портфеля ценных бумаг банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Перспективы управления активами и пассивами Сбербанка

Эффективность управления активами и пассивами коммерческого банка является основой его стабильности и надежности. Стратегическая цель этого управления – создание качественного, масштабного и постоянно растущего потока чистого процентного дохода, т.е. максимизация разницы между процентными ставками привлечения и размещения средств при поддержании необходимого уровня ликвидности и риска. В свою очередь, процентными активами и пассивами управляют по соответствующим процентным циклам, определяющимся моментом изменения ставок процентов. Такое постоянное управление изменением структуры баланса, основанное на изучении и прогнозировании поведения рыночных процентных ставок является важной составляющей системы управления активами и пассивами банка [32].

Такие активы баланса, которые являются долгосрочными, не позволяют быстро менять его структуру, и этот фактор должен учитываться при формировании рациональных пропорций между статьями бухгалтерского баланса. Поскольку от качества управления активами и пассивами кредитной организации зависит в целом уровень ее финансового состояния, то очень важно, чтобы вопросами такого управления занималось специально выделенное структурное подразделение банка.

Хотя результативность деятельности банка во многом обусловлена результативностью его менеджмента, однако приведенная система оценки банка будет неполной без включения в нее анализа существующего уровня собственно менеджмента, генеральной целью которого как раз и является обеспечение стабильного финансового состояния кредитного учреждения. Именно от данного фактора финансового состояния банка самым непосредственным образом зависит и качество управления пассивами банка, и качество управления активами, и сами показатели финансового положения банка.

Особенностью банковского бизнеса являются традиционно низкое соотношение капитала и обязательств, в принципе неприемлемое для любого другого вида бизнеса, не связанного с финансовыми услугами. При этом важно, чтобы сумма капитала соответствовала рискам, присущим банковским активам, и обеспечивала тем самым платежеспособность банка в любой момент времени [37].

Основную долю в пассивах коммерческих банков, как правило, составляют средства клиентов, средства других банков, выпущенные банками долговые обязательства. Структура пассивов меняется в зависимости от текущей рыночной ситуации и обуславливает цену, а значит и доходность активных операций. При этом структура пассивов зависит от используемых банком стратегий и методов управления активами и пассивами.

Cтратегия управления активами и пассивами Сбербанка предполагает сознательную и находящуюся в непосредственной связи с динамикой изменения процентных ставок диверсификацию банком по срокам и суммам его структуры активов и пассивов. Эта стратегия отличается высокими рисками операций и высокими доходами, но низкой ликвидностью и устойчивостью финансового состояния банка. Она используется крупными банками, обладающими большими резервами и капиталом [32, 36].

Успешность такой стратегии в значительной мере зависит от того, насколько хорошо менеджеры банка владеют информацией как о состоянии финансового рынка и перспективах его развития, так и о собственном финансовом положении. Стратегия управления активами и пассивами Сбербанка требует от банка в разные периоды времени формирования и поддержания баланса, как с отрицательным, так и с положительным разрывом.

Коммерческие банки должны распределять привлеченные средства в различные виды активных операций не снижая прибыльность и ликвидность. Актив и пассив баланса коммерческого банка тесно связаны друг с другом. Выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя клиентам разнообразные услуги, банки постоянно контролируют состояние своих пассивов, следят за наличием свободных ресурсов, сроками востребования депозитов, стоимостью привлекаемых капиталов. Если приток ресурсов замедляется, банк вынужден пересмотреть свою политику в области активных операций, отказаться от выгодных предложений, погасить часть выданных кредитов, продать ценные бумаги. Связь между активными и пассивными операциями коммерческого банка чрезвычайно сложна. При увеличении стоимости ресурсов банковская маржа сократится, прибыль снизится и в результате банку будет необходим поиск более выгодных сфер вложения капитала для того, чтобы поправить дела банка. Необходима четкая координация всех сфер банковской деятельности [36].

Стратегическая цель Сбербанка — выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного первоклассного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности — работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством [30].

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи [32]:

• внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;

• обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания;

• сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза;

• усилить работу с корпоративными клиентами;

• привлечь в банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;

• увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;

• обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта;

• опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими;

• диверсифицировать ресурсную базу банка, в том числе используя внешнее фондирование;

• повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;

• достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции банка в экономику России;

• обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%;

• внедрить в банке полнофункциональную систему управления рисками;

• создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий.

• Повысить управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков и совершенствования технологии принятия решений.

Информация о работе Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ