Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения основных направлений развития банков являются одними из ключевых проблем современного экономического развития общества. От способов, сроков, стоимости привлеченных средств, а также от размера собственных средств банка, структуры его ресурсов во многом зависят финансовые результаты деятельности кредитной организации, а также возможности для увеличения вложений в экономику страны и расширения спектра услуг, оказываемых клиентам банка.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания активов и пассивов коммерческого банка
1.1. Сущность и структура активов коммерческого банка
I.2. Сущность и структура пассивов коммерческого банка
1.3. Управление структурой активов и пассивов коммерческого банка
2. Анализ структуры активов и пассивов на примере Сбербанка
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка
2.2. Анализ структуры активов и пассивов Сбербанка
2.3. Перспективы управления активами и пассивами Сбербанка
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 667.00 Кб (Скачать документ)

Стратегия управления активами имеет свою логику и в некоторых случаях, например в условиях жесткого регулирования видов депозитных и не депозитных источников средств и процентных ставок по ним, вполне оправдана [40].

Стратегия управления пассивами получила развития в международном банковском деле в течение 60 - 70-х годов нашего века. В этот период банки столкнулись с быстрым ростом процентных ставок и интенсивной конкуренцией в сфере привлечения средств. Банкиры начали уделять большое внимание поискам новых источников финансирования, а также контролю за структурой и стоимостью депозитных и не депозитных обязательств, что и дало толчок к формированию стратегии управления банком через управление пассивами. С этой целью банки начали реструктуризировать пассивы в направлении минимизации расходов по привлеченным средствам, что позволило увеличить прибыль и капитал. Выбор оптимальных соотношений между размерами различных видов депозитных источников и капиталом, которые обеспечивали желаемый уровень стабильности фондов, позволяет банкам предоставлять долгосрочные кредиты, которые являются высокодоходными, но более рисковыми и требуют долгосрочных инвестиций. Для обеспечения желаемого объема, структуры и уровня расходов за пассивами банки применяли как ценовые, так и не ценовые методы управления привлеченными средствами [17, 21, 24].

Стратегия управления пассивами банка не исключает параллельного управления активами, но проблема состоит в разграничении и автономном применении каждого из этих подходов. В таком случае структурные подразделения банка, которые отвечают за привлечение средств, организационно обособленные от кредитных и инвестиционных отделов, не имеют информации о возможных направлениях использования ресурсов. Главным недостатком стратегии управления пассивами является то, что обычно она применяется по принципу «чем больше, тем лучше», причем средства привлекаются без учета эффективных направлений их размещения. В период экономических подъемов, когда спрос на кредитные ресурсы возрастает, такой подход может быть оправданным и полезным. Но во время спадов, когда спрос на кредиты ограничен, несбалансированную подход к управлению активами и пассивами банка может привести к значительному сокращению прибылей и даже нанести ущерб [18, 24].

Стратегия сбалансированного управления активами и пассивами. Главной особенностью международных финансовых рынков в 80-е годы стала изменчивость процентных ставок, а следовательно, увеличение процентного риска банков. Если раньше главным риском банков был кредитный, то начиная с 80-х годов риском номер один в банковской сфере стал риск изменения процентной ставки. Это обусловило развитие сбалансированного подхода к одновременного управления активами и пассивами, который преобладает сейчас в мировой банковской практике [11, 21].

Сущность сбалансированной стратегии управления состоит в том, что банки рассматривают свои портфели активов и пассивов как единое целое, определяя роль совокупного портфеля в получении высокой прибыли за приемлемого уровня риска. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для формирования оптимальной структуры баланса и создания защиты от рисков, вызванных значительными колебаниями параметров финансовых рынков [18, 24].

Главная задача менеджмента - координировать решение относительно активов и пассивов внутри каждого отдельного банка, чтобы достичь наивысших результатов, максимально контролируя объемы, структуру, доходы и расходы как по активным, так и пассивными операциями банка. Контроль руководства банка над активами должен координироваться с контролем над пассивами, поскольку только в таком случае можно будет добиться внутреннего единства и благодаря этому максимизировать разницу между доходами и расходами.

Главная идея сбалансированной стратегии заключается в понимании того, что и доходы и расходы относятся к обеим сторонам банковского баланса.

Преимуществом данной стратегии является максимизация прибыли при условии приемлемого уровня процентного риска, а также возможность более взвешенного подхода к проблемам управления ликвидностью благодаря точному определению потребности в ликвидных средствах. Такая стратегия требует применения многих сложных методов и приемов и высокого уровня квалификации банковских менеджеров [21].

Необходимым условием эффективного применения этой стратегии с целью получения максимальной прибыли является возможность довольно точно предвидеть и прогнозировать изменения направления, величины и скорости движения процентных ставок. В странах с высоким уровнем инфляции, нестабильной политической и экономической ситуацией прогнозировать процентные ставки почти невозможно, а через это и использование некоторых методов управления активами и пассивами становится проблематичным.

Сбалансированная стратегия управления активами и пассивами реализуется на практике применением специальных подходов структурного балансирования и методов управления рисками. Самые распространенные среди них метод управления разрывом (геп-менеджмент), метод средневзвешенной срока погашения (дюрация) и операции с производными финансовыми инструментами, которые проводятся на срочном рынке в целях хеджирования рисков [21,38].

Таким образом, структура и качество активов в значительной степени определяют ликвидность и платежеспособность банка, а, следовательно, его надежность. От качества банковских активов зависят достаточность капитала и уровень принимаемых кредитных рисков, а от согласованности активов и пассивов по объемам и срокам – уровень принимаемых валютного и процентного рисков.

Структура пассивов характеризует условия формирования, а структура активов — условия размещения данных средств. Таким образом, воздействуя на один элемент, например пассивы мы обязательно воздействуем и на активы, так как оба этих понятия являются лишь проявлением качественных характеристик единого фонда средств, применяемого для достижения высокой прибыли и приемлемого уровня риска.

Суть управления активами и пассивами заключается в формировании тактики и осуществлении мероприятий, которые приводят структуру баланса в соответствие с его стратегией.

Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, предоставляет менеджменту возможность управлять риском процентных ставок и риском ликвидности, координировать решения относительно источников финансирования и направлений размещения средств. Поэтому в современных условиях нестабильности финансовых рынков и роста рискованности деятельности сбалансированное управление активами и пассивами рассматривается как наиболее эффективный подход к управлению коммерческим банком.

Структура активов и пассивов любого коммерческого банка отражает рыночную и внутреннюю политику его руководства и в значительной степени предопределяет дальнейшее развитие этого банка как экономической единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ структуры активов и пассивов на примере Сбербанка

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка

ОАО «Сбербанк России» – один из наиболее значимых финансовых институтов Центральной и Восточной Европы, крупнейший банк России и СНГ. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку [30].

В настоящее время Сбербанк России - это акционерное общество открытого типа с разделённым на акции капиталом.

Учредитель и основной акционер Банка – Банк России. По состоянию на дату закрытия реестра акционеров, Банку России принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка [29, 31]. Остальными акционерами Сбербанка являются более 263 тыс. юридических и физических лиц. Иностранные инвесторы в структуре капитала занимают более 32,1% [таблица 1].

Таблица 1

Структура акционеров Сбербанка

Категория акционеров

Доля в уставном капитале, %

Банк России

57,58

Юридические лица - нерезиденты

32,12

Частные инвесторы - резиденты

6,08

Юридические лица - резиденты

4,21

Частные инвесторы - нерезиденты

0,01


По данным журнала The Banker, в 2010 году Сбербанк занял 43-е место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира [30].

Сбербанк является первым банком в России по размеру активов. На конец 2010 года его активы составили более 8 628 млрд. рублей, это более четверти банковской системы России (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26%. Согласно The Bankers’ Almanac, по размеру активов Банк занимает 98-е место в мире.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае [29, 33].

Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.

Согласно уставу банка основной целью его деятельности является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.

1. Осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте с заключением в необходимых случаях соответствующих договоров:

1.1. привлечение денежных средств физических и   юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

1.2. размещение   привлеченных   денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности;

1.2.1. кредитование физических и юридических лиц на основании решений Кредитного комитета отделения;

1.3. операции и сделки с кредитными организациями и их филиалами по привлечению и размещению денежных средств; 

1.4. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

1.5. открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций и их филиалов;

1.6. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов, включая операции по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров, работ и услуг;

1.7. выпуск и распространение карт международных и российских платежных систем, членом которых является Сбербанк России, а  также карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов в соответствии с заключенными  Сбербанком России договорами, осуществление расчетов, включая расчеты с предприятиями торговли (услуг), и выдачу наличных денежных средств по операциям, совершаемым с использованием карт;

1.8. инкассация    денежных    средств,    векселей, платежных   и   расчетных  документов,  кассовое обслуживание физических и юридических лиц, доставку рублевой денежной наличности, иностранной валюты, иных ценностей;

Информация о работе Содержание активов и пассивов коммерческого банка на примере ОАО Сбербанк РФ