Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансового управления инновационной деятельности на примере предприятия ИП «Соловых» - как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия.
Задачами данной дипломной работы являются:
- изучить основные теоретические подходы к финансовому управлению инноваций и инновационного процесса;
- проанализировать организацию финансового управления инновационным процессом на предприятии ИП «Соловых»;
- дать рекомендации по совершенствованию финансового управления инновационным процессом на предприятии ИП «Соловых»;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность инновации в развитии предприятий ………...…..6
1.2. Инновационный процесс……………………………………………….13
1.3. Особенности и классификация инноваций в строительстве…………18
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП "Соловых"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ИП "Соловых"…………………………………………………………………………...24
2.2 Оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности ………27
2.3 Организация финансового управления инновациями на предприятии………………………………………………………………………...44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ИП «СОЛОВЫХ»
3.1 Введение в штат специалиста по инновационному развитию………..52
3.2 Проведение технологического аудита, как метод повышения инновационности ИП Соловых»…………………………………………………..57
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий………………………………………………………………………...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Теоретической
базой исследования являются труды
российских и зарубежных авторов, самыми
значимыми из которых являются Н.Д.Кондратьев,
В.Я. Горфинкель, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер,
Й. Шумпетер, О.Т.Богомолов, С.Ю.Глазьев,
А.А.Дагаев, А.Р.Даниелов, А.А.Дынкин, Н.И.Иванова,
В.В.Ивантер, В.М.Кудров, и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ финансового УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность инновации в развитии предприятий
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Слово “инновация” переводится на русский язык как “новизна”, “новшество”, “нововведение”.
В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя.
Более развернутое определение:
Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.
Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация – это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.
Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры – в другую.
В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.
В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев:1
1. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.
Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.
Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
- научно-техническая новизна;
- производственная применимость;
- коммерческая реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:
- "материализацию" инновации – от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;
- "коммерциализацию" инновации – превращение ее в источник дохода.
Инновационная деятельность фирм гораздо более эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже не могут играть существенной роли.
Во второй половине XX в. начался бум инноваций во всех сферах жизни общества. В 1979 г. Конгресс США принял "Национальный акт о научно-технических инновациях", в котором говорилось, что инновации – центральный вопрос экономического, экологического и социального процветания США.
Инновационная стратегия была призвана уменьшить торговый дефицит, выиграть конкуренцию на мировом рынке, стабилизировать курс доллара.
В ФРГ также на государственном уровне было подтверждено, что инновации являются основным средством борьбы со всеми социальными болезнями.
Таким образом, то что в 40-50 гг. было стратегией отдельных фирм, в 70-80 гг. становится стратегией целых наций, государственной политикой развитых стран.
Одновременно развивалась и наука об инновационной деятельности.
Она означала отход от понимания рынка как свободной игры спроса и предложения. Теперь полагалось перехватить у рынка инициативу, управлять рынком, провоцировать появление потребностей массового покупателя, предлагать ему то, о чем он еще и не успел подумать. Такая стратегия и создала "потребительское общество".
Рассматривая инновационный процесс (рис.1.1.), следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.
Инициация
инновации
Рис. 1.1. Цикл инновационного процесса
Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.
Новация
– проработанная инвенция, воплощенная
в технический или
Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.
Инициация
инновации – научно-
Диффузия
инновации – процесс
Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации.
В зависимости от того, где применяется инновация – внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (натуральный);
- простой межорганизационный (товарный);
- расширенный.
Простой
внутриорганизационный (натурал
При простом межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный
инновационный процесс
На практике скорость диффузии инновации зависит от различных факторов:
1) технических и потребительских свойств инновации;
2) инновационной стратегии предприятия;
3)
характеристик рынка, на
Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность.
Понятие
научно-технической
1)
научные исследования и
2)
научно-техническое
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3)
имитаторы, которые в свою
a) ранее большинство;
b) отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов.
Они
стремятся к получению
В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях.
Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).
Информация о работе Совершенствования финансового управления инновационным процессом