Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансового управления инновационной деятельности на примере предприятия ИП «Соловых» - как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия.
Задачами данной дипломной работы являются:
- изучить основные теоретические подходы к финансовому управлению инноваций и инновационного процесса;
- проанализировать организацию финансового управления инновационным процессом на предприятии ИП «Соловых»;
- дать рекомендации по совершенствованию финансового управления инновационным процессом на предприятии ИП «Соловых»;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность инновации в развитии предприятий ………...…..6
1.2. Инновационный процесс……………………………………………….13
1.3. Особенности и классификация инноваций в строительстве…………18
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП "Соловых"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ИП "Соловых"…………………………………………………………………………...24
2.2 Оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности ………27
2.3 Организация финансового управления инновациями на предприятии………………………………………………………………………...44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ИП «СОЛОВЫХ»
3.1 Введение в штат специалиста по инновационному развитию………..52
3.2 Проведение технологического аудита, как метод повышения инновационности ИП Соловых»…………………………………………………..57
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий………………………………………………………………………...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения.
Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).
Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:
- биржи, банки;
- инвестиционные и финансовые компании;
- средства массовой информации;
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- патентные организации;
- органы сертификации;
- библиотеки;
- ярмарки, аукционы, семинары;
- система страхования;
- рекламные агенства;
- система образования;
- консалтинговые компании.
Классификация
инноваций позволяет
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».2
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.
В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом (см.табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные компоненты инновационного процесса
Новация - новая идея, новое знание | Результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические достижения. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д. |
Нововведение
Инновация |
Результат внедрения
нового знания, его реализации в
новой технологическом процессе, используемом
в практической
деятельности. |
Диффузия инновации | Процесс
распространения уже
однажды освоенной,
реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения. |
Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Инновационная деятельность уходит корнями в глубокую древность, когда науки в современном смысле этого слова не существовало. Но и тогда в основе инновационного процесса лежали новые идеи, новации. Так, идея колеса зародилась на Древнем Востоке около 6 тысяч лет назад. Рождение идеи колеса стало началом инновационного процесса, в ходе которого разрабатывались продукты и технологии, внедряющие идею колеса в практическую деятельность, удовлетворяющие различные потребности людей. Так, появление телеги позволило перемещаться с помощью колеса, блока - поднимать тяжелые предметы, водяного колеса - передавать энергию воды, ножной прялки - изготавливать пряжу и т.п. Эти технологические процессы и продукты, посредством которых использовалась идея колеса, и представляли собой инновации (нововведения). Впоследствии знание о процессах и продуктах, использующих идею колеса, распространялись и применялись в новых местах и условиях - это этап диффузии инноваций. Вопросы о том, как появляются новые идеи, генерируются новые знания, в основном анализируются в такой области исследований, как методология науки, в которой в последние десятилетия построены различные модели становления научных теорий, их соотношения с эмпирическими фактами, развития научного знания, роли внутренних и внешних факторов этого процесса и т.д. Эта область требует специального рассмотрения и изучения, которое выходит за пределы инновационного менеджмента. Здесь важно подчеркнуть то, что результат научных исследований – новое знание, новация – дает начало инновационному процессу.
Инновация
– это такой компонент
И.А. Борисеко считает, что «Будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама инновация является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, например, когда речь идет о конечном результате разработки, реализуемой в виде нового продукта, скажем программируемого самовара, то купить эту инновацию значит купить не сам самовар, т.е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация – это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами».3
Характер третьего компонента инновационного процесса – диффузии инноваций - зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п.
Так как диффузия включает все, что вовлечено в процесс распространения, продвижения и продажи инновации, то ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инновации. Однако маркетинг – это та часть процесса диффузии, над которой предприятие имеет контроль, например, реклама, продвижение товара, установление цен. Другая часть процесса диффузии, над которой предприятие не имеет контроля, - это распространение, продвижение инновации пользователями и научными публикациями, например, рассказ потребителя другу о преимуществах какого-то продукта, наведение потенциальным пользователем справок о каком-то новом продукте или публикация об инновации в научном труде.
Таким образом, О.В. Василнко утверждает, что инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения.4
Одним из фундаментальных вопросов, касающихся динамики инновационного процесса, является сокращение временного интервала, лага между появлением нового знания и его использованием, внедрением, т.е. инновацией. Другими словами, часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса – новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.
Приведем наиболее яркие примеры задержки практической реализации результатов научных исследований, впоследствии имевших революционное значение для развития соответствующих отраслей.
Так, французским профессором химии Дэвиллем (H.Sainte-Claire Deville) в 1854 г. был открыт новый химический элемент - алюминий. Несмотря на массу полезных качеств нового элемента (этот новый металл был легкий, ковкий, меньше подвержен коррозии), в то время не было найдено способов практического использования алюминия, потенциал которого не был реализован почти 100 лет. Только после второй мировой войны он стал использоваться в форме сплавов для домашней посуды, мачт, оконных рам, фюзеляжей, крыльев самолетов и т.п.
Другой пример – лазер. Он годами вызывал только научный интерес, прежде чем стал существенным компонентом, например, такой отрасли, как оптическая связь. Прошло почти полвека (43 года) после получения Эйнштейном в 1917 г. научных результатов, прежде чем был изготовлен первый прототип лазерного устройства.
Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.
Основным «движителем» инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях и предприятиях осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения.
Здесь необходимо отметить, что новые знания, научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сами по себе не создают успешной экономики. Ключом к конкурентоспособности и росту благосостояния является успешное использование НИОКР, т.е. инновации. Образно говоря, к инновационному процессу отчасти приемлема следующая аналогия со сказкой. Новое научное знание, новация подобна вступлению: «Однажды давным-давно...». А инновация, внедрение этого знания ассоциируется со словами: «И жили долго и счастливо».
Но продолжительность этой «счастливой жизни» имеет тенденцию стремительно сокращаться. Таблица 1.2 показывает, как драматически уменьшается продолжительность жизни успешного инновационного продукта.
Таблица 1.2
Средняя
продолжительность жизни
Период | Продолжительность жизни продукта |
XIII-XIX века | Век |
XIX век - 1940 | Десятилетия |
1940 – настоящее время | Годы |
Настоящее – ближайшее будущее | Месяцы |
Если до XIX века единицей измерения продолжительности жизненного цикла продукта было столетие, то в XIX - начале XX века она стала измеряться десятилетиями. Во второй половине XX столетия средняя продолжительность жизни продукта исчислялась уже годами, а сейчас нередко жизненный цикл измеряется месяцами, и эта тенденция сокращения сохраняется.
Теперь экономические баталии, «инновационная гонка» за достижение конкурентного преимущества не затихают. Необходимым условием успеха в конкурентной борьбе все в большей степени становится активизация инновационных процессов. Поэтому в настоящее время перед многими организациями стоит дилемма: инновации или ликвидация.
Важное значение для уяснения содержания инновации имеет их классификация, которая была проведена такими учеными, как А.С. Пигу, И. Шумпетер, К. Викселль, которые выделили трудосберегающие, капиталосберегающие и нейтральные инновации. Н. Кондратьев, С. Кузнец, П. Сорокин и Ю. Яковец разработали теорию и систему, объясняющие темп и характер инноваций во времени, добавив технологические, экологические, экономические, социально-политические и государственно-правовые инновации.
Классификация инноваций позволила выделить капиталосберегающие, трудосберегающии, технологические, экологические, экономические, эпохальные, базисные, улучшающие инновации, микроинновации, псевдоинновации, антиинновации и др.5
Капиталосберегающие
инновации направлены на экономию капитала.
Потребность в
Информация о работе Совершенствования финансового управления инновационным процессом