Совершенствования финансового управления инновационным процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:49, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию финансового управления инновационной деятельности на примере предприятия ИП «Соловых» - как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия.
Задачами данной дипломной работы являются:
- изучить основные теоретические подходы к финансовому управлению инноваций и инновационного процесса;
- проанализировать организацию финансового управления инновационным процессом на предприятии ИП «Соловых»;
- дать рекомендации по совершенствованию финансового управления инновационным процессом на предприятии ИП «Соловых»;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность инновации в развитии предприятий ………...…..6
1.2. Инновационный процесс……………………………………………….13
1.3. Особенности и классификация инноваций в строительстве…………18
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП "Соловых"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ИП "Соловых"…………………………………………………………………………...24
2.2 Оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности ………27
2.3 Организация финансового управления инновациями на предприятии………………………………………………………………………...44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ИП «СОЛОВЫХ»
3.1 Введение в штат специалиста по инновационному развитию………..52
3.2 Проведение технологического аудита, как метод повышения инновационности ИП Соловых»…………………………………………………..57
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий………………………………………………………………………...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 658.50 Кб (Скачать документ)

     Раннее  большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

     Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску  изделий новых для них, но которые  либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения.

     Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

     Фирмы-имитаторы  не занимаются научно-исследовательской  и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и  лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

     Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

     - биржи, банки;

     - инвестиционные и финансовые  компании;

     - средства массовой информации;

     - информационные технологии и  средства деловой коммуникации;

     - патентные организации;

     - органы сертификации;

     - библиотеки;

     - ярмарки, аукционы, семинары;

     - система страхования;

     - рекламные агенства;

     - система образования;

     - консалтинговые компании.

     Классификация инноваций позволяет систематизировать  знания о видах инноваций, их проявлениях  и позициях в системе фирмы.

     Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».2

     

  • 1.2. Инновационный процесс
  •      Понятие «инновация» тесно связано с  понятием «инновационный процесс».  Инновационный  процесс  представляет  собой  процесс  создания  и  распространения нововведений (инноваций). Понятие «инновационного  процесса»  шире  понятия «инновации»,  т.к.  собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса. 

         В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом (см.табл. 1.1).

         Таблица 1.1

         Основные  компоненты инновационного процесса

    Новация - новая идея, новое знание Результат законченных  научных исследований (фундаментальных  и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические достижения. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.
    Нововведение

    Инновация

    Результат внедрения  нового знания, его реализации в  новой технологическом процессе, используемом в практической

    деятельности.

    Диффузия  инновации Процесс    распространения    уже    однажды    освоенной,

    реализованной инновации, т.е. применение инновационных

    продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.

    Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и

    мощности    коммуникационных    каналов,    способности

    хозяйствующих     субъектов     быстро     реагировать     на

    нововведения.

     

           Первый  компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Инновационная деятельность уходит корнями в глубокую древность, когда науки в современном смысле этого слова не существовало. Но и тогда в основе инновационного процесса лежали новые идеи, новации. Так, идея колеса зародилась на Древнем Востоке около 6 тысяч лет назад. Рождение идеи колеса стало началом инновационного процесса, в ходе которого разрабатывались продукты и технологии, внедряющие идею колеса в практическую деятельность, удовлетворяющие различные потребности людей. Так, появление телеги позволило перемещаться с помощью колеса, блока - поднимать тяжелые предметы, водяного колеса - передавать энергию воды, ножной прялки - изготавливать пряжу и т.п. Эти технологические процессы и продукты, посредством которых использовалась идея колеса, и представляли собой инновации (нововведения). Впоследствии знание о процессах и продуктах, использующих идею колеса, распространялись и применялись в новых местах и условиях - это этап диффузии инноваций. Вопросы о том, как появляются новые идеи, генерируются новые знания, в основном анализируются в такой области исследований, как методология науки, в которой в последние десятилетия построены различные модели становления научных теорий, их соотношения с эмпирическими фактами, развития научного знания, роли внутренних и внешних факторов этого процесса и т.д. Эта область требует специального рассмотрения и изучения, которое выходит за пределы инновационного менеджмента. Здесь важно подчеркнуть то, что результат научных исследований – новое знание, новация – дает начало инновационному процессу.

           Инновация – это такой компонент инновационного процесса, который представляет собой  результат реализации нового знания в виде новой или усовершенствованной  продукции, принимаемой рынком, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

           И.А. Борисеко считает, что «Будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой  продукции либо технологического процесса, сама инновация является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, например, когда речь идет о конечном результате разработки, реализуемой в виде нового продукта, скажем программируемого самовара, то купить эту инновацию значит купить не сам самовар, т.е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация – это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами».3

           Характер  третьего компонента инновационного процесса – диффузии инноваций - зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п.

           Так как диффузия включает все, что вовлечено  в процесс распространения, продвижения и продажи инновации, то ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инновации. Однако маркетинг – это та часть процесса диффузии, над которой предприятие имеет контроль, например, реклама, продвижение товара, установление цен. Другая часть процесса диффузии, над которой предприятие не имеет контроля, - это распространение, продвижение инновации пользователями и научными публикациями, например, рассказ потребителя другу о преимуществах какого-то продукта, наведение потенциальным пользователем справок о каком-то новом продукте или публикация об инновации в научном труде.

           Таким образом, О.В. Василнко утверждает, что  инновационный процесс – это  последовательная цепь событий от новой  идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и  дальнейшее распространение нововведения.4

           Одним из фундаментальных вопросов, касающихся динамики инновационного процесса, является сокращение временного интервала, лага между появлением нового знания и  его использованием, внедрением, т.е. инновацией. Другими словами, часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса – новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.

           Приведем  наиболее яркие примеры задержки практической реализации результатов научных исследований, впоследствии имевших революционное значение для развития соответствующих отраслей.

           Так, французским профессором химии  Дэвиллем (H.Sainte-Claire Deville) в 1854 г. был открыт новый химический элемент - алюминий. Несмотря на массу полезных качеств нового элемента (этот новый металл был легкий, ковкий, меньше подвержен коррозии), в то время не было найдено способов практического использования алюминия, потенциал которого не был реализован почти 100 лет. Только после второй мировой войны он стал использоваться в форме сплавов для домашней посуды, мачт, оконных рам, фюзеляжей, крыльев самолетов и т.п.

           Другой  пример – лазер. Он годами вызывал  только научный интерес, прежде чем  стал существенным компонентом, например, такой отрасли, как оптическая связь. Прошло почти полвека (43 года) после получения Эйнштейном в 1917 г. научных результатов, прежде чем был изготовлен первый прототип лазерного устройства.

           Поэтому эффективное управление инновациями  предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.

           Основным  «движителем» инновационных процессов  в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях и предприятиях осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения.

           Здесь необходимо отметить, что новые знания, научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сами по себе не создают успешной экономики. Ключом к конкурентоспособности и росту благосостояния является успешное использование НИОКР, т.е. инновации. Образно говоря, к инновационному процессу отчасти приемлема следующая аналогия со сказкой. Новое научное знание, новация подобна вступлению: «Однажды давным-давно...». А инновация, внедрение этого знания ассоциируется со словами: «И жили долго и счастливо».

           Но  продолжительность этой «счастливой  жизни» имеет тенденцию стремительно сокращаться. Таблица 1.2 показывает, как драматически уменьшается продолжительность жизни успешного инновационного продукта.

           Таблица 1.2

           Средняя продолжительность жизни инновационных  продуктов

    Период Продолжительность жизни продукта
    XIII-XIX века Век
    XIX век - 1940 Десятилетия
    1940 – настоящее время Годы
    Настоящее – ближайшее будущее Месяцы

           Если  до XIX века единицей измерения продолжительности  жизненного цикла продукта было столетие, то в XIX - начале XX века она стала измеряться десятилетиями. Во второй половине XX столетия средняя продолжительность жизни продукта исчислялась уже годами, а сейчас нередко жизненный цикл измеряется месяцами, и эта тенденция сокращения сохраняется.

           Теперь  экономические баталии, «инновационная гонка» за достижение конкурентного преимущества не затихают. Необходимым условием успеха в конкурентной борьбе все в большей степени становится активизация инновационных процессов. Поэтому в настоящее время перед многими организациями стоит дилемма: инновации или ликвидация.

         

  • 1.3. Особенности и  классификация инноваций  в строительстве
  •      Важное  значение для уяснения содержания инновации  имеет их классификация, которая  была проведена  такими учеными, как  А.С. Пигу, И. Шумпетер, К. Викселль, которые  выделили трудосберегающие, капиталосберегающие и нейтральные инновации. Н. Кондратьев, С. Кузнец, П. Сорокин и Ю. Яковец разработали теорию и систему, объясняющие темп и характер инноваций во времени, добавив  технологические, экологические, экономические, социально-политические и государственно-правовые инновации.

         Классификация инноваций позволила выделить  капиталосберегающие, трудосберегающии, технологические, экологические, экономические, эпохальные, базисные, улучшающие инновации, микроинновации, псевдоинновации, антиинновации и др.5

         Капиталосберегающие инновации направлены на экономию капитала. Потребность в капиталосберегающих  технологиях наблюдается, в первую очередь, в менее развитых странах, где сосредоточен избыток дешевой  трудовой силы и присутствует недостаток капитала для инвестиций в долгосрочные и, следовательно, рисковые научные программы.      

    Информация о работе Совершенствования финансового управления инновационным процессом