Становление страхового рынка в РФ, его элементы и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание

Ни одно цивилизованное общество, а тем более общество с развитой рыночной экономикой, не может нормально существовать без фундаментальных правовых основ экономики, финансово-валютных систем, товарно-денежных отношений и т.д. Но одним из основополагающих факторов прогресса является желание каждого человека, коллектива любого предприятия, организации, акционерного общества работать в условиях надежности и безопасности.
История развития общества на всех этапах - наглядное свидетельство тому, что человек всегда искал реальные пути защиты от случайных опасностей.

Содержание

Страхование и его развитие в РФ
1.1. Развития страхового дела в России
1.2. Понятие и виды страхования в РФ
1.3. Экономическая сущность страхования
2. Регулирование и развитие современного страхового рынка РФ
2.1.Государство и страхование
2.2.Банки на страховом рынке России
2.3.Состояние современного страхового рынка РФ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

"Реорганизацию" по декрету  от 28 ноября 1918 г. с большой натяжкой  можно считать национализацией страхового дела, фактически это был его разгром. До середины 1919 г. проходила кампания по ликвидации акционерных и других страховых обществ и организаций, определению и инвентаризации их активов и пассивов, затем последовали дальнейшие реорганизации.

Долгосрочное страхование жизни  было передано в ведение Народного  банка РСФСР, а имущественное  страхование — Наркомата земледелия. В условиях гражданской войны, разрухи  и почти полного обесценения  денежных знаков страхование, предусматривающее выплаты страхового возмещения и страховых сумм в денежной форме, теряло свое значение. Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было отменено имущественное страхование. Это первый разгром страхового дела в стране.

В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха на которое было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках. В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило большую оперативную самостоятельностьВ 1925 г. законодательно было закреплено, что "страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР .

• Положение О государственном  страховании Союза ССР. Утверждено Второй сессией ЦК РКП (б) 18 сентября 1925 г.

Проведение налоговой реформы 1930—1931 гг. повлекло за собой необоснованное изменение государственной страховой политики. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях — без взимания страховых платежей. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах сформировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена.

Экономическое значение государственного страхования возросло после проведения в декабре 1947 г. денежной реформы. Более  чем в два раза увеличилась материальная помощь населению по линии государственного личного страхования: в 1946 г. выплаты страховых сумм составили 4,6 млрд. руб., в 1953 г. — 9,5 млрд.

Крупные изменения и дополнения в правила личного страхования, характеризующиеся как этап его  развития, были внесены в 1956 и 1965 гг. При оформлении договоров смешанного страхования было отменено предварительное врачебное освидетельствование страхователей. Расширен круг страхователей за счет лиц старшего возраста (с 1965 г. на страхование стали приниматься лица в возрасте до 65 лет). Были введены другие существенные льготы.

С 1966 г. стал внедряться опыт заключения договоров личного страхования  с уплатой взносов по желанию  застрахованных через расчетные  части бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, т.е. путем безналичных расчетов.

В 1968 г. в качестве самостоятельного вида стало проводиться страхование  детей. В 1972 г. существенно пересмотрены правила смешанного страхования  жизни. С 1977 г. проводится страхование  к бракосочетанию (свадебное).

Крупной социальной мерой государства  по улучшению условий жизни ветеранов  труда стало введенное в 1988 г. добровольное страхование дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников.

Однако усилившиеся инфляционные процессы в экономике страны в  начале 90-х годов сделали дальнейшее проведение этого страхования бесперспективным и оно было отменено.

Значительно изменены были организационные  основы органов государственного страхования  в 1958 г.: страховое дело передано в  ведение министерств финансов союзных республик. И с 25 октября 1958 г. государственная страховая монополия была отменена, хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна организация "не осмеливались" нарушить страховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.

Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона "О кооперации в СССР", в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций, которая охватывает и государственные страховые фирмы.

Распад СССР в 1991 г. поставил на грань  банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

Государственным страховым органам  России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к  ним властей и средств массовой информации негативное или равнодушное.

При всех присущих ему недостатках, связанных с его косностью  и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить сельскохозяйственное страхование.

В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль. Государственное страхование — это не только часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния трудящихся, сбалансированности денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в распределительных отношениях.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение  национального страхового рынка, которое  продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации  было принято Постановление "О  первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации", которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997г. была разработана специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.[12]

 

1.2 Понятие и виды страхования в России

Страхование с научной точки  зрения — это экономическая категория, входящая составной частью в категорию финансов.

Можно выделить, следующие сущностные признаки, характеризующие специфичность  экономической категории страхования:

— при страховании возникают  денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности  наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, то есть страховых случаев;

— при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между  участниками страхования — страхователями, которая всегда носит замкнутый  характер;

— страхование предусматривает перераспределение

ущерба, как между территориальными единицами, так и во времени;

— замкнутая раскладка ущерба обуславливает  возвратность средств, мобилизованных в страховых фондах.

Приведенные особенности перераспределительных  отношений, возникающих при страховании, позволяют дать ему следующее определение:

Страхование — это совокупность своеобразных, замкнутых перераспределительных  отношений между его участниками  по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями наступивших страховых случаев.

Таким образом, суть страхования заключается  в создании целевых денежных фондов, формируемых за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущербов. Это значит, что создание целевых фондов, компенсация материальных потерь хозяйствующих субъектов и граждан производятся посредством денежных отношений через оборот денежных средств. Перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования по назначению указанных денежных фондов, выражаются через страхование как финансовую категорию.[13]

Страхование является основным методом снижения степени риска при наступлении определенных событий, на случай которых и проводится страхование. При этом под снижением степени риска понимается уменьшение вероятности и сокращение объема потерь. Сама же возможная опасность понести потери вследствие наступления каких-то событий называется риском.

В широком смысле страхование обусловлено  экономической необходимостью для  общества иметь резервные фонды  для ликвидации негативных последствий  непредвиденных явлений и случайностей. Эти резервные, или, как их обычно называют, страховые фонды могут быть созданы любым из трех способов: путем самострахования, за счет резервирования в централизованном порядке, посредством внесения взносов юридическими и физическими лицами в страховую организацию (т.е. собственно страховая форма).

Самострахование предусматривает  децентрализованное накопление каждым субъектом хозяйствования необходимых  материальных и финансовых резервов на случаи непредвиденных обстоятельств. Однако самострахование не может в достаточной мере решить эту задачу из-за неопределенности.

Создание централизованного страхового фонда в большей степени присуще  социалистической экономике . Централизация  общественных резервов в СССР позволяло  регулировать ее пропорциональное и  сбалансированное развитие. До 1988 г. в стране существовал централизованный  страховой фонд государственного имущественного страхования, государственного социального страхования и страхования внешнеэкономических интересов. При этом сфера применения обычной формы страхования была крайне суженной.

В условиях перехода к рыночной экономике  эта сфера все более расширяется. Страхование в соответствии с  Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «О страховании» (ст. 2) представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Эти денежные фонды получили название страховых. Из них страхователям, т.е. указанным выше физическим и юридическим лицам, при страховом событии возмещается ущерб страховщиком, которым выступает государственная, акционерная или частная страховая организация.

Экономические Отношения между  страховщиком и страхователем регулируются специальным договором страхования. При этом страхование по одному договору может осуществляться совместно несколькими страховщиками.

Такое совместное страхование называется сострахованием.

Уменьшение страхового риска может  осуществляться и путем перестрахования. В этом случае страховщик свои договорные обязательства перед страхователем полностью или частично страхует у другого страховщика, называемого перестраховщиком. Таким образом, страховые компании оказываются связанными взаимными обязательствами по возмещению ущерба перед страхователем. Страхователь, в свою очередь, имеет право заключать состраховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних.

Страховщик выдает страхователю страховой  полис, подтверждающий договор страхования. Период его действия называется сроком страхования. Договор страхования, как правило, вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, представляющего собой плату за страхование.[11]

 

Виды страхования и  их особенности

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков

Государственное социальное страхование.

Информация о работе Становление страхового рынка в РФ, его элементы и структура