Становление страхового рынка в РФ, его элементы и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание

Ни одно цивилизованное общество, а тем более общество с развитой рыночной экономикой, не может нормально существовать без фундаментальных правовых основ экономики, финансово-валютных систем, товарно-денежных отношений и т.д. Но одним из основополагающих факторов прогресса является желание каждого человека, коллектива любого предприятия, организации, акционерного общества работать в условиях надежности и безопасности.
История развития общества на всех этапах - наглядное свидетельство тому, что человек всегда искал реальные пути защиты от случайных опасностей.

Содержание

Страхование и его развитие в РФ
1.1. Развития страхового дела в России
1.2. Понятие и виды страхования в РФ
1.3. Экономическая сущность страхования
2. Регулирование и развитие современного страхового рынка РФ
2.1.Государство и страхование
2.2.Банки на страховом рынке России
2.3.Состояние современного страхового рынка РФ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

Существенное значение в финансовой системе Российской Федерации имеют  внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 90-х годов XX столетия. Законодательство РФ в сфере социального страхования предусматривает образование особых (внебюджетных) фондов денежных средств, прямо не связанных с бюджетами различных уровней, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и имеющих сугубо целевой характер расходования.[5]

Государственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также очень близкий к ним по своей правовой природе фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, - имеют общегосударственное значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и созданы для реализации основных конституционных прав граждан.

Значение страхования в жизни  общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. По нашему мнению, надо различать два главных вида страхования. Один из этих видов основан на идее попечения об общественном благе и составляет часть государственной социальной политики под названием "социальное страхование". В основе финансово-правового регулирования государственного социального страхования лежат обеспечение выполнение трех функций данного вида страхования:

гарантийно-социальная – предоставление страховой защиты населению при наступлении определенных условий (страхового случая) как реализация важнейших прав граждан на труд, охрану здоровья, воспитание детей, обеспеченную старость и др.;

экономическая - аккумулирование ресурсов для финансирования оказываемой социальной помощи населению за счет сбора социального налога, страховых взносов и формирования самостоятельных страховых фондов и инвестирование временно свободных страховых денежных средств в различные финансовые инструменты (активы) с целью получения инвестиционного дохода от вложений, позволяющего повысить финансовую устойчивость и платежеспособность социально значимых страховых фондов, а также в качестве долгосрочных вложений, способствующих удовлетворению потребностей национальной экономики в капиталовложениях; социально-регулирующая - регулирование механизма финансового участия государства, работодателей и граждан в осуществлении социального партнерства и социальных программ.

Государственные внебюджетные социальные фонды (Фонд социального страхования. Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования) и Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, формируются и функционируют на принципах, резко отличающихся от основ создания и развития негосударственной (коммерческой) страховой системы. Эти различия заключаются в следующем: соответствующие структуры, занятые формированием и распределением денежных средств вышеприведенных фондов - государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения (государственная корпорация - при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов); формирование вышеприведенных страховых фондов на обязательной основе путем сбора федерального социального налога и страховых взносов; прямое участие государственных органов в управлении системой обязательного социального страхования.

Организационные принципы формирования социального страхования и его  финансово-правового регулирования  в различных государствах изначально определялись национальными, историческими  и политическими традициями .

Организационно- правовая модель системы социального страхования в Российской Федерации отвечает ее государственному режиму и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. Однако независимость их функционирования весьма специфична и существенно отличается от финансовой деятельности страховых организаций, осуществляющих коммерческое страхование.

Это прежде всего проявляется в  невозможности существенно влиять на величину доходов и корректировать расходную часть своего бюджета. Наделив государственные внебюджетные социально значимые фонды и Агентство по страхованию вкладов как юридических лиц самостоятельностью, государство оставило за собой право решать многие вопросы, касающиеся их деятельности: определять размер обязательных платежей в фонды (в денежном смысле), принимать решения об изменении, компенсации и индексации социальных выплат. Самостоятельность этих внебюджетных фондов и Агентства затрагивает в основном организационный аспект движения денежных средств, разработку методической документации и частично перераспределительньк операции. Их назначение, в конечном счете, сводится к обеспечению финансовой ресурсной базы для реализации государственных социальных программ (пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования и др.), т.е. к собиранию установленных государством обязательных платежей и передаче их органам социальной защиты для последующих выплат или непосредственно населению. Таким образом, государственные внебюджетные социальные фонды (в лице своих исполнительных органов) и Агентстве ответственны только за организацию и управление процессами мобилизации и использования денежных средств в размерах и на нужды, строго определенные государством.

Правовой режим государственных  внебюджетных социальных фондов определяется как Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г.16, так и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами, которые закрепляют основы финансово-правового регулирования обязательного социального страхования, в том числе и его финансовой системы. В них определены основные принципы формирования и использования денежных средств, порядок утверждения и исполнение бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов (для региональных - сметы доходов и расходов; отчеты об их исполнении), ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов и др.

Подчеркнем еще раз, что Российская Федерация - социальное государство, что  и определило вследствие публичного характера обозначенных фондов основы финансово-правового регулирования их деятельности, включающей: 1) обязательные платежи (основной источник финансовых ресурсов), зачисляемые в фонды на постоянной и регулярной основе; 2) запрет на изъятие денежных средств указанных фондов, в том числе в целях погашения дефицита бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.17 закрепляет общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных социальных фондов, состав, порядок составления , и утверждения бюджетов, контроль и их исполнение.

Бюджеты указанных фондов составляются с учетом обязательного сбалансирования  их доходов и расходов (и даже профицита), регулируемых нормами финансового  законодательства. Бюджеты государственных  внебюджетных социальных фондов обладают двумя значительными свойствами: простотой структуры и невозможностью дефицита. Простота структуры бюджетов следует из целевого использования средств только на выплаты, определенные законодательству; Бюджеты фондов представляют собой, как и любой другой бюджет, свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирование различных видов государственного социального страхования в Российской Федерации. При определении бюджеты фондов базируются строго на прогнозных бюджетных показателях, определяемых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Сбалансированность бюджетов фондов по доходам и расходам в основном обеспечивается за счет регулирования размера и условий уплаты единого социального налога различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из Федерального бюджета на покрытие текущего дефицита.

Введение единого социального  налога, объединяющего страховые  взносы и уплачиваемого через  органы Федерального казначейства, делает реальным внесение социальных 'страховых  взносов в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации с последующей возможной ассоциацией социально значимых денежных фондов в государственный бюджет. Таким образом, государство регулирует систему социального страхования за счет того, что полностью владеет и управляет финансовыми средствами, являющимися федеральной государственной собственностью, отчуждая их от страхователей. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ осуществляет управление системой обязательного социального страхования.

Контроль за рациональным и целевым  расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ. Исполнение бюджетов рассматриваемых   государственных   внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов рассматриваемых государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на Рассмотрение и  утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов.  Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются органами управления территориальных фондов и представляются органами исполнительной власти субъекта Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта Российской Федерации.

По существу речь идет о бюджетном  процессе в системе обязательного  социального страхования и его  регулировании нормами бюджетного права как составной части финансового права.

Вышеизложенное подтверждает, что  бюджеты рассматриваемых государственных  внебюджетных фондов в сфере социального  страхования являются централизованными  фондами денежных средств, важным элементом  бюджетной системы Российской Федерации. Они – составная часть ее первого и второго уровня.

Социальное страхование стало  главенствующей концепцией социальной политики демократических развитых государств. Концепция социально  регулируемой рыночной экономики обеспечила государствам реальную возможность

активного вмешательства во все  сферы общественной жизни. Участие  государства стало не только административным, но и экономическим вследствие унификации между страховыми взносами и налогами, включения некоторыми странами бюджета  социального страхования в государственный бюджет19.

Подчеркнем еще раз наличие  таких классифицирующих признаков  государственных внебюджетных социальных фондов, как целевая направленность, оперативность использования денежных средств, самостоятельность, обособленность от бюджетов различных уровней, особые источники их формирования.

Все изложенное позволяет объединить совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования и  исполнения бюджетов государственных  внебюджетных социальных фондов (для  региональных -сметы доходов и расходов) в самостоятельный финансово-правовой институт.

Финансы страховых организаций  наряду с финансами предприятий  иных сфер предпринимательской деятельности - исходное звено всей финансовой системы  государства. Формируемые фонды  страховых организаций в виде страховых

резервов подвержены государственному регулированию путем принятия законов, а в некоторых случаях и  подзаконных актов, регулирующих финансовые отношения в связи с: требованиями к размеру нормативного соотношения  активов и обязательств страховых  организаций и соблюдению резерва платежеспособности; формированием страховых резервов по видам страхования ; размещением активов страховых организаций, связанных со страховыми резервами , и др.[7]

По своей же правовой природе  страховые резервные фонды страховых  организаций являются проявлением финансовых правоотношений, складывающихся по поводу формирования и использования этих фондов, право и обязанность формирования которых возникает у страховых организаций в соответствии с действующим законодательством.

Финансы страховых организаций - это экономические, денежные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования страховых резервных фондов: резервов по договорам страхования жизни, резервов по договорам страхования иным, чем страхование жизни.

Правовое положение страховых  резервов (фондов) определяется следующими обстоятельствами:

1) образование (формирование), перераспределение  и использование страховых резервов

(фондов) в течение налогового  периода прямо влияет на финансовые  результаты страховой организации, определяющие налоговую базу; это делает необходимым установление финансово-правового регулирования порядка определения размера страховых резервов (фондов), их состав и влияния на финансовый результат деятельности страховой организации;

2) порядок формирования, распределения  и использования страховых резервов (фондов) страховых организаций регулируется  нормативными финансово- правовыми  актами органа исполнительной  власти - Министерством финансов  Российской Федерации.

Регулируемый государством порядок формирования, распределения и использования страховых резервов (фондов), напрямую влияющий на финансовые результаты деятельности страховых организаций является основой для определения налоговой базы и суммы налогов, являющихся источником формирования финансовых ресурсов государства для обеспечения бесперебойного функционирования государства и реализации стоящих перед ним публичных задач.

Таким образом, и страхование, осуществляемое страховыми коммерческими организациями, наряду с социальным и государственным обязательным страхованием, следует рассматривать прежде всего как составную часть финансовой деятельности государства.

Информация о работе Становление страхового рынка в РФ, его элементы и структура