Становление страхового рынка в РФ, его элементы и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание

Ни одно цивилизованное общество, а тем более общество с развитой рыночной экономикой, не может нормально существовать без фундаментальных правовых основ экономики, финансово-валютных систем, товарно-денежных отношений и т.д. Но одним из основополагающих факторов прогресса является желание каждого человека, коллектива любого предприятия, организации, акционерного общества работать в условиях надежности и безопасности.
История развития общества на всех этапах - наглядное свидетельство тому, что человек всегда искал реальные пути защиты от случайных опасностей.

Содержание

Страхование и его развитие в РФ
1.1. Развития страхового дела в России
1.2. Понятие и виды страхования в РФ
1.3. Экономическая сущность страхования
2. Регулирование и развитие современного страхового рынка РФ
2.1.Государство и страхование
2.2.Банки на страховом рынке России
2.3.Состояние современного страхового рынка РФ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

Значительная роль, которую играет страхование в экономике развитых стран в области обеспечения  финансовой и социальной стабильности в обществе, связана прежде всего с привлечением денежных средств страховых структур (социальных и коммерческих) в качестве дополнительных инвестиционных ресурсов. Изучая мировой опыт взаимосвязи страхования и инвестиционной деятельности страховых структур  можно сделать следующий вывод: роль страхования в обеспечении непрерывности.

бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется  в конечных результатах его проведения, одним из которых является использование  временно свободных денежных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности государства. Страховые структуры превращают пассивные денежные потоки в потоки активного капитала, и, как показывает мировая практика, становятся, наряду с банками, крупнейшими источниками инвестиционного: капитала в экономику государств.

Инвестиционная  деятельность  страховых структур (социальных и  коммерческих) предельно жестко регламентируется (финансово-правовое регулирование) со стороны государства. Роль государства  состоит в том, чтобы, с одной стороны; осуществлять публично-правовое, в том числе и финансово-правовое, регулирование инвестиционной деятельности страховых структур, а с другой - способствовать эффективному вложению страховыми структурами своих ресурсов в различные сферы экономики.

На макроуровне при соответствующем  финансово - правовом регулировании  успешная инвестиционная деятельность страховых структур (социальных и  коммерческих) является источником долгосрочных инвестиций, что в среднесрочной  и долгосрочной перспективе дает значительно больший экономический эффект, чем сиюминутная выгода от неоправданно жесткого налогообложения страховых операций.

Если на макроуровне инвестиционная деятельность является необходимой  и полезной для национальной экономики, то на микроуровне она необходима каждой отдельной страховой структуре, так как повышает ее финансовую устойчивость, платежеспособность и конкурентоспособность.

Для того чтобы сделать минимальным  риск инвестиций тех средств страховой  структуры, которые непосредственно  связаны с исполнением обязательств по страховым выплатам - в размере страховых резервов, и должен быть установлен государством специальный финансово-правовой режим регулирования подобных инвестиций.

Все страны цивилизованного мира попыталась выработать финансово-правовой режим деятельности страховых структур в области регламентации правового регулирования размещения временно свободных средств. Такая практика преследует две цели.

-Во-первых, размещение средств,  производимое страховыми структурами,  должно совпадать по времени и пространстве с их обязательствами, а это, в свою очередь, означает, что производимые размещения должны подчиняться как требованиям страховой защиты, ликвидности и рентабельности, так и производиться на срок, сравнимый со временем действия взятых обязательств. Нельзя без серьезного риска брать обязательства

на 20 или 30 лет и гарантировать  их краткосрочным размещением своих  средств.

Во-вторых, цель разработки финансово-правовых норм в размещении временно свободных  страховых средств - ограничить страховые инвестиции сферой только национальной экономики. Тому есть две причины: первая - необходимость устранить риск, связанный с обменными курсами: правило страховой защиты требует, чтобы обязательства, взятые в определенной валюте, были бы покрыты размещениями, произведенными в той же валюте; вторая носит макроэкономический характер:

долгосрочные вложения способствуют удовлетворению потребностей национальной экономики в капиталовложениях. Поэтому размещение денежных средств  страховых фондов за рубежом по большей части сильно ограничено публично-правовыми, императивными нормами законодательств государств.

Основой финансово-правового регулирования  инвестиционной деятельности страховых  коммерческих организаций в России является Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской

Федерации". Согласно ст. 26 этого  Закона размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками  на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. С целью  обеспечения принципов возвратности и

ликвидности, предотвращения оттока капитала из России, привлечения в  национальную экономику дополнительных инвестиций, действующими правилами  размещения страховых резервов предусмотрено, что не менее 80% общего объема активов, покрывающих страховые резервы, должно быть размещено на территории России . Размещение активов за пределами России может осуществляться только на основании разрешения Банка России. Государство, осуществляя финансово-правовое регулирование, предъявляет жесткие требования к качеству активов, покрывающих страховые резервы. Так, ценные бумаги должны пройти государственную регистрацию; проспект эмиссии паевых инвестиционных фондов зарегистрирован Федеральной службой по финансовым рынкам; платежи по дебиторской задолженности ожидаются в течение трех месяцев и т.п.

Для соблюдения принципа диверсификации финансово-правовыми нормами установлены  определенные структурные соотношения  активов и резервов, одна часть  которых носит сочетательный  характер, например, стоимость государственных  ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных бумаг не должна превышать 30% суммарной величины страховых резервов, а другая имеет своей целью ограничить вложения страховой организации в один объект, например, максимальная стоимость одного объекта недвижимости не должна превышать 10% от суммарной величины страховых резервов. В соответствии с указанными правилами размещения, страховые компании обязаны до 70% резервов вкладывать в государственные и банковские ценные бумаги, и только до 10% резервов страховые компании могут непосредственно инвестировать в производство.

Таким образом, государство, используя  императивный метод финансово-правового  регулирования, обеспечивает не только принцип гарантированности, но и  фактически реализуется выгодный государству принцип - привлечение денег страховых структур в национальную экономику.

Особенности финансово-правового  регулирования социального и  коммерческого страхования привносят  существенные различия в условия  публично-правового регулирования  инвестиционной деятельности государственных внебюджетных социальных фондов, в том числе и в инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Учитывая более высокую социальную значимость финансовых средств указанных фондов, вопросы их инвестирования регулируются на уровне Федеральных законов или Постановлений Правительства РФ и   инвестируются средства только в высоколиквидные активы, по большей части в государственные ценные бумаги, в пределах средств, предусмотренных в бюджетах фондов, ежегодно утверждаемых федеральными законами Федеральным Собранием РФ. Доходы от использования временно свободных финансовых средств могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами федеральных социально значимых фондов.[4]

Финансово-правовым регулированием размещения страховых денежных ресурсов решаются следующие задачи: диверсификация при  размещении финансовых ресурсов страховых  структур; гарантия защиты страховых  денежных средств и обеспечение публичного контроля за их размещением со стороны государства; обеспечение принципа соответствия "длинных" активов и пассивов при инвестировании страховых денежных средств.

Таким образом, финансово-правовое регулирование  отношений, связанных с формированием и размещением финансовых ресурсов путем инвестирования денежных средств страховых структур (социальных и коммерческих), направлено прежде всего на финансирование "бюджета развития Российской Федерации", являющегося составной частью федерального бюджета и используемого для кредитования, инвестирования и гарантийного   обеспечения    инвестиционные проектов.

Подводя итог изложенному следует  подчеркнуть следующее:

1) особая роль и необходимость  финансово правового регулирования  управления в сфере страхования обуславливается государственными публичными функциями страхования, связанными с проведением государственной социальной политики, гарантированием финансовой стабильности и развитием экономики государства;

2) особенности финансово-правового регулирования общественных отношений в сфере страхования напрямую вытекают из юридической неравенства субъектов финансовых правоотношений в сфере страхования, когда одним из субъектов является государство; государство (управомоченный орган государства) методами прямого, императивного воздействия, основанным на авторитете государственной власти.

3) управлению финансами в сфере  страхования  свойственны общие  функции финансового мониторинга  за развитием государства, наличие  прямых и обратных связей системы государственного управления, обеспечивающих финансовую деятельность государства в сфере страхования, требующую финансово-правового регулирования; при этом, правовую природу прямых и обратных связей определяют финансовые правоотношения, имеющие место в сфере страхования, которые в совокупности с финансово-правовыми нормами следует рассматривать как базисные финансово-правовые категории, создающие правые коридоры для функционирования прямых и обратных связей системы государственного управления, обеспечивающих финансовую деятельность государства в сфере страхования;

4)финансовая система государства  как целостная структура, с  входящими в ее состав финансами  личных институтов, охватывающих  различные группы финансовых  отношений, включает в себя  финансы системы государственного обязательного социального страхования, страховых организаций (коммерческое страхование) как исходных, основных звеньев этой системы, а их материальным выражением являются специфичные  для каждого вида страхования денежные фонды; посредством финансовой системы, ее составных звеньев - финансов, обеспечивается мониторинг финансовой деятельностью государства в сфере страхования, что позволяет оптимизировать государственное управление экономического и социального развития общества через сферу страхования;                          

5) регулируемый государством порядок  формирования, распределения и использования  централизованных и децентрализованных  фондов в сфере страхования  позволяет рассматривать страхование  как составную часть финансовой деятельности государства и как инструмент государственного регулирования;

6) выбор системы финансово-правового  регулирования в сфере страхования  зависит от сложившейся в государстве  системы государственной исполнительной  власти, общих принципов функционирования государственной власти в соответствии с конституцией государства;

7) страхование в России с момента  его возникновения поддерживалось  государственной властью, само  создание института страхования  было начато с издания государственных  актов, закрепивших основные финансово-правовые принципы регулирования страхования в вопросах, связанных с вложением страховых денежных ресурсов в национальную экономику. Финансово-правовое регулирование в сфере страхования в России характеризуется специфическими особенностями, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в государстве. В основе изменений финансово-правовых институтов регулирования в сфере страхования лежит принцип адекватности государственной идеологии правотворчества в сфере страхования проводимым экономическим реформам в финансовой деятельности Российского государства.[5]

 

2.2 Банки на рынке страхования

Банки — основной объект вложений страховых компаний. Кроме того, банки —крайне важный и выгодный поставщик клиентов для страховщиков. Широко распространенной практикой стало размещение депозитов в банках в обмен на аккредитацию и, соответственно, возможность участия в страховании залогового имущества. Банковские депозиты, несмотря на низкую доходность (особенно в сравнении с инструментами фондового рынка), для страховщиков очень привлекательны.

Во-первых, они более надежны, а  доход хоть и невелик, но стабилен и фиксирован.

Во-вторых, и это главное, за счет низкоубыточного страхования залогов  страховщики не только компенсируют альтернативные издержки вложений в прочие активы, но и неплохо зарабатывают. Поэтому вложения в банковские инструменты наиболее популярны среди страховщиков,а в регионах депозиты и векселя банков подчас становятся единственной достойной альтернативой государственным и муниципальным облигациям.

Развитие банковского страхования  в современной России начинает завоевывать  определенные позиции в повышении  конкурентоспособности российских банков.                     

Добровольное  страхование  специфических  банковских рисков способно в значительной степени повысить устойчивость банковской системы в целом, вернуть ей доверие вкладчиков.

В странах с устойчивыми банковскими  и страховыми традициями банк обязательно  должен иметь полис комплексного банковского страхования Ваnkers Вlаnket Воnd(ВВВ). Необходимость страхования специфических банковских рисков никем под сомнение не ставится, сложность этой группы видов страхования не является камнем преткновения для заключения соответствующих договоров.

В значительной степени этому способствуют относительно высокая степень прозрачности деятельности банков, трансформации в сфере банковской конкуренции, стремление повысить имидж банка (для тех стран, где этот вид страхования не является обязательным), а также расширение круга рисков, наносящих убытки банкам, с одновременным увеличением их частоты.

Тот факт, что заключение договора страхования банковских рисков означает определенную  степень зависимости, подконтрольности, используется западными  банкирами в рекламных целях.

Обычная в таких случаях комплексная  проверка деятельности банка, в случае благоприятного исхода, значительно  повышает его рейтинг. Банк, приступающий к страхованию своих рисков, как  правило, не имеет ошибочных заблуждений  относительно того, что процедура эта скорая и недорогая.

Информация о работе Становление страхового рынка в РФ, его элементы и структура