Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:14, лекция
Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. К тому времени, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Правильность подсчета доходов и расходов, сбора налогов, требовала установления контроля, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников.
В Китае Государственная система учета династии Чжоу, созданная в первом тысячелетии до н.э., включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.
9.3.
Аналитические процедуры
Аналитические процедуры — анализ существенных показателей и тенденций, включая итоговое исследование взаимодействий и взаимосвязей, не соответствующих прочей информации и прогнозным значениям. При проведении аналитических процедур используются различные методы — от сравнений до комплексного анализа с применением статистических методов.
Аналитические процедуры применяются:
1) при планировании аудита;
2) в качестве процедур проверки
получения аудиторских
3) при проведении общего обзора бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнем этапе аудита.
Данные процедуры могут быть применены к бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности компонентов, отдельным элементам финансовой информации.
Аналитические процедуры включают рассмотрение финансовой информации субъекта в сравнении с:
При
осуществлении аналитических
Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур зависит от следующих факторов:
1) существенности анализируемых статей;
2) объема других процедур, направленных на эти же цели;
3) точности прогнозирования
4) оценки риска системы контроля.
Аудитор должен исследовать обнаруженные в результате проведения аналитических процедур значительные изменения или взаимосвязи, противоречащие другой информации или отличающиеся от прогнозируемых сумм. Исследование проводится в виде составления запросов руководству, получения подтверждения его ответов и рассмотрения необходимости применения прочих аудиторских процедур в случае неудовлетворительности информации, полученной в результате вышеописанных процедур.
9.4.
Особенности получения доказательств относительно начальных сальдо
Начальные сальдо — это остатки на счетах, имеющиеся на начало периода. Они основываются на сальдо счетов на конец предыдущего периода и отражают влияние операций и учетной политики предыдущего периода.
Начальные сальдо проверяются, если аудит проводится впервые, или предыдущий аудит проводился другим аудитором, или выявлены условные факты и обязательства, существовавшие на начало периода.
При первой проверке аудитор должен получить доказательства того, что:
Объем и характер информации, которую необходимо собрать в отношении начальных сальдо, зависят от следующих факторов:
Если предыдущая проверка проводилась другим аудитором, то действующий аудитор может ознакомиться с рабочими документами предшественника, принимая во внимание его профессиональную компетентность и независимость. Если заключение предыдущего аудитора было отличным от безусловно положительного, то в текущем периоде надо уделить внимание тем проблемам, которые к этому привели. При личном обращении к предшественнику аудитор должен соблюдать профессиональные этические нормы.
Если
описанные выше процедуры не привели
к желаемым результатам, то аудитор
прибегает к альтернативным процедурам
(рассмотрению операций, произошедших
в текущем периоде и
9.5.
Особенности получения аудиторских доказательств в отношении отдельных статей отчетности
9.5.1.
Присутствие при инвентаризации товарно-материальных запасов
Если величина запасов существенна для бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен по возможности присутствовать при их инвентаризации. Если это невозможно, аудитор должен провести инвентарный подсчет и при необходимости проверить промежуточные операции.
Если
характер и местонахождение товарно-
Планируя процедуры, аудитор определяет по отношению к товарно-материальным запасам следующее:
1) особенности систем
2) риски и уровень
3) адекватность утвержденного
4) сроки проведения инвентарного подсчета;
5) необходимость привлечения
Аудитор должен ознакомиться с политикой руководства заказчика относительно:
1) процедур контроля;
2) порядка определения объема незавершенного производства:
3) изделий, подлежащих списанию или реализации;
4) запасов, принадлежащих
5) наличия указаний, регламентирующих внутреннее и внешнее движение запасов до и после даты окончания отчетного периода.
Если риск системы контроля ниже высокого, то аудитор может воспользоваться результатами инвентаризации, проведенной ранее даты окончания отчетного периода, и проверить правильность отражения в учете изменений запасов, произошедших между датой подсчета и датой окончания отчетного периода.
Если запасы находятся на хранении у третьей стороны, то аудитор должен получить от нее подтверждение относительно утверждений, касающихся этих запасов. При этом необходимо учитывать степень независимости третьей стороны и целесообразность:
1) личного наблюдения или
2) получения заключения аудитора
относительно адекватности
3) проверки документации, находящейся на хранении у третьих сторон.
9.5.2.
Подтверждение дебиторской задолженности
Получение прямого подтверждения планируется, если величина дебиторской задолженности существенна и есть основания рассчитывать на получение ответа от дебиторов.
Если аудитор полагает, что на ответ от дебиторов рассчитывать нельзя, то нужно выполнить альтернативные процедуры (например, изучить последующие поступления денежных средств, отраженных в описях по счетам). Запросы о подтверждении направляются дебиторам от имени аудитора вместе с разрешением руководства субъекта на раскрытие дебиторами необходимой информации.
Форма запроса может быть положительной (требуется подтвердить или выразить несогласие с сальдо счета) либо отрицательной (ответ требуется только в случае несогласия с сальдо). Первая форма позволяет получить более надежные аудиторские доказательства. Можно использовать комбинации этих форм. Если ответы не получены, следует выполнить альтернативные процедуры или рассматривать статью как искажение отчетности.
Если руководство обращается к аудитору с просьбой не направлять запросов дебиторам, необходимо проанализировать причины этой просьбы и, если они веские (например, напряженные отношения с дебитором), выполнить альтернативные процедуры.
9.6.
Использование заявлений
руководства заказчика в
Заявления руководства — это сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.
Аудитор может попросить руководство заявить:
Аудитор должен получить письменные заявления от руководства, если предполагается, что получить аудиторские доказательства другим путем невозможно. Если же другие доказательства могут быть доступны аудитору, то заявления руководства не могут их заменить. В случаях, когда аудитор считает, что другие доказательства существуют и доступны, но он не может их получить, это расценивается как ограничение объема аудита, несмотря на информацию, предоставленную в заявлениях руководства. Однако в некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно на основе заявлений руководства (например, информация о намерениях исполнительного органа относительно сохранения на балансе каких-либо активов).
При
получении заявлений
Если
заявления руководства
Если заявления от руководства поступили в устной форме, то аудитор должен включить их в рабочие документы в виде краткого изложения беседы; однако лучшим доказательством будут являться письменные заявления. Они могут быть оформлены в виде:
1) письма-заявления от
2) письма аудитора с изложением
его понимания заявлений
3) протоколов заседаний органов
управления или подписанного
руководством экземпляра
Письмо-заявление должно быть адресовано аудитору, датировано и подписано полномочными лицами (как правило, генеральным и (или) финансовым директором).
Если руководство отказывается предоставить необходимые заявления, то это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки, в этом случае аудитор выражает модифицированное мнение.
Вопросы для самопроверки
10.
Завершение аудиторской проверки
10.1.
Аудиторское заключение
В результате проведения аудиторской проверки выдается аудиторское заключение.
Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение может быть безоговорочно положительным и модифицированным. Последнее включает несколько разновидностей (с привлекающей внимание частью, с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения).
Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности