Точка равновесия и период времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание

В данной работе предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишек, их влияние на рыночную цену, характеристика равновесной цены в кратчайшем, краткосрочном и долгосрочном периодах.

Содержание

. Введение……………………………………………………………

II. Рыночное равновесие:

1. Рыночный спрос………………………………………………..

1.1. Рынок и закон спроса……………………………………….

1.2. Изменение спроса……………………………………………..

1.3. Взаимосвязь спроса и предложения……………………………

2. Рыночное предложение:………………………………………….

2.1. Закон предложения……………………………………………..

2.2. Детерминанты предложения………………………………….

2.3. Изменение в предложении…………………………………….

2.4. Краткосрочный период времени…………………………………

2.5. Долгосрочный период времени………………………………………

2.6. Взаимосвязь между краткосрочным и долгосрочным периодами…

III. Заключение……………………………………………………………………

IV. Список используемой литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

иванов курсовая рыночное равновесие и период времени 2.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)
 
 

План.

I. Введение…………………………………………………………

II. Рыночное равновесие:

     1. Рыночный спрос………………………………………………..

         1.1. Рынок и закон спроса……………………………………….

         1.2. Изменение спроса……………………………………………..

         1.3. Взаимосвязь спроса и предложения……………………………

     2. Рыночное предложение:………………………………………….

         2.1. Закон предложения……………………………………………..

         2.2. Детерминанты предложения………………………………….

         2.3. Изменение в предложении…………………………………….

         2.4. Краткосрочный период времени…………………………………

         2.5. Долгосрочный период времени………………………………………

         2.6. Взаимосвязь между краткосрочным  и долгосрочным периодами…

III. Заключение……………………………………………………………………

IV. Список используемой литературы…………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1. Введение.
 

     Как известно, любая система стремится  к достижению равновесного состояния  и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем несмотря на то, что их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей ,каждый из которых имеет свои интересы и потребности.

        Но человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены, ограниченность ресурсов не позволяет достичь идеального решения. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.

     В условиях совершенной конкуренции  на рынке постоянно встречаются  продавец и покупатель, и таким  образом при их столкновении  определяется цена товара. При  этом учитываются затраты продавца  или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.

     ”Предложение” и “спрос” —  два наиважнейших понятия экономики.  Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления.

     Как известно, в рыночной экономике  спрос определяет предложение.  Но это вовсе не значит, что  предложение меньше по своей  значимости, чем спрос. Его изучение  так же необходимо для правильного  понимания и решения проблем, встающих перед экономистами и менеджерами. Как поставить производство, чтобы оно приносило максимальную прибыль? Как понизить издержки? Как создать план деятельности фирмы на будущее? Что лучше: продолжать производство или пора остановить предприятие? Это очень важные вопросы, от решения которых зависит судьба предприятия в частности и государства в целом.

     Изучение же спроса на рынке  сейчас становится первоочередной  задачей при функционировании  предприятия. Постоянное отслеживание  спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

       Количественным соответствием спроса  и предложения товаров, услуг  и ресурсов называют рыночное равновесие. Рыночное равновесие затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

           В данной работе предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишек, их влияние на рыночную цену, характеристика равновесной цены в кратчайшем, краткосрочном и долгосрочном периодах. 
 

     Понятие рыночного равновесия и равновесной цены 

     Рыночное  равновесие – ситуация на рынке, когда  спрос (D) и предложение (S) находятся  в состоянии равновесия, которое  характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 1). 

      . 

     Равновесная цена – единая цена, по которой продается  и покупается равное количество товара. Количество товара, при котором наступает рыночное равновесие – равновесное количество. 

      Рис. 1. Рыночное равновесие 

Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный  излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. Если бы конкурентные цены автоматически  не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть. Способность рыночных сил, таким образом, синхронизировать решения рынка о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

     Но  состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

     Если  реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

     Чтобы избежать изменения цены, производители  могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1,а).

     Если  реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

     Рисунок 1а 

     Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

     С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя –  это разность между максимальной ценой, которую может заплатить  потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного  товара.

     Цена  спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. .2).

     

     рисунок 2

     Изменение спроса. Вначале рассмотрим влияние изменения спроса, приняв допущение, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос вырос. Обратимся к рисунку 1 отметим, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса окажется выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Аналогично, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесных цены и количества.

     Изменение предложения. Теперь проанализируем воздействие изменения предложения, когда величина спроса остается постоянной. Когда предложение увеличивается, новая точка пересечения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта возрастает. С другой сторону, сокращение предложения ведет к повышению цены. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.  
 
 

1. Рыночный спрос.

1.1. Рынок и закон  спроса.

     Рынок косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики.

    

     Состояние рынка определяется  соотношением величины спроса и предложения.

     Спрос и предложение взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса - максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

          Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

      

     Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

     На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.  

Информация о работе Точка равновесия и период времени