Зарубежные банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 162.29 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Банковская система –  одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют  хозяйство, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности труда.

Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики в рыночной экономике. В его функции  входит выбор целей и приоритетов, разработка соответствующей стратегии  и тактики денежно-кредитной политики, а также её реализация посредством  разнообразных инструментов и методов. Помимо этого, одной из основных задач  центрального банка является поддержание  стабильности функционирования банковской и денежной систем страны. В странах  с развитой банковской системой денежно-кредитная  и валютная политика имеют статус одного из ключевых инструментов воздействия  на экономическую конъюнктуру для  достижения планируемых государством ориентиров экономического развития.

Последнее десятилетие было отмечено значительным возрастанием роли центральных банков в регулировании  экономических процессов. В особенности  это касается развитых стран: так, в  США от решений Федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС  во многом зависит динамика экономического развития. Рост зависимости национальных экономических систем от конъюнктуры  мирового финансового рынка потребовал от центральных банков принятия адекватных мер денежно-кредитной политики, способных обеспечить стабильность экономического развития или достаточно быстрое преодоление последствий  финансового кризиса.

При планировании и подготовке регулирующих мероприятий в современных  условиях наиболее актуальным является вопрос о выборе тех или иных инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру. Опыт денежно-кредитного регулирования в развитых странах в последней четверти XX века показывает ослабление взаимосвязи между динамикой денежной массы и среднегодовым уровнем инфляции. Во многом это обусловлено "размыванием" границ национальных финансовых рынков, ростом их зависимости от внешних факторов, находящихся вне сферы контроля центральных банков. В результате меняются цели использования ряда "классических" инструментов денежно-кредитной политики (купля-продажа финансовых активов на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов): вместо прямого воздействия на объем денежного предложения широкое распространение получило применение указанных инструментов для косвенного влияния на систему процентных ставок и стоимость кредита. Начавшийся в 1990-х гг. процесс перехода центральных банков развитых стран непосредственно к установлению и достижению ориентира по инфляции (инфляционному таргетированию) сопровождался пересмотром имеющихся в арсенале центрального банка механизмов регулирования денежно-кредитной сферы в пользу инструментов, имеющих четко выраженный рыночный характер.

С 1993 г. в России началось интенсивное рaзвитие финансовых рынков, в первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на внутреннем финансовом рынке. Девальвация рубля (рост обменного курса за 1998 г. составил около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила активы, а также создала дополнительные проблемы с возвратом синдицированных кредитов.

На восстановление российской банковской системы понадобилось значительное время. Но банковская система выбралась  из кризиса и в основном за счет собственных возможностей. Материальная помощь со стороны государства была минимальной, не сравнимой с той, которая оказывалась в подобных случаях в зарубежных странах. Решительные меры по ликвидации кризиса банковской системы были приняты непосредственно Банком России - центром этой системы. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.

В отечественной экономической  литературе банковская система рассматривается  как «совокупность различных  видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в  той или иной стране в определенный исторический период». Есть и другое определение: банковская система есть «совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой».

С учетом этих определений  можно утверждать, что в России имеется двухуровневая банковская система рыночного типа, которая  представлена прежде всего Банком России и совокупностью коммерческих банков. Они практически бесперебойно обеспечивают расчеты между всеми звеньями экономики, перераспределяют временно свободные средства, выполняют все остальные банковские функции, постоянно и тесно взаимодействуют на рынке между собой и с внешней средой.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура  банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты  и методы обслуживания клиентуры.

 Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной  банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Задачи:

- изучить инструменты денежно-кредитной политики, а также ознакомиться с мировым опытом её проведения;

- проанализировать статистические данные по разным странам и оценить эффективность деятельности Центробанков;

- рассмотреть сущность  и структуру банковской системы;

- основные функции банковской  системы;

- исследовать особенности  денежно-кредитной политики банков;

- определить роль банковской  системы в рыночной экономике;

Объект исследования - денежно-кредитная сфера экономики.

Предмет исследования - деятельность центральных банков, их воздействие на финансовые рынки.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой разбираются теоретические аспекты функционирования центральных банков, рассказана история их возникновения, даётся характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики: механизм воздействия на денежный рынок, рекомендации по использованию.

Вторая глава представляет собой описание практики использования  инструментов денежно-кредитной политики для достижения конкретных макроэкономических целей. В данной главе раскрыт  многолетний опыт деятельности центральных  банков развитых стран по регулированию  инфляции, приведены примеры вмешательства  на валютный рынок, рассказано о мерах  по регулированию банковского сектора,  системы страхования вкладов.

В третьей главе раскрыты  особенности функционирования банковской системы России на современном этапе и ее роль в развитии экономики.

При написании работы использованы статьи из периодической печати, учебная  литература, ФЗ "О Банке России", сайты интернет.

 

 

 Глава 1. Основы функционирования банковских систем

1.1.История возникновения и статус центральных банков

Исторически можно выделить два пути возникновения центральных  банков. Первый - эволюционный: сначала  банк действует как коммерческий, а затем, в процессе эволюции становится центральным банком. Примером может  служить Банк Англии, который возник в 1694 г. как коммерческий акционерный банк, а впоследствии стал центральным банком. Банк Франции стал эмиссионным центром в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г. Другие банки были учреждены как эмиссионные центры изначально: центральные банки России (1860 г.), Бельгии (1850 г.), Германии (1815 г.), Японии (1882 г.), США (1913 г).

Поначалу основная часть  этих банков была представлена частными банками. В 30-х гг. ХХ в. появилась необходимость регулирования экономики страны, что привело к процессу огосударствления многих центральных банков, проходящему главным образом через их национализацию. В 1936 г. государственным стал Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции, в 1957 г. в ФРГ создан государственный банк. Но не все страны осуществили огосударствление своих центральных банков. Поэтому в настоящее время по форме собственности Центральный банк может быть государственным, акционерным или смешанным.

Капитал государственных  банков принадлежит соответственно государству. К их числу относится  основная часть банков, в частности  Банк России. Акционерные банки - банки, капитал которых формируется за счёт эмиссии акций, держателями которых выступают кредитные учреждения. Традиционно акционерным банком выступает Центральный банк США, называемый Федеральной резервной системой (ФРС), членами которой являются 5470 различных банков. Основой ФРС выступают 12 Федеральных банков (12 округов США). Центральный банк Италии также является акционерным.

Смешанные банки - банки, капитал которых акционерный, но часть акций принадлежит государству. Это центральные банки Австрии, Японии и Швейцарии.

Правовой основой центрального банка выступает Закон о Центральном банке. Если банк акционерный, то помимо этого и Устав центральных банков, а также законы, принимаемые законодательным органом страны. Эффективное воздействие центрального банка на денежной обращение возможно лишь при условии независимости его деятельности. Степень независимости можно определить по таким факторам, как:

  • Участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Однако даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля. Так, хотя по закону об Австрийском национальном банке 50 % его капитала принадлежит юридическим и физическим лицам, собственниками паёв могут стать только те резиденты, которые получили на это согласие министерства финансов. Пай переходит по наследству, и он может быть продан также с согласия министерства. Кроме того, функции и задачи центральных банков обычно определены законодательно. Поэтому собрание собственников может решать лишь ограниченный круг вопросов, не связанных напрямую с экономической политикой банка. Стопроцентное участие государства в капитале считается скорее вопросом престижа и традиций. Влияние государства на центральный банк в разных странах неодинаково, но наиболее независимым является центральный банк США.
  • Процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных банков от органов государственного управления. В большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России.
  • Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой - определяются его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке.
  • Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, т.е. наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка. А со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования.
  • Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.

В целом же положение центральных  банков противоречиво. Политика центральных  банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, ориентированные на экспорт, выступают за снижение курса национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной способности денег, промышленные компании - в дешёвых кредитах, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую занятость. Государство стремится к снижению дефицита платёжного баланса. Эта противоречивость целей экономической политики получила в зарубежной экономической литературе название "магический четырехугольник", углами которого являются: экономический рост, полная занятость, стабильность цен и равновесие платёжного баланса. Одновременное решение этих целей невозможно. Приоритетное направление политики определяется в зависимости от экономической конъюнктуры и расстановки социально-экономических сил.

 

1.2.Цели и функции центральных банков

Деятельность центральных  банков связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и её курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчётов.

Принято также выделять первичную (конечную) цель денежно-кредитной политики. В эпоху золотого стандарта конечной целью было поддержание постоянной цены на золото или, иными словами, сохранение фиксированного валютного курса. В  период Бреттон-Вудской системы в законах о центральном банке конечной целью значилась "внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы": низкая инфляция и фиксированный валютный курс. С переходом на плавающие обменные курсы валют обязательство по поддержанию фиксированного паритета автоматически исчезло, и конечной целью стала ценовая стабильность (Приложение 1). Под ней понимается такой незначительный прирост цен, который не берётся агентами в расчёт при принятии решений. В идеале ценовая стабильность означает нулевую инфляцию, однако по ряду технических причин (например, ошибки статистики, запаздывание в обновлении информации и т.д.) центральные банки не ориентируются на нулевую инфляцию. В результате на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста индекса цен в течение длительного периода времени.

В соответствии с поставленной целью центральный банк выполняет  свои функций. Например, функции ЦБ РФ приведены в ст.4 закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Приложение 1).   Наиболее характерные функции центральных банков могут быть сгруппированы следующим образом.

Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе