Зарубежные банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 162.29 Кб (Скачать документ)

На вопросы о мотивах  деятельности центральных банков, частоте  их вмешательства в валютные торги, времени и контрагентах сделок можно  найти ответ в исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале "Central Banking". Инициатором исследования выступил Федеральный резервный банк Сент-Луиса. Всем членам Банка международных расчётов и Европейскому центральному банку был разослан опросный лист, определяющий спецификации валютных интервенций, проведенных в 2000 - 2009 гг.

Мотивы интервенции при  плавающем курсе широко обсуждаются  в прессе. Как исследователи, так  и официальные лица выступают  в поддержку идеи использования  интервенции для разворота нежелательного краткосрочного тренда на рынке. В частности  в справочнике "Федеральная резервная  система: цели и функции" Совет  управляющих ФРС США говорит  о необходимости противостояния тренду с помощью интервенций. Другая популярная причина - корректировка  краткосрочного отклонения валютного  курса от своего фундаментального значения. Большинство респондентов согласилось с тем, что описанные причины выступают мотивами интервенций: 90% центральных банков иногда или всегда пытаются противостоять развитию нежелательного краткосрочного тренда и 67% стараются вернуть валютный курс к его фундаментальному значению.

К второразрядным целям относят  защиту целевого уровня, ограничение  влияния валютного курса на цены и аккумуляцию резервов.

В последние годы внимание привлёк ещё один интересный мотив  интервенций: извлечение прибыли из валютной операции. Раньше специалисты  полагали, будто центральный банк теряет деньги на интервенции, сейчас же обнаружилось, что они получают значительные доходы от интервенций, особенно при плавающем валютном курсе. Однако ни один из центральных банков, ответивших на вопросы, не указал на фактор доходности как на мотив валютной интервенции. В Резервном банке Австралии  считают, что доходная интервенция  стабилизирует валютный курс. М. Фридмен первым начал утверждать, что стабилизирующая спекуляция эквивалентна доходной спекуляции. Если спекулянты покупают (продают) валюту, когда её курс ниже (выше) равновесного уровня, они толкают курс к равновесию и одновременно получают доход от своей операции. Тем не менее на практическом уровне связь между доходом и стабилизирующей интервенцией выглядит сомнительной.

Обратимся теперь к техническим  характеристикам валютной интервенции, на которые руководители центральных  банков не любят проливать свет:

  • частота вмешательства на рынке. Центральные банки присутствуют на рынке от 0,5 до 40% рабочих дней в году;
  • стерилизация. К сожалению, отсутствует чёткая картина по вопросу стерилизации интервенций. Тех, кто никогда не прибегает к стерилизации, насчитывается 30%, а тех, кто всегда, - 40%. При этом 30% центральных банков прибегают к нестерилизованной интервенции лишь иногда;
  • контрагенты. При проведении операций на валютном рынке центральные банки отдают предпочтение крупным национальным коммерческим банкам как партнёрам по сделкам. Далее по убыванию предпочтений следуют крупные иностранные коммерческие банки и инвестиционные банки;
  • рынок вмешательства. Интервенция практически всегда проводится на спотовом рынке. Иногда денежные власти выходят на форвардный рынок и очень редко на фьючерсный;
  • косвенные интервенции. 24% респондентов использует косвенные способы вмешательства на рынке. Чаще всего центральные банки практикуют изменение регулирующих норм для коммерческих банков по валютным позициям и психологическое давление на игроков валютного рынка. Косвенные методы в ходу преимущественно у денежных властей развивающихся стран с частично конвертируемыми валютами;
  • время проведения интервенции. Большинство операций проводится в течение рабочего дня. Однако почти половина центральных банков иногда осуществляет вмешательство до начала официальных торгов и половина - после окончания торгов. Резервный банк Австралии публично заявляет, когда он намерен проводить интервенцию вне пределов обычного рабочего дня;
  • длительность эффекта. Большинство респондентов ответило, что в течение дня рынок реагирует очень быстро - в несколько минут (39%) или нескольких часов (22%). Другие называют горизонт в несколько дней (28%) или даже больше (11%). По мнению экономистов центральных банков, валютные интервенции продолжают оставаться эффективным инструментом денежно-кредитной политики.

2.3. Банковский контроль и надзор

Каждая страна имеет свою систему по банковскому контролю и надзору. Существуют различия как  в организации и структуре  регулирующих органов, так и в  требованиях, предъявляемых к банкам.

Правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая  выдаёт лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Поскольку каждый штат вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

В отличие от других стран  в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Департаментом  Казначейства по надзору за сберегательными  учреждениями) и за кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных  союзов).

Тесное сотрудничество между  центральным банком, органами банковского  надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и  для Великобритании, Германии и Франции. Одновременно с этим надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в  Японии и Канаде практически не имеет  большого значения в Великобритании.

Банк Англии несёт ответственность  за поддержание общей стабильности финансовой системы в целом. Поскольку  его ответственность за контроль индивидуальных банков была передана FSA, то в этой части роль Банка  ограничена выявлением и ограничением степени системного финансового  риска. Это связано с пристальным  мониторингом инфраструктуры финансовой системы, в частности систем осуществления  платежей. Банк также контролирует экономические и финансовые нововведения на рынке как часть своего общего контроля функционирования системы.

Крайняя мера воздействия  на коммерческий банк - отзыв лицензии - активно применяется Банком России. Так недавно лишились лицензий ООО "Банк экспорта", "Санкт-Петербургский  банк реконструкции и развития", ЗАО "Городской расчётный корпоративный  банк", "Евростройбанк", "Градобанк", "Сибирский экономический банк", банк "Новокубанский" и небанковская кредитная организация "Межрегиональный расчётный центр". Наиболее частой причиной отзыва лицензии является нарушение закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". С 1991 года в России прекратили существование 1906 банков. У большинства из них Банком России была отозвана лицензия. Наибольшее количество действующих кредитных организаций, включая небанковские, было зафиксировано в 1996 году - 2603. А вот рекорд по количеству отозванных и аннулированных лицензий пришёлся на 1997 год (333 лицензии), это связано с введением нового плана счётов бухгалтерского учёта. Последний массовый исход пришёлся на 1998-1999 годы (379 лицензий), когда банки проигрались на валютных опционах [26].

Однако по количеству банков или отозванных лицензий (см. табл.1) Россия всё же уступает другим странам. В России оно сопоставимо с тем, что наблюдается в Польше. Другой пример - США. Два года назад в этой стране было 8,5 тысяч банков, а сейчас - 7,5 тысяч. Между тем, по словам экспертов, никто не воспринимает это как проблему, потому что там отработаны процедуры оздоровления и присоединения одного проблемного банка к другому, о чём клиенты, как правило, даже не подозревают [24].

 

Таблица 1

Количество отозванных лицензий у  банков с 2006по 2009 гг.

2006

2007

2008

2009

16

30

35

60


 

Источник: http://www.ubanks.

В рамках банковского надзора  и стабилизации финансовой системы  были разработаны международные  соглашения Базель I и Базель II, кроме того в развитых странах уже давно действует система страхования вкладов, с 2004-2005 гг. вводятся МСФО.

В настоящее время в  состав Базельского комитета входят представители центральных банков и надзорных органов следующих государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.

Как известно, в 2004 году Банк России продекларировал свою приверженность Новому Базельскому Соглашению по капиталу, избрал вариант его введения и установил сроки. Предполагается, что в рамках первого компонента Соглашения к 2008 году будет применяться упрощённый стандартизированный подход по оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены к 2009 году.

Лаг в один-два года по отношению к развитым странам-членам "большой десятки" был определён  для того, чтобы иметь возможность  использовать их опыт, а также подготовить  необходимую платформу для эффективного и безболезненного введения Базеля II в России.

В большинстве стран разработаны  планы-графики по внедрению Соглашения, а также определён круг ответственных  лиц и организаций, составлены методики и рекомендации для банков (см. Приложение 3)

В США после обсуждения Соглашения с представителями финансового  сектора и определения возможности  различных банков применять те или  иные варианты оценки была разработана  программа, дающая полную картину введения Базеля II в стране. Так как основной принцип надзорных органов США - комфортность и минимизация стрессов для банковской системы, процесс перехода к Соглашению был разбит на несколько транзитных этапов, а сроки окончательного введения Базель II являются достаточно гибкими и определены лишь ориентировочно - 2010 год.

После многократного тестирования национальной банковской системы надзорные  органы США пришли к мнению, что  только 10 крупнейших банков страны, с  размером активов более 250 млрд. долл. или имеющих не менее 10 млрд. долл. зарубежных активов, могут начать использовать сложные методы расчёта рисков с 2007 года. При чём до этого им необходимо будет выполнить ряд дополнительных требований - создать необходимую инфраструктуру, обеспечить полную транспарентность своих операций. Для всех остальных банков обязательным к применению остаётся Соглашение Базель I, которое будет модифицироваться, постепенно приближаясь по сути к Соглашению Базель II.

План ЕС имеет более  жёсткие сроки, чем США. Помимо принципов  и целей, Директива содержит детализированные технические аспекты реформирования банковских систем стран-членов ЕС. В  то же время национальным регулирующим органам предоставляется возможность  самостоятельной разработки программы  перехода к Базелю II с учётом своей  страновой специфики или выбора одного из многочисленных вариантов, предлагаемых Директивой. Координацией подготовительного процесса перехода в ЕС занимаются Комитет европейских органов по банковскому надзору и Европейский центральный банк. В каждой стране-члене ЕС созданы целевые группы, разработаны планы-графики, ведётся подготовка законодательной платформы банковского надзора, проводятся многочисленные консультации и апробации.

Аналогичным образом работа организована большинством стран, выразившим своё намерение перехода к Базелю II.

Осталось всего 2 года до объявленного Банком России начала ввода  Базеля II, однако полностью не реализован ни один из этапов, рекомендованных Базельским комитетом. Не построена сильная финансовая инфраструктура, нет качественных изменений в национальных стандартах банковской деятельности, не снижается влияние государственных банков, не обеспечена прозрачность операций банков и финансового рынка в целом. Требуется пересмотр самой системы регулирования банковской деятельности и обеспечение смещения акцентов с контрольно-ревизионных функций надзора на риск-ориентированные.

К тому же требуют решения  некоторые технические вопросы  надзорной практики: требует доработки  система и порядок выявления  банковских рисков, не обеспечена дифференциация подхода к регулированию деятельности отдельных субъектов банковской системы, необходимо внести ясность  в определение и расчёт капитала, устранив имеющуюся двойственность трактовок. К примеру, показатель достаточности  капитала у некоторых крупных  системообразующих банков, рассчитанный по российской методике колеблется на уровне 12-14%, а при расчёте по системе МСФО показывает более высокий результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  функционирования банковской системы  России на современном этапе и ее роль в развитии экономики

3.1 Понятие банковской  системы, ее структура и институты

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что  банковская система включает Центральный  банк, кредитные организации и  их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. systeme - целое, составленное из частей, соединение). Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.

Правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации  Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через  который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике.

Банковская система —  это такое целостное образование, совокупность элементов ее можно  представить в виде следующих  блоков и их элементов:

I. Фундаментальный блок

— Банк как денежно-кредитный  институт

— Правила банковской деятельности

II. Организационный блок

— Виды банков и небанковских кредитных организаций

— Основы банковской деятельности

— Организационная основа банковской деятельности

— Банковская инфраструктура

III. Регулирующий блок

— Государственное регулирование  банковской деятельности

— Банковское законодательство

— Нормативные положения  Центрального банка Российской Федерации

— Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками  в целях регулирования их деятельности.

Представленные блоки  и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает рядом  признаков:

- включает элементы, подчиненные  определенному единству, отвечающие  единым целям;

- имеет специфические  свойства;

- действует как единое  целое;

- является динамичной;

- выступает как система  «закрытого» типа;

Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе