Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.
На вопросы о мотивах деятельности центральных банков, частоте их вмешательства в валютные торги, времени и контрагентах сделок можно найти ответ в исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале "Central Banking". Инициатором исследования выступил Федеральный резервный банк Сент-Луиса. Всем членам Банка международных расчётов и Европейскому центральному банку был разослан опросный лист, определяющий спецификации валютных интервенций, проведенных в 2000 - 2009 гг.
Мотивы интервенции при
плавающем курсе широко обсуждаются
в прессе. Как исследователи, так
и официальные лица выступают
в поддержку идеи использования
интервенции для разворота
К второразрядным целям относят защиту целевого уровня, ограничение влияния валютного курса на цены и аккумуляцию резервов.
В последние годы внимание привлёк ещё один интересный мотив интервенций: извлечение прибыли из валютной операции. Раньше специалисты полагали, будто центральный банк теряет деньги на интервенции, сейчас же обнаружилось, что они получают значительные доходы от интервенций, особенно при плавающем валютном курсе. Однако ни один из центральных банков, ответивших на вопросы, не указал на фактор доходности как на мотив валютной интервенции. В Резервном банке Австралии считают, что доходная интервенция стабилизирует валютный курс. М. Фридмен первым начал утверждать, что стабилизирующая спекуляция эквивалентна доходной спекуляции. Если спекулянты покупают (продают) валюту, когда её курс ниже (выше) равновесного уровня, они толкают курс к равновесию и одновременно получают доход от своей операции. Тем не менее на практическом уровне связь между доходом и стабилизирующей интервенцией выглядит сомнительной.
Обратимся теперь к техническим характеристикам валютной интервенции, на которые руководители центральных банков не любят проливать свет:
2.3. Банковский контроль и надзор
Каждая страна имеет свою систему по банковскому контролю и надзору. Существуют различия как в организации и структуре регулирующих органов, так и в требованиях, предъявляемых к банкам.
Правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдаёт лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Поскольку каждый штат вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.
В отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Департаментом Казначейства по надзору за сберегательными учреждениями) и за кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).
Тесное сотрудничество между
центральным банком, органами банковского
надзора и министерством
Банк Англии несёт ответственность за поддержание общей стабильности финансовой системы в целом. Поскольку его ответственность за контроль индивидуальных банков была передана FSA, то в этой части роль Банка ограничена выявлением и ограничением степени системного финансового риска. Это связано с пристальным мониторингом инфраструктуры финансовой системы, в частности систем осуществления платежей. Банк также контролирует экономические и финансовые нововведения на рынке как часть своего общего контроля функционирования системы.
Крайняя мера воздействия
на коммерческий банк - отзыв лицензии
- активно применяется Банком России.
Так недавно лишились лицензий ООО
"Банк экспорта", "Санкт-Петербургский
банк реконструкции и развития",
ЗАО "Городской расчётный
Однако по количеству банков или отозванных лицензий (см. табл.1) Россия всё же уступает другим странам. В России оно сопоставимо с тем, что наблюдается в Польше. Другой пример - США. Два года назад в этой стране было 8,5 тысяч банков, а сейчас - 7,5 тысяч. Между тем, по словам экспертов, никто не воспринимает это как проблему, потому что там отработаны процедуры оздоровления и присоединения одного проблемного банка к другому, о чём клиенты, как правило, даже не подозревают [24].
Таблица 1
Количество отозванных лицензий у банков с 2006по 2009 гг. | |||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
16 |
30 |
35 |
60 |
Источник: http://www.ubanks.
В рамках банковского надзора и стабилизации финансовой системы были разработаны международные соглашения Базель I и Базель II, кроме того в развитых странах уже давно действует система страхования вкладов, с 2004-2005 гг. вводятся МСФО.
В настоящее время в состав Базельского комитета входят представители центральных банков и надзорных органов следующих государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.
Как известно, в 2004 году Банк России продекларировал свою приверженность Новому Базельскому Соглашению по капиталу, избрал вариант его введения и установил сроки. Предполагается, что в рамках первого компонента Соглашения к 2008 году будет применяться упрощённый стандартизированный подход по оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены к 2009 году.
Лаг в один-два года по
отношению к развитым странам-членам
"большой десятки" был определён
для того, чтобы иметь возможность
использовать их опыт, а также подготовить
необходимую платформу для
В большинстве стран разработаны планы-графики по внедрению Соглашения, а также определён круг ответственных лиц и организаций, составлены методики и рекомендации для банков (см. Приложение 3)
В США после обсуждения
Соглашения с представителями финансового
сектора и определения
После многократного тестирования национальной банковской системы надзорные органы США пришли к мнению, что только 10 крупнейших банков страны, с размером активов более 250 млрд. долл. или имеющих не менее 10 млрд. долл. зарубежных активов, могут начать использовать сложные методы расчёта рисков с 2007 года. При чём до этого им необходимо будет выполнить ряд дополнительных требований - создать необходимую инфраструктуру, обеспечить полную транспарентность своих операций. Для всех остальных банков обязательным к применению остаётся Соглашение Базель I, которое будет модифицироваться, постепенно приближаясь по сути к Соглашению Базель II.
План ЕС имеет более
жёсткие сроки, чем США. Помимо принципов
и целей, Директива содержит детализированные
технические аспекты
Аналогичным образом работа организована большинством стран, выразившим своё намерение перехода к Базелю II.
Осталось всего 2 года до объявленного Банком России начала ввода Базеля II, однако полностью не реализован ни один из этапов, рекомендованных Базельским комитетом. Не построена сильная финансовая инфраструктура, нет качественных изменений в национальных стандартах банковской деятельности, не снижается влияние государственных банков, не обеспечена прозрачность операций банков и финансового рынка в целом. Требуется пересмотр самой системы регулирования банковской деятельности и обеспечение смещения акцентов с контрольно-ревизионных функций надзора на риск-ориентированные.
К тому же требуют решения
некоторые технические вопросы
надзорной практики: требует доработки
система и порядок выявления
банковских рисков, не обеспечена дифференциация
подхода к регулированию
Глава 3. Особенности функционирования банковской системы России на современном этапе и ее роль в развитии экономики
3.1 Понятие банковской
системы, ее структура и
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. systeme - целое, составленное из частей, соединение). Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике.
Банковская система —
это такое целостное
I. Фундаментальный блок
— Банк как денежно-кредитный институт
— Правила банковской деятельности
II. Организационный блок
— Виды банков и небанковских кредитных организаций
— Основы банковской деятельности
— Организационная основа банковской деятельности
— Банковская инфраструктура
III. Регулирующий блок
— Государственное регулирование банковской деятельности
— Банковское законодательство
— Нормативные положения Центрального банка Российской Федерации
— Инструктивные материалы,
разработанные коммерческими
Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает рядом признаков:
- включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;
- имеет специфические свойства;
- действует как единое целое;
- является динамичной;
- выступает как система «закрытого» типа;
Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе