Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.
После финансового кризиса в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом. В период с 2000 по начало 2008 г. ставка отчисления в фонды обязательных резервов по рублёвым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам. Общий объём средств фондов в начале 2009 г, оценивался в 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.). В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран (Приложение 2).
Европейский центральный банк и центральные банки стран еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов. Некоторые страны - с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции - исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности, это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.
В России уровень отчислений
в фонды обязательного
В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов, в частности при снижении физического объема и доли золотого запаса в объеме официальных резервов. Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста. В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объёмом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место. В отличие от ведущих стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
Важным составным элементом функциональной системы, поддерживающей определённый уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.
По мнению большинства специалистов, современная система рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает коммерческие банки в увеличении объёмов кредитования. Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объёмах, в частности объём ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2008 г., составил всего 1,4 млрд. руб., т.е. десятые доли процентов от активов ЦБ. Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заёмщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение достаточно могут позволить только крупные банки. Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты - внутридневной (беспроцентный), "овернайт", т.е. на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%). Поскольку в последние годы Центральный банк проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остаётся достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки. Кредиты ЦБ не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов, поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.
Процесс обратный инфляции - дефляция - не является благом для экономики. Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдаётся товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и соответственно более низкими ценами. Следует подчеркнуть, что номинальная учётная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции.
В Японии дефляция составляла в 2002 г.0,996, в 2003 г. - 0,5%, в 2005 г. - 1,6%; в Китае в 2002 г. - 0,8%; в Гонконге в 2002 г. - 3,0%, в 2003 г. - 2,6%; а Сингапуре в 2002 г. - 0,4%; на Тайване в 2002 г. - 0,2%, в 2003 г. - 0,3%, в Израиле в 2006 г. - 0,2%. Наиболее продолжительная дефляция наблюдается в Японии, центральный банк страны не может с ней справиться с 1997 г.
В частности, чтобы выйти из стагнационно-дефляционной спирали, японское правительство проводило так называемую политику количественного смягчения. В 2008 г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках примерно 250 - 300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования. Ожидается, что объём беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнёт постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд. долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.
В период с марта 2004 г. по март 2009 г. в русле разработанной Банком Японии концепции количественного расширения ликвидной базы с целью преодоления дефляции в качестве операционной цели использовалась не ставка овернайт, а размер текущих балансов финансовых инструментов, находящихся на счетах в Банке Японии. 9 марта 2009 г. Совет по политике Банка Японии в связи с изменением финансово - экономических условий в стране принял решение перейти к прежнему операционному ориентиру денежно - кредитной политики ставке call rate.
Основной из главных проблем японской экономики стала длительная стагнация и сопровождавшая её дефляция в течение 1990-х - начала 2000-х годов. В качестве основной причины дефляции в Японии эксперты выделяют прорыв спекулятивного финансового "пузыря" на фондовом рынке страны в 1990 г. и его негативные последствия для финансово - экономического положения в целом и для денежного обращения в частности. Банк Японии сначала подпитывал эти "пузыри" дешевыми деньгами, а затем пытался остановить их дальнейшее раздувание, последовательно повышая базисную процентную ставку. В течение этого периода происходило нарастающее обострение проблемы стагфляции, то есть сочетание экономического спада с дефляцией. Государственный долг вырос с 60% ВВП в 1990 г. до 140% ВВП в конце 90-х годов. В начале 1999 г. Банк Японии был вынужден в ответ на хроническую дефляцию снизить официальную учетную ставку до 0,069%. В сжатые сроки (с февраля по сентябрь 2001 г.) в три этапа она была снижена с 0,5 до 0,1%. В этих условиях Центральный Банк Японии не в состоянии был стимулировать спрос в экономике и оживление деловой активности. Кризисная ситуация вынудила японский парламент принять в 1998 г. новый закон о центральном банке, запрещающий автономию ЦБ по отношению министерства финансов страны и определил в качестве приоритетной денежно - кредитной политики поддержание ценовой стабильности, путем не допущения инфляции и дефляции.
Руководство Банка Японии 19 марта 2001 г. под воздействием ухудшающей ситуации в денежно - кредитной сфере, а так же под давлением промышленных и финансовых кругов, приняло решение о внесении в механизм денежно - кредитной политики. На вооружение была взята Концепция количественного расширения ликвидности (quantitative easing) межбанковского рынка. Эта концепция включает три основных компонента:
а) изменение операционной цели политики Банка Японии на открытом рынке, то есть отказ от количественного ориентира процентной ставки call rate и определение целевой установки по общему объему баланса депозитных счетов финансовых институтов в Банке Японии;
б) решение руководства Банка Японии по существенному увеличению операций аутрайт по покупке японских правительственных облигаций (JGB) для пополнения средств финансовых институтов;
в) обязательства Банка
Японии обеспечивать ежегодный рост
индекса потребительских цен, путем
использования действующего механизма
операций на открытом рынке до тех
пор, пока индекс потребительских цен
не будет иметь ежегодную
Концепция расширения ликвидной базы межбанковского рынка активно использовалась Банком Японии в период с марта 2001 г. по март 2006 г. и в целом способствовала постепенному выходу из фазы дефляции.
С целью дальнейшего расширения ликвидной базы Банк Японии 20 января 2006 г. после проведенной оценки экономической ситуации в стране вновь увеличил границы коридора целевой установки по объему текущих депозитных счетов до 30-35 трлн. иен, которые сохранялись вплоть до отмены данного целевого ориентира с 9 марта 2009 г.
Побочным эффектом введения Банком Японии нового механизма расширения ликвидной базы стало значительное падение активности финансовых институтов на межбанковском денежном рынке. В условиях нулевых процентных ставок его участники не склонны инвестировать средства в рыночные инструменты, поскольку доходность таких операций не достаточна даже для того, чтобы покрыть торговые издержки. Произошло резкое сокращение объема сделок между участниками денежного рынка. Это вызывает серьезную озабоченность банков, поскольку они не уверены, что смогут бесперебойно пополнять свою ликвидность в случае повышения уровня процентных ставок. Чем активнее центральный банк непосредственно участвует в операциях по поддержанию устойчивости денежного рынка, тем выше спрос на балансы текущих депозитных счетов финансовых институтов, который должен компенсировать их неудовлетворенный спрос на ликвидность на межбанковском денежном рынке. Активная роль Банка Японии в стимулировании роста ликвидной базы финансовых институтов в определенной мере нарушает действие рыночного механизма регулирования банковской ликвидности, потенциально повышая риск неустойчивости денежного рынка.
Банк Японии значительно активизировал пополнение размера балансов центрального банка за счет вторичного источника - стимулирование спроса на так называемые избыточные резервы для совершения сделок с японскими правительственными облигациями (Japaneese Govemment Bonds, JGB) на открытом рынке. В то же время традиционные операции с краткосрочными финансовыми векселями (financial bills, FB) и казначейскими векселями (treasury bills, TB) становились все менее эффективными, поскольку процентные ставки по ним находились практически на нулевом уровне. В результате возникла тупиковая ситуация при которой потребность в поддержании значительного размера текущих депозитных счетов уже не могла быть удовлетворена за счет низкого спроса на бездоходные краткосрочные векселя. Банк Японии принял решение резко активизировать операции с долгосрочными правительственными облигациями, существенно увеличив их долю в денежной базе, чему в немалой степени способствовало, то обстоятельство, что процентные ставки по ним были положительными, а по отдельным видам (по тридцатилетним бондам) доходили до 1 %. В 2003 г. объем покупок Банком Японии этих видов ценных бумаг составил 1200 млрд иен в месяц по сравнению с 400 млрд иен в месяц в период до марта 2006 года. В результате доля покупок Банком Японии JGB в денежной базе возросла до 60%.
Индекс потребительских цен в Японии в октябре 2006 года впервые вышел на нулевое значение, с ноября стал положительным, а в течение января - июня 2006 года индекс цен стабильно находился в пределах 0,5% в годовом исчислении.
2.2. Регулирование валютного курса
За поведением центральных банков на валютном рынке проследить непросто. Они не обязаны афишировать свою деятельность, а на практике большинство умалчивает о характере проводимых операций. Исключение составляют единицы, например, Швейцарский национальный банк, который публикует информацию об интервенции в момент её проведения. Если интервенция открытая, то информация о ней публикуется в протоколе заседания Центробанка.
В случае необходимости национальные центральные банки совместно вмешиваются в торги на глобальном валютном рынке. Типичный пример - скоординированные интервенции центральных банков США, Канады, Японии, Германии и Франции в поддержку курса евро. 22 сентября 2000 года ЕЦБ наконец предпринял первую интервенцию, чтобы поддержать свою ослабленную валюту. Наиболее примечательным в этой интервенции были совместные действия банков. Сроки были выбраны удачно, так как рост евро неожиданно начался ещё до открытия заседания лидеров стран Большой Семёрки. Эффективность интервенции также была обусловлена тем, что в ней принимал участие Банк США и тем, что она началась уже на фоне роста евро (эффект инерции).
В 1970-х гг. правительства Франции, Италии, Испании и Великобритании нередко косвенно манипулировали валютными активами национальной экономики. Использовавшиеся методы косвенного влияния на валютный курс включали контроль за движением капитала (налоги и ограничения на операции с иностранными активами) и валютный контроль (ограничения на торговлю иностранными валютами). Как правило, к косвенным интервенциям прибегают в посткризисный период. Например, Испания, Португалия и Ирландия воспользовались косвенными интервенциями сразу после кризиса европейского механизма обменных курсов в 1992 - 1993 гг., а Малайзия, Пакистан и Россия - после азиатского кризиса 1997 - 1998 гг.
В настоящее время наиболее вероятны последовательные действия на Форексе от Центробанков Японии, Великобритании и Еврозоны. Банк Англии может решится на продажу фунта против евро, так как Британская промышленность выигрывает от того, что британские товары, экспортируемые в Еврозону, становятся дешевле, а они составляют более 60% экспорта Великобритании.
Огромные валютные резервы Банка Японии и солидный стаж по достижению стабильности йены на рынках делают его вероятным кандидатом на совершение интервенции для предотвращения роста йены.
Информация о работе Зарубежные банковские системы на современном этапе